Найти тему
Издательство "Камрад"

Обещанный отпуск...

Александр Зубарев рассказал: "1970-й год - год столетней годовщины со дня рождения В.И. Ленина. Откуда-то прошел слух, что в связи с этим первая партия дембелей будет уволена не в мае, а в апреле.

Нас в роте было 4 дембеля. Я вызвался возглавить группу товарищей по выполнению дембельского задания - таких во все времена увольняли первыми. А чего скрывать - служба уже порядком поднадоела, хотелось домой. И вот мы, три дембеля - четвертый был уже старшиной роты и выполнять дембельское задание, это не царское... не старшинское дело.

Мы жили в новой типовой казарме, в новом военном городке на Кряжу в г. Куйбышеве. И вот в нашей казарме из стыков плит перекрытий вывалилась штукатурка. Надо было заштукатурить. Ни стройматериалов, ни инструментов, ни подручных средств, таких, как стремянка - ничего не было. Подался к стройбатовцам. Они обеспечили всем необходимым, кроме стремянки, и дали рецепт раствора.

Ну что ж... время не терпит… Опустошили ячейки солдатских вешалок с целью использования их вместо стремянок. Но высота их была такой, что стоя слишком высоко, а сидя - не достаем до потолка. Вот так, согнувшись в три погибели начали закидывать щели в потолке раствором. Среди нас ни одного, хоть с мало-мальским опытом таких работ...

В итоге не прилипает, СЦУКО!!! И чего мы только ни делали – бесполезно! Но "камень вода точит", а мы упорные и домой оч.хочется… Добились своего - заштукатурили.

Правда, в апрельскую группу мы все же не попали - подозреваю, что это была авантюра ротного, чтобы провести ремонт в расположении роты своими силами - ему зачтется.

Приближается срок плановой демобилизации - май, весна, девки заголились, а мы еще за бетонным забором. Сколачиваю сборную товарищей на дембельское задание. Уже официально под патронажем комполка.

Надо сделать текущий ремонт караульного помещения. Отремонтировали и покрасили все, что нам показали и все, что увидели сами. Красили стены и потолки водоэмульсионкой. Я, для красоты, при помощи гуаши создавал соответствующий помещению колер: в столовой - салатный, в комнате отдыха - зеленый и т.п.

Масляной краской покрасили все деревянные поверхности. А надо сказать, что на период ремонта караул, кроме комнаты связи с постами, был переселен в палатки. Отремонтировали и покрасили все, что нам показали и все, что увидели сами. Красили стены и потолки водоэмульсионкой.

Я, для красоты, при помощи гуаши создавал соответствующий помещению колер: в столовой - салатный, в комнате отдыха - зеленый и т.п. Масляной краской покрасили все деревянные поверхности. А надо сказать, что на период ремонта караул, кроме комнаты связи с постами, был переселен в палатки.

Побелить небольшую комнатку котельной известью вызвался я сам. Крашу краскопультом, срывается шланг и мне все лицо и глаза заливает известью. Приятного оч.мало... я бы даже сказал, что совсем неприятно - если лицо просто отмылось, то глаза жжет нестерпимо. Один глаз, по старому народному принципу "глаз не..." проморгался. а вот второго я понимаю, что лишаюсь. В санчасть, там тоже ничего, кроме как промыть и перевязать.

На работу приходим пораньше. Пришел посмотреть, как идет завершение работ. В караульной никого. Смотрю на створке сушилки висит родимый АК-47, правда без магазина. Откуда? Караул в палатках...

Появляется начальник гауптвахты сержант Латыпов. Спрашиваю, чей автомат? Не знает. Я к караулу в палатки. Там идет смена караулов. Спрашиваю начкаров - молодые, недавно с училища, поэтому к сержантам относятся особенно почтительно…

- Оружие проверяли?

- Да!

- Все на месте?

- Да!

Возвращаюсь в караульное и отдаю АК Латыпову, говорю, мол, караулы хватятся и прибегут. Ты им отдай, шум не поднимай. Лежу в палатке своего взвода - на лето наш учебно-танковый полк выселяют в палатки.

Это уже в учебном городке в Черноречье. Забегает посыльный - меня вызывает к себе дежурный по части. Ворчу, вставая: дежурит наш ротный и он отлично знает, что я, во-первых, на дембельском, а во-вторых, болен. Но приказ, есть приказ...

Захожу в палатку дежурного, а там грозный секретарь парткома полка майор Тымчишин:

- Выйдем, надо поговорить.

И уже на улице говорит:

- Товарищ старший сержант, я далек от мысли, что вы хотели увезти АК на гражданку, но зачем вы спрятали его в овраге?

Я ох…ю (очень сильно удивляюсь). Ну, в смысле, недоумеваю:

- Кто это вам такую х..ю сказал?

