Признавайтесь честно: делали уже хоть раз школьный проект вместо ребенка? Я да.
При этом не могу сказать, что ненавижу школьные проекты. Нет. Но напрягаюсь от них сильно. Потому что не понимаю, почему ШКОЛЬНЫЙ проект делает не учитель с учеником, а мама после своей работы.
Но давайте обо всем по порядку.
Цель внедрения этих самых проектов казалась заманчивой:
Работа над проектом учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.
Основным достоинством метода проектов является то, что результат своей деятельности ученики могут применить в реальной жизни, найти им практическое предназначение.
Что-то из этого осуществилось? Нет. все школьные проекты делают родители.
Как должен выглядеть идеальный школьный проект
Учитель предлагает детям интересную тему для изучения, дает задание, а потом вместе с ними эту работу и выполняет. Направляет, поправляет, улучшает.
Потом все вместе готовят презентацию или поделку и идут с ней на конкурс. Родители только радуются первому месту ребенка и полученной грамоте. Учитель получает благодарность и купается в лучах заслуженной славы. Ведь он честно выполнил свою работу: научил детей делать что-то новое.
Как выглядит проектная деятельность сейчас
Учитель дает задание и предлагает сделать проект дома с родителями. Если речь идет о старших классах, то можно подключить и репетитора. Родители тратят огромное количество ресурсов, чтобы все сделать красиво и качественно.
Потом учитель критикует готовый проект и заставляет его переделывать. Ну, чтобы хоть как-то поучаствовать в работе. После этого проект отправляется на конкурс. Учитель получает незаслуженную благодарность и купается в лучах незаслуженной славы. Но искренне верит, что он этого достоин. Родители и репетиторы нервно курят в сторонке.
Честно, я не понимаю, как мы до этого докатились. Вот до такого уровня очковтирательства. Школа рапортует, что ученики с 1 класса умеют делать сложнейшие презентации и разных роботов.
Чиновники радуются, что проектная деятельность настолько удалась.
Страдают от этого, как обычно, родители и дети. Дети от того, что вообще ничему не научились. Родители от того что потратили кучу своего личного времени на полную ерунду. Ведь когда родители делают проект ребенок, чаще всего, в этом даже не принимает участия.
Я лично видела, как детишки на защите читают презентации по слогам и вообще не понимают, что происходит. А проект у них представлен сложнейший.
Конечно, для школы это самый простой выход: переложить вообще все на плечи родителей. Себе оставить только контролирующую функцию. Но дети однажды вырастают. С чем они выйдут во взрослый мир? С каким багажом знаний и умений?
Об этом думать надо, а не о том, как отчитаться о проделанной работе.