Найти в Дзене
Mylene Farmer's World

Милен Фармер: Биография №8 Tour 89 - Ч.2 В свете софитов

Продолжаем рассказ о концертах "Tour 89". Из 10 мая 1989-го мы переносимся в вечер следующего дня - на первый в жизни Милен сольный концерт.

Вечером 11 мая 1989 года во Дворце спорта города Сент-Этьен собралось 4200 зрителей. Самое время поговорить о том, что же они увидели.

Почти на самом краю сцены, едва освещенные прожекторами, зрителей встречали мрачные закрытые ворота, уже знакомые им по афишам. Да, они там красовались не только для символизма. В шуме и гаме люди не сразу обнаруживали, появляющегося из мрака монаха, который открывал замок и распахивал створки кладбищенских ворот. Еще мгновение и декорации расходились в стороны. Звучали первые ноты "L'Hologe" и в глубине сцены появлялся тонкий темный силуэт. Одетая в черное Милен выходила к залу и исполняла стихи Бодлера, тем самым задавая настроение для всего шоу. Как мы помним, вокруг центральной идеи "Часов" был построен весь концерт, потому в сет-листе он идет первым. Идущая следом "Plus grandir" развивала мысль о неотвратимости времени. Обращает на себя внимание первый костюм, порядком напоминающий траурные одежды Милен из клипа "Plus grandir". Хотя уже на следующей песне наряд меняется, цветовая гамма остается преимущественно черной.

Далее от задумчивых композиций певица переходит ко все более игривым. "Sans logique" - "Maman a tort" - "Déshabillez moi". Тут надо отметить, как выстроены паузы между песнями. "Не взрослеть" и "Без логики" исполняются не статично, а с хореографией, ввиду чего Милен постоянно находится в движении. Не забываем, что поет она при этом сама. После "logique" берется короткая пауза — отдышаться и переодеться. Включается свет и... Милен на сцене нет. Вместо нее с шуточным монологом к публике обращается бэк-вокалистка Кэрол Фредерикс. Все это время Фармер прячется под безразмерной, скрытой в темноте, юбкой Кэрол и выскакивает с первыми нотами следующей композиции. "Maman a tort" исполняется дуэтом, в котором певица изображает непослушную дочь, идущую на конфликт с матерью. Следует затемнение и вот уже Милен, стоя в "смирительной рубашке" поверх пижамы, исполняет "Déshabillez moi". Это отсылка к первоначальному замыслу Лорана Бутонна и Жерома Даана снять клип "Maman a tort" в декорациях психиатрической больницы. Тогда им не хватило бюджета и видео получилось очень скромным.

Вновь смена костюма, теперь на черное длинное платье и 5 минут грусти с песней "Puisque" ("Поскольку"). Выступление короткое, время для погружения зала в печаль еще не настало. Треть концерта уже прошла, а значит пора переходить к хитам. Несколькими движениями от платья отрывается все лишнее. Публика мечется в эйфории, ведь в окружении 8 танцоров Милен поет "Pourvu qu’elles soient douces"! Почти 10-минутный номер, с мудреной хореографией, объемной инструментальной частью и представлением музыкантов зрителям. Пока звезда снова переодевается, Слим Пезан (соло-гитарист) и Бруно Фонтен (клавишник) радуют публику виртуозными соло.

Слегка успокоив народ композицией "Allan", Фармер дает танцорам паузу для смены костюмов. По ее клетчатым штанам уже можно догадаться что зазвучит в скором времени. Серый пиджак выворачивается наизнанку, изящная прическа скрывается под клетчатой кепкой. Теперь поклонники действительно счастливы, ведь они слышат "Sans contrefaçon". В концертном видео можно заметить, что необходимость держать в руке микрофон не дает Милен реализовать поставленную хореографию в полной мере. Уже в 90-е эта проблема будет решена и "Без обмана" приобретет классический концертный вид.

