К 1989 году необходимость в проведении собственных концертов ощущала как сама Милен, так и ее окружение. Обретенная популярность давала надежду на то, что эти представления будут успешны и залы наполнятся до отказа. Но наша героиня не была бы собой, если бы не постаралась и тут выйти за рамки. Идти по стопам предшественниц она не собиралась. Чтобы "Вселенная Милен Фармер" заиграла на сцене всеми красками требовалось нечто оригинальное.
Вопросы о концертах журналисты задавали певице еще с 1986-го. Альбом уже был ("Cendre de lune"), популярность росла, самое время выступить перед своей публикой. Еще активнее эта тема поднималась после релиза "Ainsi soit je...". Но Милен не торопилась, уклончиво заявляя, что думает над этим, но пока не готова. Помимо вполне рационального замечания о необходимости выпустить больше песен, чтобы было из чего выбирать, Фармер говорила о психологическом аспекте. В залах на десятки тысяч человек она уже выступала. Однако спеть песню и уступить место другим артистам - это одно, а собрать зал, где люди два часа будут наблюдать только за тобой — совсем другое.
М.Ф. - "Я мечтала об этом. Это самое высокое препятствие, и я испытываю безумный страх при одной мысли об этом. Мы будем работать над постановкой, как над сценарием фильма. Там будет центральный персонаж и история"
(Stur Club, 1 ноября 1988 г.)
К середине - концу 1988-го года идея проведения серии концертов окончательно оформляется в умах Милен и Лорана. Они активно продумывают будущую постановку и начинают искать подходящие залы. Главной целью стало создание масштабного шоу, которое объединило бы в себе узнаваемый музыкальный стиль Милен Фармер и театральность ее клипов. Конечно, для этого потребовались дополнительные специалисты.
В первую очередь, пригласили Тьерри Сюка - молодого концертного продюсера, которому амбициозная идея творческого коллектива особенно понравилась. Несмотря на попытки самого Тьерри представить себя в интервью молодым неопытным новичком, которому оказали доверие, это не совсем так. К 1988 году он уже много раз организовывал концерты французских звезд и к подготовке шоу Фармер он подошел со знанием дела. В результате совместной работы Милен приобрела не только умелого менеджера, но и верного друга. Организацией ее концертов Тьерри занимается с 1989 года по настоящий момент (по состоянию на ноябрь 2023 г.).
Т.С. - "Она могла бы предпочесть опытных продюсеров, Жильбера Кулье или Жан-Клода Камю, но выбрала меня. Когда ее тур закончился, я стал ее менеджером-продюсером" (LesEchos, "Thierry Suc, l'art de s'adonner au spectacle", 5 декабря 2019 г.)
Вновь к команде присоединился Жиль Лоран. Ранее он помогал со сценариями для клипов "Pourvu qu’elles soient douces" и "Sans Logique", теперь ему предложили поработать над концептом и общим визуальным оформлением шоу. Зритель должен был увидеть на сцене именно ту Милен, которую привык видеть в клипах, со всей соответствующей атрибутикой.
Ж.Л. - "У Милен и Лорана было сильное желание придать смысл этому представлению. Точно так же, как у Лорана всегда было стремление не просто проиллюстрировать свои клипы, но и рассказать историю." (IAO, 2006 г.)
Так как в предстоящем шоу существенное место отводилось хореографии, девушка всерьез задумалась о физической подготовке. Милен обратилась за помощью старому знакомому, спортсмену и тренеру - Эрве Льюису.
Огромный объем работ свалился на действующих участников коллектива: Тьерри Рогена, Софи Телье, Бертрана Ле Пажа. Тьерри и Лоран занимались музыкой, Софи подбирала и обучала танцоров, Бертран обеспечивал медийную раскрутку, делая все для того, чтобы творчество Милен было оценено по достоинству.
Разумеется, во Франции уже были певицы, собиравшие огромные залы и пользовавшиеся заслуженным уважением (Сильвия Вартан, Жанна Мас и другие). Милен Фармер намеревалась превзойти всех.
М.Ф. - "Главное (..) это показать шоу, которое мы считаем совершенно естественным в США и абсолютно ненормальным во Франции." (Lyon Matin, 11 мая 1989 г.)
Подготовка концерта включает в себя много разных аспектов, поэтому поговорим о каждом из них подробно.
1. Центральная идея и декорации.
