Найти в Дзене
Военный атташе

Что приобрела Россия от контроля над новыми регионами

Западные деловые издания и аналитики начали подсчитывать в деньгах приобретения России от СВО. По расчетам Center for Research on Energy and Clean Air, Россия получила более 550 млрд евро от экспорта ископаемого топлива с начала спецоперации, причем крупнейшим его покупателем стали страны Евросоюза, потратив 180 млрд евро.

Стоимость одних только активов по добыче полезных ископаемых: угля, нефти, газа и редких металлов в ДНР, ЛНР, Запорожье и Херсоне, а также в Крыму, эксперты из канадской аналитической фирмы SecDev оценили для Washington Post в $12,4 трлн. В дополнение к 63 % угольных месторождений Украины, Москва взяла под контроль 11 % ее нефтяных месторождений, 20 % ее месторождений природного газа, 42 % ее металлов и 33 % месторождений редкоземельных элементов и других важнейших минералов, включая литий.

-2

Оценка «Ведомостей» экономического потенциала новых регионов на порядок скромнее – $130 млрд или 2,9% российского ВВП уровня 2021 года. Однако это весьма немало.

Если контроль за четырьмя новыми регионами Москва сохранит за собой, Киев навсегда потеряет доступ почти к двум третям своих ресурсных активов, прогнозирует Washington Post. «Худший сценарий заключается в том, что Украина потеряет землю, больше не будет иметь сильной сырьевой экономики и станет больше похожа на одну из прибалтийских стран, нацию, неспособную поддерживать свою промышленную экономику», - сказал Станислав Зинченко, исполнительный директор GMK, базирующегося в Киеве экономического аналитического центра.

-3

Украина также потеряет запасы природного газа, нефти и редкоземельных минералов, необходимых для производства некоторых высокотехнологичных компонентов, что может затруднить поиск Западной Европой альтернатив импорту из России и Китая. До 2014 года Украина располагала одними из крупнейших в мире запасов титановой и железной руды, нетронутыми месторождениями лития и огромными залежами угля стоимостью десятки триллионов долларов в перспективе. Но сейчас мало кого из западных инвесторов интересует их разработка: ранее вложенные средства проще списать в убытки, чем сталкиваться с военными рисками. Никто не верит, что Москва оставит Киев в покое даже если заключить временное перемирие, против которого так отчаянно выступает Зеленский и в пользу которого все чаще звучат голоса ряда политиков на западе. «Ни одна частная компания в здравом уме не стала бы инвестировать в остальную часть Украины, если бы это превратилось в замороженный конфликт», - сказал Джейкоб Киркегаард, научный сотрудник Вашингтонского Института международной экономики Петерсона, комментируя перспективу компромисса с Москвой, а не победу Киева на поле боя.

-4

Одно понятно – западные политики скрежут зубами от перспектив потерять богатые нефтью, газом, углем и литем земли, которые могли бы стать альтернативой потерянным поставкам ресурсов из России. А если взять еще сельскохозяйственные черноземы, мощную сталелитейную промышленность и т.д, то и того жальче. Еще более критично, чем добывающую промышленность, Washington Post оценивает потерю Украиной контроля над ключевыми портами и логистическими маршрутами.

-5

На восстановлении украинской промышленности западный бизнес готовился распилить не менее $750 млрд, но инвесторы не готовы рисковать и сворачивают даже действующие проекты по геологоразведке полезных ископаемых на подконтрольных Киеву территориях. Также они поступают и с проектами в области альтернативной энергетики: ведь большая часть ветроэнергетики осталась на подконтрольных России территориях.

Честь имею!