В сет-листе осенних концертов между этими двумя песнями будет вставлена новая композиция "A quoi je sers..." ("Чему я служу..." / "На что я гожусь..."), написанная Милен летом, под впечатлением от первых выступлений. Об этом чуть ниже.

А тем временем начинается уже лирическая часть шоу. От мрачно-суицидальной "Jardin de Vienne" Милен переходит к "Тристане". Славянский колорит, продвигавшийся в клипе воспроизводится и здесь. Певица наряжается в аналог кафтана, танцоры изображают простых русских людей. Можно заметить, костюм особенно выделяет Фармер из ряда танцоров. В алом одеянии и стилизованных сапогах она выглядит практически царевной (Особенно когда выступает без, позаимствованных из клипа, рваных перчаток). Если публика к этому моменту еще не погрузилась в океан печали, то следующая песня доведет начатое до конца. Под аккомпанемент синтезатора певица выходит к залу в полупрозрачном платье, вероятно символизирующем обнаженную душу и исполняет "Ainsi soit je...". В большинстве случаев - сквозь слезы. Благо, в залах уже есть поклонники, которые знают слова припева наизусть и хором подпевают, пока Милен собирается с духом, чтобы продолжить. Видимо где-то здесь зародилась особая любовь фанатов к песне, так как до того продажи одноименного сингла были невелики. Здесь же берет начало любимый вопрос скептиков - плачет ли Фармер на концертах от избытка чувств, или это актерская игра? Тут, как говорится, думайте сами.

М.Ф. - "Когда текут слезы, говорят эмоции. И здесь, как бы некоторые ни хотели об этом думать, нет обмана. Я знаю, что испытывала каждый вечер на сцене. Никто не сможет уличить меня в том, что я солгала о своих чувствах." (Télé 7 Jours, 1 апреля 1991 г.)

Выбраться из пучины грусти помогает "Либертина". Свечи, пистолеты, Милен и Софи в привычных образах соперниц. Противостояние девушек на сцене элегантно вплетено в хореографию. Атмосфера клипа тут воссоздана на 100%. 11 - минутное выступление, самое долгое и роскошное в рамках концерта. Это и неудивительно, "Libertine" знаковое и очень много значащее для Фармер произведение. И так как это почти конец шоу, певица использует удобный случай представить публике танцевальный коллектив. После музыкальной паузы Милен возвращается в фиолетовом платье, чтобы исполнить песню Мари Лафоре "Je voudrais tant que tu comprennes" ("я бы хотела, чтобы ты понял") в качестве прощания. И вот концерт подходит к завершению, вновь появляются кладбищенские врата, которые закрывает монах. Под звук тикающих часов Милен Фармер удаляется со сцены.

М.Ф. - "Что меня удивило, так это теплота и эмоциональная открытость. Я понимаю, что аудитории так же, как и мне трудно справиться со своими эмоциями." (OK !, 15 апреля 1991 г.)

Ночью Слим Пезан и Патрик Бургуан отвезли вымотанную Милен к ней домой в Париж. Выступление оказалось более чем удачным, но избыток эмоций и попытки их осмысления уводили певицу только глубже в себя. Впрочем, в своих переживаниях она была не одинока. Вот что рассказывал Бруно Фонтэн о Милен и Лоране после первого концерта:

"Мне действительно казалось, что передо мной двое удивленных детей, которые осуществили свою мечту. Это было тем более трогательно, что я знал, как много они в это вложили, со всех точек зрения. У меня сохранились точные воспоминания о Лоране в конце первого концерта, в Сент-Этьен: он был очень взволнован. Как будто он только что увидел, как его достижения оживают."(Mylène Farmer Magazine, 2003 г.)

После короткого перерыва шоу продолжились. С 18 по 24 мая было дано 7 концертов во Дворце спорта в Париже. По четыре с половиной тысячи зрителей на каждом. В честь удачного завершения серии выступлений вечером 24-го в саду Багатель был организован праздничный ужин. На всех семи вечерах билеты были раскуплены полностью. Публика была в восторге. Убедившись в том, что со спросом проблем не будет, организаторы начали готовиться к осеннему туру по провинции.