Не уходя далеко от идеи последнего альбома, центральной темой концертов стала неумолимая поступь времени. Символично, ведь первый, самостоятельно написанный певицей, текст для песни ("Plus Grandir") рассказывал о том же самом. Было решено, что стилистической основой послужит произведение "L'Horloge" ("Часы") Шарля Бодлера, которое Фармер переложила на музыку во втором альбоме. Структура стихотворения примечательна. В "часах" шесть четверостиший, дающих в сумме 24 строчки. Чередование рифм, напоминающее движение маятника, увеличивает эффект погружения в текст. В соответствии с этой концепцией концерт был поделен на смысловые части, отражающие постепенное взросление и развитие персонажа Милен.
По задумке Жиля Лорана ход времени, и привязанные к нему события, смотрелись бы выразительнее на фоне чего-то монументального и величественного. Он предложил сделать центральной декорацией ряд мегалитов.
Ж.Л. - "Мы начали с фотографий Стоунхенджа, которые я нашел – загадочно расположенные, разрушенные камни, настоящая обсерватория планет, рассказывающая о людях, стоящих перед лицом времени. В нем была очевидная символическая связь с главной идеей времен года и уходящего времени. То, что в конце концов он облачился в кладбищенские одеяния, несомненно, является отклонением от курса, но оно также повествует об «убийственном времени», о котором говорят «L'Horloge»." (IAO, 2006 г.)
По неизвестной причине Лоран не довел свою работу до конца. Незадолго до начала концертов он покинул коллектив, и на финальный результат повлиять не мог. Созданные Юбером Монлупом декорации стали напоминать надгробия. Удивляться не приходится, Фармер и Бутонна нравилось использование кладбищенской атрибутики, что было заметно еще со времен "Plus Grandir".
Кстати, фото, которое вы видели в начале статьи, использовалось в качестве основы для рекламных материалов. По мнению Жиля, Милен и Лорана оно отлично подходило к той атмосфере, которую они намеревались создать на сцене.
Ж.Л. - "Плакат изображает загадочный из-за тумана, закрытый мир, к которому простые смертные не всегда имеют доступ и хранителем которого является Милен. Она приглашает публику войти, в стиле Хичкока, говорящего нам: "здесь все началось, заходите, я объясню вам, как это произошло"…" (IAO, 2006 г.)
Звучит романтично, если не вспоминать, что "загадочный закрытый мир" на деле оказывается кладбищем. В таком виде картина предстает чуть менее пафосной. Впрочем, благодаря всей этой мрачности за Милен на много лет закрепилась слава готической принцессы. И, вероятно, это входило в ее с Лораном планы.
2. Хореография
Еще до старта подготовки Милен говорила, что хореография больше не будет только ее сферой деятельности. Что она имела в виду понять затруднительно. Конечно, начиная с "Sans contrefaçon", придумыванием движений, все больше занималась певица. Но рядом всегда была Софи Телье, которая помогала советом, подыскивала и готовила танцоров, периодически выступала сама. Все эти функции Софи взяла на себя и теперь.
Весть о начале кастинга для танцоров быстро привлекла внимание. В феврале 1989-го в зале Театра на Елисейских полях собрались сотни кандидатов. Вот что рассказывала об этом процессе Эдви Шандалье — одна из отобранных танцовщиц:
Э.Ш. - "В итоге там было не менее 500 человек! Это был главный кастинг года, потому что мы знали, у того кого выберут, будет работа на год. Кроме того, Милен была единственной, кто создавал настолько театрализованное шоу, так что это было очень интересно для танцоров." (Fanzine IAO №7, 2006 г.)
Просмотр претендентов проходил в две стадии, в качестве испытания использовали только что придуманную хореографию для "Sans logique". В результате отобрали семь человек: 4 парня и 3 девушки. Место четвертой заняла Софи Телье. Репетиции начались через несколько недель и продлились более месяца.
Э.Ш. - "Мы (танцоры.- авт.) были одни с Софи, которая учила нас хореографии, поставленной ею вместе с Милен. Милен присоединилась к нам некоторое время спустя, когда мы освоили движения. (...) Мы репетировали по шесть-семь часов в день." (Fanzine IAO №7, 2006 г.)
Можно отметить и вот такой интересный момент:
Э.Ш. - "Песня "Sans contrefaçon" была очень веселой, потому что у каждого танцора был свой персонаж, которого нужно было выдумать." (Belle de scene, 2006 г.)