Слышу в ответ:

- С-т Латыпов!!!

Была очная ставка, все выяснилось, слава Богу... Закончили ремонт. Работу никто не принимает. Даже после неоднократного напоминания с нашей стороны. Пришлось идти к самому комполка. Пришел, указал на недочеты.

Мы устранили и я 9 мая с военными билетами всех дембелей полка поехал в штаб дивизии на Кряж в Куйбышев. Там мой однопризывник, секретчик штаба, сказал мне по секрету, что пришла радиограмма с приказом всех дембелей уволить до 10 мая.

Так, что мы и вправду были уволены с первой, но и с последней в нашем полку партией... Утром выстраивают полк на развод. Но в строю. почему-то, все макаронники, все штабисты... короче, все, кроме нарядов и караула. Че-то странное...

Выходит комполка... ну... там... обычная церемония - ему докладывают о построении полка для развода и комполка обращается к нам с тем, что одним из комвзводов на практических занятиях по вождению танков на танкодроме утеряна секретная карта. Приметы карты: гриф "Совсекретно" и маршрут движения танкового взвода красным карандашом.

Кто найдет хотя бы обрывок с грифом "Совсекретно", то макароннику ценный подарок, а срочнику краткосрочный отпуск с выездом на Родину. Вывел из строя совсем уже старых макаронников и пешком на танкодром для прочесывания.

Прочесали - голяк. У меня взводный ( а я замкомвзвода 1 взвода) пришел по замене из Венгрии... Старый лысый капитан - это взводный!!! Ессно, на службе бывает редко, его ничто не колышит, со взводом полностью только сержанты. И теория и практика…

Я вывожу взвод на трех Т-54 на танкодром: "В боевую линию" "Противник справа", "Противник слева" и т.д. согласно КВБМ. Выстроились в колонну на танкодроме и, вдруг, нас останавливает старичок с овчаркой, машет. "Всем стой". спрыгиваю с танка и к старику.

Это чабан с ближайшей кошары. Он показывает мне, не выпуская из рук, карту - ОНА! Спрашивает, не ее ли потеряли. Ее, говорю, но он заявляет, что карту отдаст только старшему командиру - понятно, заработать хочет.

Эх, если бы не овчарка! Разворачиваю колонну и на скоростях на КТП. Оттуда бегом км 3-4 в городок. На КПП у дежурного спрашиваю - где комполка, отвечает, что здесь с визитом комдив, проводит встречу с офицерами в офицерском клубе.

Но, услышав причину поиска командира полка, подхватился и бегом в клуб. Через пару минут оттуда выбегает комполка в сопровождении какого-то офицера. Садимся Газ-69 и на скоростях на кошару (место базирования отары овец).

Сопровождающий офицер оказался корреспондентом окружной газеты ПриВО "За Родину". Спрашивает, что, теперь в отпуск - пожимаю плечами. Прибывает на кошару, комполка выкупает карту и мы возвращаемся каждый на свое место.

Это произошло летом. С отпуском тишина, Наступает канун 7 ноября. Сержантов по традиции собирает комполка и настраивает нас на особое отношение к своим обязанностям в период праздников.

Напоминает, что все войны начинались или в праздники или в выходные, а в этот период в полку из офицеров только дежурные по подразделениям - значит, вся надежда на сержантский состав. Вдруг, его взгляд останавливается на мне:

- Ст. с-т Зубарев, а вы не в отпуске?

- Никак нет!

Старшина роты, такой же дембель, как и я (нас всего четверо в роте - по одному на взвод), просит меня сходить в наряд дежурным по роте. Понятно, что я дембель и никаких нарядов! Но абсолютно некого поставить дежурным. Мы вместе призывались и у нас абсолютно дружеские отношения - как я могу отказать?

И вот, все в клубе на праздничных мероприятиях, во время которых зачитывается приказ по полку о награждении воинов. Я в томительном ожидании - сейчас ребята будут идти из клуба и многие будут кричать, собирай чемодан и подобные перлы солдатского юмора, но! Тишина. Тогда я совершенно незаинтересованно так, прямо скажем, равнодушно спрашиваю о приказе Зачитывали? Ну! Кого из наших наградили? Никого...

Я могу порвать горло за друга и даже за совершенно незнакомого человека... так живу всю жизнь... А попросить что-нибудь для себя... никогда. В полку служил боец Галактионов. Он при мне 3(!!!) раза был в отпуске.

Приходит к комполка и заявляет, что с Родины пишут. О том, что жена ему изменяет, и он в предсуицидном состоянии... и в таком духе, только меняя тему. Три раза при мне побывал дома. Я из-за своей гипертрофированной скромности, увы, не смог получить обещанный мне командиром полка отпуск...».

фото Алексея Потапова...
фото Алексея Потапова...