Тем временем Милен, воспользовавшись паузой, принялась рефлексировать над пережитыми эмоциями. Она часто говорила в поздних интервью, как сильно ее поразила первая встреча с публикой и сколько противоречивых чувств это вызвало. Музыканты и танцоры, в свою очередь, отмечали, что перед и после концерта ее часто видели как будто расстроенной. Вероятно это ложное истолкование того потерянного состояния, в котором с непривычки пребывала Фармер. Под впечатлением от встречи с поклонниками в июне она пишет новую композицию "À quoi je sers..." ("Чему я служу..."/"На что я гожусь...."/"Для чего я нужна..."). Позаимствовав ряд выражений у Люка Дитриха, Милен предприняла попытку выразить свои внутренние противоречия, но в довольно странной манере. Депрессивное произведение с весьма пораженческим настроем. Текст повествует о тщетном поиске собственного пути и бесполезности такого существования. Словно Фармер не понимает что и зачем она делает. Большое лукавство. На самом деле она знала зачем:

"Я написала "À quoi je sers..." через некоторое время после дебюта во Дворце спорта. Потому что это вопрос, который я задала себе. (Ответ) Именно в этом: кричать то, что другие не смеют". (Télé 7 Jours, 27 ноября 1989 г.)

Сингл вышел 17 июля 1989 г. Вскоре был снят и клип, из которого становится понятно гораздо больше. В соответствие со сценарием Милен и Лорана, главную героиню сопровождают персонажи почти всех ее прошлых клипов. При этом река, через которую лодочник перевозит девушку, однозначно отсылает нас к реке Стикс, отделяющей царство мертвых от мира живых. Этой песней Милен ставит точку и открывает новую страницу в своей жизни. Все те образы и идеи, что она создала и озвучила, уходят в прошлое, уступая место новым творениям.

Произведение было сочтено уместным для исполнения на сцене и на осенние концерты его добавили в сет-лист.

В тот момент, когда казалось, что все идет гладко, возникла неожиданная проблема. Жанна Мас, в то время известная соперница Милен, собралась в собственный концертный тур. В конце сентября Жанна дала 4 успешных шоу в новейшем зале Берси, вмещавшем тогда до 17 000 зрителей. И в планах было турне по провинции. Выступления в тех же городах, что и Фармер, но на день раньше. Серьезная конкуренция. Спрос на ее выступления был очень велик. В воздухе запахло враждой.

Бертран Ле Паж - "У публики не было достаточного количества денег, чтобы позволить себе обеих. Я хотел вмешаться, Милен была против, а Лоран предпочел выждать. К счастью, Жанна, которой предстоял перерыв в карьере, в последний момент решила все отменить." (Platine, 21 октября 1994 г.)

Ситуация разрешилась удачно, хотя и непонятно, по какой именно причине концерты отменились. Вскоре Жанна переключилась на семейные дела и уже с начала 90-х ее популярность начала падать. Конкурировать с Фармер она больше не могла.

Тур по городам Франции прошел с оглушительным успехом. Кроме того, было дано по два концерта в Бельгии и Швейцарии. Практически везде билеты были выкуплены полностью (кстати, стоимость билета составляла 21 - 23 евро). Публика наполняла залы до отказа и была счастлива. Реакция была невероятной:

Бруно Фонтэн (муз.директор и клавишник) - "Было какое-то умопомрачительное почтение к ней. Я думаю с тех пор оно только усилилось. (...) Я также помню истерику (зала - авт.) перед последней песней. В иные вечера она длилась до четверти часа! Я никогда не испытывал ничего более безумного!" (Mylène Farmer Magazine, 2003 г.)
Эдви Шандалье (танцовщица) - "Поскольку Милен исчезала сразу после ухода со сцены, мы часто служили заменителем для фанатов, которые ждали ее после концерта. Мы встречали их в отеле, в ресторане; они следовали за нами повсюду." (Fanzine IAO №7, 2006 г.)
Э.Ш. - "Под сценой стояли носилки Красного креста. Реакция была сумасшедшей, чрезмерной." (Belle de scene, 2006 г.)

