Продолжаем вспоминать историю боевой службы крейсеров типа "Богатырь". Первые статьи по истории этих крейсеров (проектирование, сравнение с "одноклассниками", вооружение, участие в русско-японской войне) вы можете найти на нашем канале. А начало данной статьи можете прочитать ЗДЕСЬ
К началу Первой мировой войны русские бронепалубные крейсера типа "Богатырь" уже устарели, что не помешало им принять активное участие в боях, действуя на передовых рубежах.
Надо отметить, подобная ситуация была характерна большинству стран, принявших участие в войне - доля крейсеров, построенных в начале ХХ века в каждом из флотов была значительна.
По планам, разработанным перед войной, на Балтике предполагалось ограничиться обороной на минно-артиллерийской позиции, а для разведки иметь в устье Финского залива завесу из крейсеров, и здесь как раз и пригодились ветераны "русско-японской".
21 июля 1914 года, находясь в завесе у Оденсхольма, «Олег» задержал английский пароход и направил его в Балтийский порт. Русские бронепалубные крейсера «Олег» и «Богатырь» вместе с «Дианой» и «Авророй» составили основу первой и второй бригады крейсеров Балтийского флота, каждый день выходили в завесу, а к ночи возвращались в Ревель. Первый крупный боевой успех пришелся на долю «Богатыря», который вступил в войну в составе второй бригады крейсеров. 13 августа 1914 года крейсер совместно с «Палладой» в сопровождении дивизиона миноносцев обеспечил захват германского крейсера «Магдебург», выскочившего на камни у маяка острова Оденсхольм.
Крейсер «Магдебург» действовал в составе отряда контр-адмирала Беринга (крейсер «Аугсбург» – флагман, миноносцы V-25, V-26, V-186) в ходе набеговой операции в устье Финского залива. И в ночь на 13 августа в условиях тумана из-за навигационной ошибки на 15-узловом ходу наскочил на камни острова Оденсхольм. Авария произошла в виду поста Службы связи Балтийского флота, и русское командование сразу узнало о случившемся.
Попытки немцев сняться с мели и буксировать поврежденный корабль оказались безуспешными. Ввиду невозможности снять «Магдебург» с камней, командир крейсера принял решение команде оставить корабль. Миноносец V-26 снял людей с крейсера, а прогремевший вскоре взрыв полностью разрушил носовую часть корабля до второй трубы включительно.
Примерно с 10 до 11 утра в тумане показались русские корабли. Это были крейсера «Паллада» и «Богатырь». Первым открыл огонь из 88-мм орудий немецкий миноносец V-26, затем ответили русские крейсера. «Богатырь» вел огонь из 152-мм и 75-мм орудий и стрелял в основном по «Магдебургу», а после взрыва на нем перенес огонь на уходящий миноносец, добившись, по немецким данным, как минимум одного попадания 152-мм снарядом. Крейсер «Паллада» (тип «Баян») присоединился к артиллерийской дуэли позже. Его огнем на немецком крейсере было разбито одно 105-мм орудие, сорвана радиоантенна и сильно повреждены дымовые трубы. Всего крейсер израсходовал 16-203-мм, 56-152-мм и 18-75-мм снарядов. Примерно в 11.55 на крейсере «Магдебург» спустили флаг.
Весь бой (если можно так назвать перестрелку с миноносцем и с полувзорванным крейсером, находящимся на камнях) продолжался около 20 минут, стороны прекратили огонь на дистанции около 20 каб., и русские корабли не стали преследовать отходящий V-26. Миноносец выпустил в общей сложности 104 снаряда и, по немецким данным, наблюдал как минимум два попадания в русские корабли. По русским данным, немецкие снаряды ложились с большими недолетами и перелетами, попаданий в корабли не было за исключением нескольких осколков, попавших в корпус крейсера «Богатырь». На крейсере «Магдебург» и миноносце V-26, по немецким данным, было 17 убитых, 17 раненых и 75 пропавших без вести. В плен были взяты командир, 2 офицера и 54 матроса с крейсера «Магдебург».
В результате захвата крейсера в руки русских моряков попало большое количество различных документов германского флота, в том числе и секретного характера. В руки русского командования попали два экземпляра «Сигнальной книги» германского флота, чистовые и черновые журналы семафорных и радиотелеграфных переговоров (включая радиотелеграфный журнал военного времени), шифры мирного времени, секретные карты квадратов Балтийского моря, документы по радиосвязи германского флота. Эти документы сыграли огромную роль в последующих боевых действиях на море.