Видимо отсюда появилась атмосфера веселого балагана на "Sans contrefaçon" в 1989 г. и которую Милен вновь воспроизвела в 2023-м
Финалом подготовки стали репетиции в Сент-Этьене, где коллектив провел еще 10 дней, оттачивая взаимодействие. Ввиду известного перфекционизма певицы, все движения отрабатывались до идеала. К тому моменту все детали уже были оговорены и дополнительных импровизаций танцорам не позволялось. В прессе уже разрекламировали первое шоу Милен как нечто грандиозное, так что с приближением первой даты она все больше нервничала по поводу возможных ошибок и неполадок.
М.Ф. - "Вся моя энергия направлена на 18 мая 1989 г., дату, когда я дебютирую на сцене Дворца спорта. Я еще никогда не выступала на публике и потому ставки высоки. (OK!, 3 октября 1988 г.)
М.Ф. - "Три месяца, заполненных подготовкой, в основном, физической! Выход на сцену - не импровизация." (Lyon Matin, 11 мая 1989 г.)
3. Физическая подготовка
Как следует из предыдущего пункта, хореографии отводилось важное место в шоу, ее было много и Милен не собиралась отставать от других танцоров. Но и открывать рот под фонограмму она не желала. Значит требовалось привести себя в такую форму, которая позволила бы петь и танцевать, не сбивая дыхания и не уставая.
За помощью артистка обратилась к давнему знакомому - Эрве Льюису, который стал ее бессменным тренером. Насколько можно судить, занятия начались осенью 1988 г. и включали полный комплекс упражнений с особым упором на бег. Особое внимание уделялось развитию выносливости и работе с дыханием. Стоит заметить, что Милен Фармер много времени в интервью посвятила раскрытию именно этой стороны подготовки. Конечно, отчасти это обусловлено нежеланием выдавать подробности самого шоу, но, очевидно, усиленные тренировки оказались весьма тяжелым испытанием.
(Из чего состоит подготовка)
М.Ф. - Спорт. В данный момент я занимаюсь им минимум четыре раза в неделю, в течение примерно четырех с половиной часов. Потом я буду тренироваться каждый день. Например, я начинаю утро в 10.00 с пробежки. (...) Результатом должна стать возможность пробежать час без остановок, без усталости, с быстро восстанавливаемым дыханием. Это высокоточная работа, которой руководит мой тренер Эрве Льюис." (Tele 7 Jours, 5 декабря 1988 г.)
Не обошлось дело и без специальной диеты. Здоровым образом жизни Милен до этого не увлекалась, о чем честно говорила в беседах с журналистами. Но на время подготовки и концертов от части вредных привычек пришлось отказаться:
М.Ф. - "С этого момента я морально и физически готовлюсь к этому приключению. (...) Это означает диету: я заменила Кока-Колу (мой наркотик!) и курение на спорт." (OK!, 3 октября 1988 г.)
М.Ф. - "Правильное питание неотделимо от хорошей физической подготовки. Мои блюда готовятся профессиональным поваром-диетологом." (Tele 7 Jours, 5 декабря 1988 г.)
Как бы трудно не было, а своей цели Милен достигла. Даже больше, с того момента спорт и правильное питание стали частью ее жизни вне подготовки к концертам. Хотя певица и утверждает, что ничем не занимается, очевидно что с годами держать себя в тонусе все сложнее и готовиться к концертам рывком за три - четыре месяца уже не вышло бы. А между тем она в отличной форме по сей день.
Э.Л. - "Она говорит, что не занимается никаким видом спорта, но все танцы, которыми она занимается, это уже спорт. У нее очень подтянутое, очень крепкое тело. Она довольно миниатюрная, поэтому у нее нет больших потребностей, начиная с того момента, как она танцует на своих шоу или по телевизору. И она не очень много ест. Она достаточно хорошо себя держит, у нее все хорошо получается от природы" (Divers, Mylène Farmer et vous, 2005 г.)
4. Вокал и звук
Как уже говорилось в прошлой статье, профессиональное сообщество смотрело на исполнительский талант Милен Фармер с большим скепсисом. Многие считали, что без фонограммы она выступать неспособна. Вот как это комментировала сама Милен:
М.Ф. - "Я никогда не соглашалась выступать ни в одном телешоу с живым исполнением. На съемочной площадке TV я не могу контролировать звук. Я не хочу играть в русскую рулетку со своими песнями. Они слишком важны для меня. В итоге все пришли к выводу, что я не умею петь и что мои концерты пройдут под запись." (Tele Moustique, 12 октября 1989 г.)
