Яна Карловича Берзина ставил в пример Ленин и опасался Сталин. Его считают не только создателем советской военной разведки, но и её главным искусным исполнителем. Даже будучи начальником, он продолжал выезжать на задания в качестве рядового разведчика. О его операциях ходят легенды, но никто не знает о них подробностей, поскольку Берзин умел не оставить следов, он выполнял задания без шума. Благодаря его работе, в Москву стекались стратегические сведения противников. Каким была судьба этого человека? Расскажем в этой статье.
Петерис Янович Кюзис родился в семье батрака-латыша в Рижском уезде Российской империи. Он учился в семинарии, где его горячая натура прониклась бунтарским духом. Эту школу он ненавидел и в воспоминаниях называл тюрьмой для детей, где царили «наказание, лицемерие и ложь». Когда семинарию закрыли, Кюзис вместе с братом погрузился в революционные события. В 16 лет его схватили и обвинили в расправе над полицейским. Юношу хотели приговорить к восьми годам каторги, но, взяв во внимание его несовершеннолетие, срок сократили до двух лет.
Тюремщики считали, что заключение послужит хорошим уроком «безусому» бунтарю, но ошиблись. Освободившись в 1909 году, Кюзис продолжил дело, в которое верил. За это в 1911 году он был снова арестован и сослан в Иркутскую губернию. Через три года он бежал оттуда с поддельными документами, в которых значилось имя Яна Карловича Берзина. Во время Первой мировой войны, будучи призванным, Берзин дезертировал. Работая слесарем в Петербурге, он активно участвовал в революции. А с 1917 года возглавил латышскую газету «Борьба пролетариата».
Ещё через год он стал помощником командира стрелковой дивизии, которая подавляла антисоветские мятежи, в том числе и на малой родине Ленина в Симбирске (ныне Ульяновск). Берзин, по некоторым свидетельствам по личному распоряжению вождя революции, принимал участие в зачистке классовых врагов. Под руководством Берзина в каждом городе функционировали «подрасстрельные дома» и «подвалы», в которых по доносам (подчас без суда и следствия) к высшей мере приговаривались до 1500 «сомнительных элементов». Ходили слухи, что сам Ленин ставил в пример Берзина и его стрелков, которые действовали решительно и не церемонились с противниками революции.
После Гражданской войны Берзин стал одним из создателей и руководителей советской военной разведки. В 1921 году он взял имя «Павел Иванович» и занял должность заместителя начальника Разведупра. Этот орган разрабатывал и контролировал агентурную разведку, дезинформировал противника на его территории, проводил диверсионные мероприятия, добывал необходимые сведения, вербовал сторонников и выполнял другие задачи. К 1926 году Разведупр насчитывал 12 отделов, которые курировали свои направления (разведка на Западе и Востоке, научно-техническая разведка, дешифровка и так далее), их возглавляли люди без имён, псевдонимы.
Ян Берзин готовил нелегалов, создавал им биографии и забрасывал в тыл врага. Так, к примеру, красивая молодая дворянка Мария Скаковская добывала для Москвы планы Верховного штаба Антанты. Ей удалось получить сведения о том, что Англия и Франция совместно с эмигрировавшей царской армией обсуждает идею интервенции и контрреволюции. Рихард Зорге по поддельным документам работал в качестве иностранного корреспондента в Китае. Он лично присутствовал на испытаниях новой германской техники и знал о военной переподготовке солдат Третьего рейха на территории Поднебесной. В 1933 году Ян Берзин отправил Зорге в Японию, поскольку та определила свой статус азиатской супердержавы и вторглась в Манчжурию.
Годом ранее Берзин узнал от своей агентуры, что Япония намеревается отделить от Китая граничащую с Казахстаном провинцию Синьцзян. Эта территория имела для СССР стратегическое значение. По совету Берзина Сталин направил в провинцию полк НКВД, скрывавшийся под видом «Алтайской добровольческой армии». Закрепив там свою победу над мятежниками, Советский Союз направил в Синьцзян своих разведчиков, которые помогали местным властям стабилизировать обстановку.
В 1936 году Берзин в качестве военного советского разведчика отправился в Испанию, где генерал Франко организовал восстание против правительства. Мятеж был подавлен, но его организаторам на помощь пришли Германия и Италия. Им стали противостоять прибывавшие в Испанию интернациональные бригады со всего мира, это были противники фашизма. Советский Союз тоже выслал своих добровольцев, в их числе и был Берзин (он скрывался под именем генерала Гришина). Именно благодаря его координации испанская республика отбила наступление франкистов и отстояла будущую столицу Мадрид.
Через год Берзина-Гришина отозвали в Москву: такое решение не сулило ничего хорошего. Оно предвещало арест и расстрел. Но вместо этого разведчика повысили, назначив начальником Разведупра, ему вручили орден Ленина. Недовольный некоторыми провалами разведки, Сталин хотел, чтобы Берзин привёл систему в порядок. На своём посту Берзин продержался недолго, но он успел отправить Леопольда Треппера в Западную Европу создавать «базу для наших действий». Ян Карлович собирался развить агентурную сеть на территории всей Европы, уделяя особое внимание Германии.
Берзин понимал, что действовать нужно осторожно, среди его сотрудников было огромное количество иностранцев, которые не говорили на русском. Это не нравилось Сталину, он опасался, что те иностранцы, которые в своё время проводили Ленинские чистки, доберутся и до него самого. Поэтому он решил с помощью репрессий очистить своё окружение. Каждую неделю в Разведуправлении проходили закрытые заседания, на которых составлялись списки новых «врагов народа».
В 1937 году один из них возглавил Ян Карлович Берзин. Его обвинили в «троцкистской антисоветской террористической деятельности». Летом 1938 года его приговорили к высшей мере. Вместе с Берзиным за два года репрессий было ликвидировано огромное количество сотрудников Разведупра, среди них и многие начальники отделов. Сам Ян Карлович был реабилитирован посмертно в 1956 году.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!