В следующей операции «Богатырь» и «Олег» действовали уже вместе. Отряд крейсеров под флагом адмирала Н.О. Эссена (крейсера «Рюрик» – флагман, «Россия», «Богатырь», «Олег») 19-20 августа (1-2 сентября) в охранении эсминцев вышли для атаки немецких дозоров у острова Готланд. Однако выход был неудачный, эсминец «Новик» безуспешно атаковал немецкий крейсер «Аугсбург», что привело к потере внезапности, а затем – к отмене операции.
А 6 ноября крейсера отряда Особого назначения – «Богатырь» и «Олег» (вместе с «Рюриком») прикрывали минный заградитель «Амур» и принимали участие в минной постановке у банки Штольпе. В декабре (14-15 декабря) «Олег» и «Богатырь» вновь участвовали в прикрытии минзага «Енисей», установившего 240 мин. А вскоре и сами крейсера стали использоваться для установки минных заграждений. Отметим, что еще перед войной, реально оценивая возможности минного оружия и варианты его использования на Балтийском море, рассматривались предложения о переделке крейсеров в быстроходные 23-узловые минные заградители на 400 мин каждый, однако эти планы не осуществили.
И вот уже в начале войны было решено оборудовать минными рельсами крейсера, чтобы задействовать их не только для охраны минзагов, но и для постановки минных заграждений. Кто бы мог подумать, что создаваемые как дальние эскадренные разведчики с высокой скоростью и большой дальностью плавания крейсера будут переоборудованы в «минзаги». Однако крейсера-ветераны справились и с этой задачей.
В Гельсингфорсе на главной палубе крейсеров между полубаком и полуютом установили рельсы, съемные бортовые скаты, а также узлы походного крепления мин. И уже 31 декабря 1914 года крейсера вышли на заградительную операцию. «Олег» выставил свои 96 мин, «Богатырь» – 100 мин у острова Борнхольм. По имеющимся данным, на этом минном заграждении 25 января 1915 года подорвался германский крейсер «Аугсбург» («систершип» "Кельна" и "Майнца", погибших в Гельголандской бухте).
В 1915 году произошло перераспределение кораблей между отрядами: все башенные крейсера – «Адмирал Макаров», «Баян», «Олег» и «Богатырь» были сведены в 1-ю бригаду, остальные – во 2-ю.
В последующем крейсера еще не раз выходили в море на минные постановки и для действий на коммуникациях противника. Так 24 апреля 1915 года «Олег» и «Богатырь» приняли участие в небольшой стычке с немецким крейсером «Мюнхен» и пятью эсминцами (по другим данным – два германских крейсера типа «Бремен»), но безрезультатно. Отряд последовательно повернул на норд-вест и открыл огонь из 152-мм орудий левого борта, противник ответил залпами. После 30-минутной перестрелки, не добившись попаданий, стороны разошлись.
В июле 1915 года крейсера приняли участие в бое у острова Готланд. Это один из известных (в некотором роде - "скандально известный") боев между русскими и немецкими кораблями на Балтике, поэтому мы только напомним его некоторые особенности и действия «богатырей».
В ночь с 18 на 19 июня «Богатырь» и «Олег» в составе 1-й бригады крейсеров (вместе с «Баяном» и «Адмиралом Макаровым» – флагман) вышли в море для обстрела Мемеля, чуть позже к ним присоединился «Рюрик» и «Новик». Однако операцию вскоре отменили, так как были получены данные о нахождении в том же районе отряда германских кораблей (крейсера «Роон», «Аугсбург» (флаг коммодора Карфа) и «Любек», минный крейсер (минный заградитель) «Альбатрос», 7 миноносцев) которые возвращались после постановки мин в Або-Аландском районе. Немецкий флагман нарушил радиомолчание, доложив о выполнении задачи – радиограмма была перехвачена русской службой связи, расшифрована, и контр-адмирал М.К. Бахирев отдал приказ идти на перехват немецких кораблей.
19 июня в 07.30 русские корабли обнаружили у острова Готланд «Аугсбург», «Альбатрос» и 3 эсминца – немецкий отряд до этого разделился – остальные корабли (крейсера «Роон», «Любек», 4 ЭМ) следовали в Либаву, и открыли по ним огонь. Русские крейсера, чтобы не допустить прорыва противника, разделились на две группы и начали охватывать противника с обеих сторон. Однако пользуясь преимуществом в скорости, легкий крейсер «Аугсбург» и эсминцы оторвались от преследователей, а вот минному заградителю «Альбатрос» не повезло – на нем сосредоточили огонь два «богатыря», а затем и весь русский отряд. Несколько ранее на «Альбатрос» перенес огонь и «Адмирал Макаров», «Баян» же не сразу последовал его примеру: всплески от падения снарядов трех крейсеров и так различались с большим трудом. По немецким данным, первый снаряд поразил «Альбатрос» в 8 ч 20 мин, и взрыв разворотил корму заградителя. К этому времени «Аугсбург» и миноносцы окончательно скрылись во мгле в южном направлении.