В отдельных городах решили поставить дополнительные даты, чтобы охватить всех желающих. Тут же Милен столкнулась с толпами фанатов, дежурящих у залов и отелей. И без того нелюдимой певице пришлось срочно освоить навык скрытного перемещения между залами и отелями. Как правило, в компании своего менеджера - Бертрана Ле Пажа, иногда с кем-то из группы. Пока танцоры и музыканты невольно отвлекали поклонников, Фармер незамеченной добиралась до номера. Хотя получалось не всегда.

Эдви Шандалье - "Я помню как однажды, я ехала домой в машине с Милен. Когда она вышла, фанатка набросилась на нее, плача и говоря, что она часто думала о самоубийстве. Милен несколько минут утешала ее." (Belle de scene, 2006 г.)
Милен Фармер и неизвестная фанатка
Милен Фармер и неизвестная фанатка

В наше время внимание фанатов на концерте отвлекается визуальными эффектами, убеждающими публику в том, что Милен все еще за кулисами. На самом деле мадам Фармер в это время уже едет в отель.

За время тура певица успела привыкнуть к команде. И музыканты и танцоры говорили, что она стала куда более открытой с ними. В перерывах между концертами все отмечали ее жизнерадостность и простоту. После окончания тура, выступавшие на сцене участники коллектива, получили подарки от Милен. По рассказам танцоров, вручала она их лично и с самыми теплыми словами.

20 и 21 октября прошла съемка для будущего концертного фильма. Примечательно, что для доработки фильма Лоран решил отснять еще один концерт с пустым залом. Для примера, так в итоговое видео попали некоторые кадры "Pourvu qu’elles soient douces". В то время этим больше никто не заморачивался, поэтому перфекционизм Лорана сильно удивил критиков. Еще одной задумкой Бутонна стала сцена уничтожения декораций. Уже после тура декорации были собраны специально для эффектного взрыва. Творческому партнеру Милен очень хотелось сделать финал покрасивее, хоть так и не задумывалось изначально. Монтаж видео растянулся почти на целый год. А все его производство влетело компании в копеечку. Релиз состоялся только 5 ноября 1990 г.

Милен очень хотела сделать финал тура особенным, масштабным. Лучшего зала, чем Берси для это было не придумать. Организаторы забронировали помещение на две даты. И ожидания певицы полностью оправдались, на концертах 7 и 8 декабря творился аншлаг. Все 34 тысячи билетов были раскуплены. Фанаты пребывали в эйфории и скандировали имя своего кумира. Команда певицы наслаждалась успехом и отрывалась в свое удовольствие. Танцоры даже позволили себе отойти от шаблона и втайне от Милен изменили хореографию для ряда песен на финальном вечере. Концерты в Берси стали триумфальным завершением тура. Всего на 46 концертов "Tour 89" пришло около 300 000 человек, бюджет тура составил 6 миллионов евро (и значительная часть этих денег пошла на создание фильма). 9 декабря 89-го года вышел концертный альбом, который быстро разошелся тиражом в 600 000 копий. А тем временем продажи студийного "Ainsi soit je..." преодолели отметку в 1.5 миллиона экземпляров.

-9

Увы, финал тура оказался омрачен скандалом с участием менеджера певицы, Бертрана Ле Пажа. До конца неизвестно, что именно случилось между ним и Милен в период проведения концертов. Многие из коллег Бертрана (например Жиль Лоран) характеризовали его как человека дальновидного, с незаурядным умом, но резким характером. (Ле Паж стал менеджером Фармер в 1984 году и приложил большие усилия к тому, чтобы на странную девушку с набором провокационных, но коммерчески провальных пластинок обратили внимание. То, что Милен превратилась в супер-звезду французской эстрады, во многом, и его заслуга.) Бруно Фонтэн упоминал в интервью, что в какой то момент тура отношения между Бертраном и Милен стали весьма напряженными. Фонтэн предполагал, что Ле Паж начал терять свое место приближенного и хотел чтобы к нему относились уважительнее. Последовавшие далее события дошли до нас только в изложении самого Бертрана:

"Мы были измотаны, физически и морально. Хотя Милен написала мне письмо, которое кончалось словами "Я люблю тебя, как никто", и просунула его мне под дверь в одном из отелей в течение тура, напряжение увеличивалось. (...)
Я решил дать еще один обед после Берси-89, опять для прессы и коллег по шоу-бизнесу. Великолепный обед на 500 персон в l'Ecole des Beaux Arts. Нам с Милен должны были вручить награду - бриллиантовый диск. Здесь все и провалилось. Я хотел что-то "звездное", нечто очень торжественное, а Ален Леви не пошел по этому пути. Он отдал ей диск, когда все смотрели в свою тарелку. Не было никакого волшебства. Я не мог этого принять. Тогда я закричал и вечер превратился в кошмар. Милен была потрясена. Она попыталась меня успокоить, сказав, что если я буду продолжать, то уйдет она. Остальные тоже собирались уходить. Чуть позже, Милен послала мне телеграмму: "Если я тебе нужна, я здесь." Эта женщина - совершенно необыкновенный человек. Месяцем позже она мне позвонила и сказала: "Нужно кончать работать вместе, твое поведение стало невозможным." Она была права, моя мегаломания была чрезмерной, сейчас я это знаю." (Platine, 21 октября 1994 г.)

Судя по оговорке Жиля Лорана в интервью, причина разрыва может крыться в личных отношениях Милен и Бертрана. Всей правды мы никогда не узнаем, но факт остается фактом, на посту менеджера Бертрана заменил Тьерри Сюк. (Занимает эту должность по сей день, по состоянию на ноябрь 2023 г.). Если Ле Паж и был в обиде на Милен, то публично никак этого потом не проявлял, отзываясь о ней с большой теплотой. Как сообщали его друзья и коллеги, об этом инциденте и разрыве с Фармер бывший менеджер горько сожалел до самого конца.

Милен Фармер и Бертран Ле Паж за кулисами концерта "Tour 89"
Милен Фармер и Бертран Ле Паж за кулисами концерта "Tour 89"

Концерты 89-го года стали также последним совместно реализованным проектом Милен и Софи Телье. Обещанной роли в фильме у Фармер и Бутонна Софи так и не получит и вскоре окончательно уйдет строить карьеру актрисы театра, оставив в помощь былой подруге своего танцора.

После всех событий тура Фармер удивила общество еще раз - она просто исчезла. Не было ни интервью, ни выступлений на TV, ни посещений официальных мероприятий. Целый год от нее не приходило никаких вестей. Вновь общаться с журналистами певица начала только в 1991 году, в рамках продвижения нового альбома. Свое длительное молчание она объясняла необходимостью спокойно поразмыслить над всем произошедшим. Дальше этот фокус с исчезновением станет фирменным приемом Милен. Заканчивалась эпоха становления молодой звезды. Рыжая покорительница сердец, с титулом самой успешной эстрадной певицы Франции. Она уже совершенно не походила на ту застенчивую девушку, что когда-то пришла на прослушивание к двум музыкантам-энтузиастам. Менялась Милен, менялось и ее творчество. Написаный под впечатлением от концертов альбом "L'autre" подведет черту под этим этапом творчества и жизни певицы. О нем в следующей части и поговорим.

М. Ф. - "Пока я не вышла на сцену, я не осознавала, какой резонанс мои слова могут вызвать у публики. Я пела о своих страхах, я изгоняла свои иллюзии с чувством крика. Там, в общении с публикой, в пылу я оценила огромные ожидания, которые эти молодые люди возлагали на меня. Я больше не была одинока." (Télé 7 Jours, 27 ноября 1989 г.)

Делитесь своим мнением в комментариях и присоединяйтесь к нашему сообществу, если вам интересны подобные материалы.

До скорых встреч!