В истории российских типографий вряд ли есть человек менее известный и одновременно сыгравший столь небольшую, но очень важную роль в развитии типографского дела. Об этом человеке известно мало. Его звали Христофор Клаудий. Однако значительно чаще имя христофора Клаудия значится в бумагах вместе с Христианом Ридигером. Какой же вклад внёс Христофор Клаудий в русскую книгу? Эта история является часть повествования о типографии Московского университета.
История типографии Московского университета начинается практически сразу после его создания. Основным инициатором создания типографии при университете был Иван Иванович Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы, который благодаря своему влиянию, сумел в конце 1755 донести до Академии наук требование о создании центра книгопечатания. Уже к началу марта 1756 года необходимые для запуска станки были готовы, а 4 марта Сенат сразу же в день получения прошения от Шувалова и Аргамакова (главы Московского университета на тот момент) выдал привилегию (разрешение) на создание типографии, которая официально начала свою работу 25 апреля 1756 в годовщину царствования Елизаветы Петровны.
Развитие типографии шло достаточно стремительно. Уже в 1758 году выходит первое собрание сочинений Ломоносова в двух томах, в 1760 году начинается издание первого литературного журнала "Полезное увеселение" под редакцией М. М. Хераскова, но особый размах деятельности начинается в 80-е годы XVIII в., когда во главе типографии встаёт Н. И. Новиков. Именно тогда в свет выходят первые российские научные журналы по физике и химии, экономике и многим другим дисциплинам.
С целью пополнения казны, а также в целях оптимизации управления типографией, в XVIII веке появляется практика сдачи университетской типографии в наем. Именно благодаря зарождению этой практики В. И. Окороков возглавляет типографию в 1788 году при посредничестве юриста А. А. Светушкина, который приобрёл арендное право для себя на открытом аукционе, но практически сразу передал его. Василий Иванович Окороков вошёл в историю как человек, который основал первый журнал о моде в Российской Империи — "Магазин английских, французских и немецких новых мод". Здесь нужно отметить, что формально первым модным изданием являлось "Модное ежемесячное издание", которое было учреждено Н. И. Новиковым, но приобрело лишь около полусотни подписчиков. Однако "Магазин английских, французских и немецких новых мод" приобрёл просто феерическую популярность по ряду причин: это был не только журнал характера светского, но и журнал отчасти политический, который стал основным источником новостей для российской публики о событиях Французской революции. Роль Окорокова важна тем, что в какой-то мере он был значительным "теневым просветителем" — у него были многочисленные связи в кругах настроенных революционно или близко к тому, в частности Окороков имел прямые связи с неким господином Зотовым, книготорговцем, который обеспечивал распространение тиража "Путешествия из Петербурга в Москву", к чему предположительно имел отношение и Окороков.
1 января 1794 года, Христофор Клаудий и Христиан Ридигер становятся арендаторами типографии Московского университета. Они специализировались в издании литературы философского и религиозного характера, но в большей мере стали известны общественности как управляющие газеты "Московские ведомости" и учредители дополняющего её журнала "Приятное и полезное препровождение времени", который пользовался феноменальным успехом, достигнув вскоре отметки в 6 тысяч подписчиков. Во многом этот успех обусловлен особым подходом Ридигера и Клаудия к содержимому журнала: именно они собрали на страницах своего издания всех лучших поэтов своего времени таких как В. А. Жуковский или Г. Р. Державин.
Однако этот журнал, не то, чем мы обязаны Христофору Клаудию и Христиану Ридигеру. Именно Христофор Клаудий настоял на появлении в книгах буквы Ё. Вопреки распространённому заблуждению, Г. Р. Державин не являлся человеком, который внедрил эту букву в повсеместное использование, впервые она была напечатана Христофором Клаудием в книге И. И. Дмитриева "И мои безделки". Первым словом, которое в русском языке было напечатано с буквой Ё, было слово "всё". Следующими словами, в которых впервые появилась буква Ё стали "огонёк", "пенёк", "безсмёртна", "василёчик".
Ридигер и Клаудий однако известны в более узких кругах по ещё одной причине. Они сделали значительное улучшение в качестве печати и переплёта книг, возможно поэтому некоторые экземпляры дошли до нас в столь хорошем состоянии. В частности, экземпляр, который вы видите на фотографии.
"Суд совести" является большой книжной редкостью, хотя книга относится к теме, которая может быть не совсем интересна современному читателю, в ней идёт речь об искусстве самоочищения, душевного самосовершенствования и устремления к высшему, с многочисленными отсылками к Священному Писанию. Достаточно долгое время считалось, что существуют шесть экземпляров:
- Хранится в Российской Государственной Библиотеке
- Научная библиотека имени В.Г. Распутина ИГУ (Иркутск)
- Музей при Белозёрском монастыре
- Библиотека в Одинцово (Подмосковье)
- Библиотека Академии Наук
- Национальная Библиотека Беларуси
Особый интерес представлял экземпляр, который находился в ведении Академии наук. Длительные научные изыскания позволили точно установить владельца, коим был Н. А. Римский-Корсаков.
Несколько лет назад на аукционе в Москве появился ещё один экземпляр (седьмой). Он был продан и предположительно покинул Россию или же остался в неустановленной частной коллекции.
Проект Ennarius по праву гордится тем фактом, что мы в ходе своей работы сумели обнаружить ещё один, восьмой экземпляр этой книги. На данный момент мы подыскиваем для книги нового владельца. Хотя мы не ставим конечной целью получение баснословных доходов, наша команда нуждается в финансовой поддержке и обеспечении структуры функционирования проекта. Данную книгу вы можете приобрести у нас, для этого, вы можете связаться с нами по электронной почте ennarius@ya.ru
P.S. В следующий раз, когда будете печатать букву ё, помните, кому вы действительно обязаны её употреблением.