В течение 10-15 минут на дистанциях 40-45 кабельтовых русские крейсеры буквально изрешетили своего небронированного противника. На «Альбатросе» через подводную пробоину в корме один из отсеков затопила вода, нарастал крен на левый борт. Другие снаряды разрушили полубак, штурманскую рубку и мостик, где ранее был ранен командир заградителя. Сбитая фок-мачта полетела за борт.
В течение 10 минут «Альбатроса» обстреливал и «Баян», который по сигналу «отрезать неприятеля с зюйда» склонился влево. В то же время «Адмирал Макаров» повернул к северу и перевел бой на левый борт. По наблюдениям с русских крейсеров, «Альбатрос» около 8 ч 45 мин, потеряв управление, описал две полные циркуляции – как раз при входе в шведские территориальные воды у Эстергарнхольма. И все же германскому командиру, управляясь машинами, удалось направить подбитый заградитель в пролив между островами Эстергарн и Готланд и в 9 ч 12 мин выброситься на шведский берег. Русские крейсеры прекратили огонь между 8 ч 30 мин («Баян») и 9 ч 07 мин («Олег»), «Альбатрос» – в 8 ч 45 мин, якобы уважая шведский нейтралитет.
Здесь подавляющее преимущество русских сыграло только на пользу противнику – русские крейсера мешали друг другу, многочисленные разрывы не позволяли корректировать огонь, но «Альбатрос» не ушел.
Вскоре на русские крейсера «вышли» «Роон», «Любек» и 4 эсминца, которых немецкий флагман вызвал к месту боя. Кратковременная артиллерийская дуэль не дала перевеса ни одной из сторон. «Олег» открыл огонь по «Роону», наблюдали накрытие. Затем перенесли огонь на «Бремен» с 65 кабельтовых. Через 12 минут противник отошел. Была обнаружена подводная лодка, «Олег» совершил маневр уклонения и открыл огонь по перископу; во время боя было выпущено 334-152-мм и 12-75-мм снарядов.
В 10 ч 30 мин германские корабли встретил вызванный в район боя «Рюрик». Открыв огонь, он добился попадания в «Роон», но, уклоняясь от атаки подводной лодки, потерял его в тумане, отказался от поиска и направился в Финский залив. Результатом сражения стала гибель немецкого минного заградителя «Альбатрос», выбросившегося на камни острова. Добиться потопления или серьезного повреждения немецких крейсеров бригада русских крейсеров не сумела.
В середине октября (28-29 октября по новому стилю) 1-я бригада крейсеров в сопровождении 8-го дивизиона миноносцев (5 эсминцев) выходила в Ботнический залив для борьбы с неприятельской торговлей. Было осмотрено несколько шведских пароходов.
В конце октября «Олег» принял 150 мин с заградителя «Урал», и бригада крейсеров в сопровождении линкоров и дивизиона миноносцев осуществила минную постановку на вероятных путях движения противника (всего было выставлено 560 мин). В декабре 1915 года крейсера приняли участие в минных постановках (700 мин), в дальнем охранении принимали участие линкоры-дредноуты «Петропавловск» и «Гангут». На выставленных минных заграждениях в общей сложности подорвались и получили повреждения немецкие крейсера «Аугсбург» (в декабре 1914 года), «Данциг» (в конце 1915 года) и «Любек» (в январе 1916 года).
Война продолжалась.
Окончание следует...
Источники: Гармашев, А.А.Чертежи кораблей российского флота. Крейсер 1 ранга «Богатырь»/А.А.Гармашев. – СПб.: Частный военно-исторический
архив.- 2003.- 30 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»). Часть 1/ В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, №3 (доп) – 2010. – 32 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»).Часть 2/В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, № 1 (доп) – 2011. – 32 с.; История отечественного судостроения. В пяти томах. Т.2. Паровое и металлическое судостроение во второй половине ХIХ в./ Р.М.Мельников. Сост. Б.Н.Малахов. – СПб.: Судостроение, 1996. – 544 с.; Крестьянинов, В.Я. Крейсера российского императорского флота. 1856-1917 годы. Часть 1 /В.Я. Крестьянинов. – СПб.: Галея-Принт, 2009.- 212 с.; Лапшин, Р.В. Крейсер «Коминтерн» /Р.В.Лапшин, М.Э.Морозов // Морская кампания.- № 4(41).- 2011.- С.24-43.; Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия/Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Корабли отечества № 7, 1995 / Р.М.Мельников. – СПб.: Гангут, 1995. – 32 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Стапель № 6, 2009 / Р.М.Мельников. – СПб.: ЛеКо, 2009. – 72 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Очаков». Серия «Замечательные корабли/ Р.М.Мельников. – Ленинград: Судостроение, 1986. – 256 с.