Действительно, вживую петь по 2 часа несколько вечеров подряд Милен была не готова. Поэтому, параллельно со спортивными тренировками, певица посещала преподавателя по вокальному мастерству.
М.Ф. - "Также я беру уроки пения, чтобы придать своему голосу больше уверенности. Я никогда не осознавала, насколько важно дышать." (Tele 7 Jours, 24 октября 1988 г.)
Конечно, определенных результатов удалось достичь, но основная проблема - слабый голос, осталась. Данный факт позже подтверждали и звукотехники. По словам Лорана Биссона, работавшего с певицей на концертах Tour 89 и Mylenium tour, главная сложность заключается в правильной настройке аппаратуры, так как Милен "всегда поет правильно, но у нее не так много сил." Тьерри Роген, настраивавший звук на первых концертах, упоминал и еще один нюанс - необходимость передать звучание, к которому люди привыкли. Непростая задача, учитывая, что на ряде композиций имело место наложение нескольких звуковых дорожек вокала и бэк-вокала, записанных самой же Милен Фармер в разной тональности. Итоговый результат на концертах достигался комбинацией воспроизведения голоса Милен, голосов бэк-вокалисток и отрывков предзаписанных звуковых дорожек. Назвать это пением под фонограмму нельзя, но позже некоторые критики попытались представить дело именно так.
Т.Р. - "Итак, помимо бэк-вокалисток и Милен на сцене, были также определенные записанные партии, включавшие секвенцированный вокал. Возможно, именно это вызвало критику, потому что люди говорили, что звук был слишком громким, чтобы просто сойти со сцены. (...) Все используют секвенсоры на сцене. Так почему же это критикуют? Когда Майкл Джексон или Мадонна делают это, все их обожают, хотя, в отличие от Милен, они больше поют под фонограмму. Милен, насколько мне известно, никогда не пела под запись во время выступления на сцене" (Fanzine Instant-mag, 2003 г.)
5. Костюмы
По просьбе Милен и ее команды созданием сценических костюмов занялся известный французский кутюрье Тьерри Мюглер. Часть нарядов воспроизводила образы, созданные ранее в клипах (Libertine, Tristana, Sans contrefaçon) другие подчеркивали эволюцию персонажа на сцене. И все они отвечали развитию сюжета, придуманного Милен Фармер и Лораном Бутонна. Единственным слабым местом оказалась надежность. Еще во время репетиций одежда начала перетираться и расползаться на танцорах по швам, из-за чего Мюглер переместил швейную мастерскую в Сент-Этьен, чтобы оперативно исправлять недоработки. Что касается смыслов, заложенных в оформлении костюмов, поговорим о них во второй части, когда дойдем до начала концертного тура. Пока что ограничимся несколькими коллажами.
К началу мая большая часть приготовлений была завершена. Последние репетиции проводились в преддверии дебютного концерта 11 мая в Сент-Этьене. Обращает на себя внимание очень интересный подбор дат. Сразу после 11 числа был запланирован небольшой перерыв, после чего с 18 по 25 мая семь вечеров подряд Милен выступала бы во Дворце спорта в Париже. И вновь перерыв на более чем 3 месяца. Тур возобновится только 19 сентября и пройдет в десятках городов Франции, чтобы закончиться 8 декабря в Берси в Париже. Певица знакомилась со сценой очень осторожно.
М.Ф. - "Я не была уверена, что мне понравится, пока не сделала это. Вот почему это шоу было задумано как последнее. Я не была уверена, что снова выйду на сцену после этого первого опыта". (Tele Moustique, 12 октября 1989 г.)
В итоговом расписании тура оказалось 46 дат. Сразу после окончания предполагалось выпустить концертный альбом, а немного погодя еще и фильм. 10 мая во Дворце спорта в Сент-Этьене состоялась последняя репетиция. И именно здесь мы сегодня остановимся. В следующей части детально поговорим о ходе концертного тура, реакции фанатов, забавных случаях, неприятных моментах и, конечно же, о реакции и чувствах Милен Фармер.
Делитесь своим мнением в комментариях и присоединяйтесь к нашему сообществу, если вам интересны подобные материалы.
До скорых встреч!