Найти в Дзене

ПСАЛОМ 106: МОЖЕТ ЛИ БОГ ИЗБАВИТЬ НАС?

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ Вы когда-нибудь задавались вопросом, правда ли Бог может избавить благочестивых от беды? Что это, просто красивые слова ободрения или основополагающая истина, на которую можно положиться? Можем ли мы искать у Бога утешения, когда вокруг один мрак отчаяния? Иногда, когда трудности и испытания сбивают нас с ног, дьявол внушает нам такие вопросы. Но вот псалом, который дает на них некоторые ответы. Псалом 106, исторический хвалебный псалом, похож на псалмы 104 и 105. Вместе они составляют трилогию благодарственных гимнов, которые, по всей вероятности, были написаны как выражение поклонения в период вавилонского пленения. Основанием для включения этого псалма в трилогию служит стих 3, изображающий богомольцев, которые вернулись из плена и теперь со всех сторон идут в Иерусалим на поклонение. Псалом воспевает Бога, избавляющего людей от страшных бед и опасностей в ответ на их молитвы. В строфах, что составляют основную часть псалма, говорится о четырех типах трудностей, к
Оглавление

ПСАЛОМ-ВОСХВАЛЕНИЕ

Вы когда-нибудь задавались вопросом, правда ли Бог может избавить благочестивых от беды? Что это, просто красивые слова ободрения или основополагающая истина, на которую можно положиться? Можем ли мы искать у Бога утешения, когда вокруг один мрак отчаяния? Иногда, когда трудности и испытания сбивают нас с ног, дьявол внушает нам такие вопросы. Но вот псалом, который дает на них некоторые ответы.

Псалом 106, исторический хвалебный псалом, похож на псалмы 104 и 105. Вместе они составляют трилогию благодарственных гимнов, которые, по всей вероятности, были написаны как выражение поклонения в период вавилонского пленения. Основанием для включения этого псалма в трилогию служит стих 3, изображающий богомольцев, которые вернулись из плена и теперь со всех сторон идут в Иерусалим на поклонение.

Псалом воспевает Бога, избавляющего людей от страшных бед и опасностей в ответ на их молитвы. В строфах, что составляют основную часть псалма, говорится о четырех типах трудностей, которые довелось испытать тем, кто был рассеян в годы пленения. Эти испытания использованы в качестве иллюстраций, создающих представление о тех многих проблемах, от которых Бог спас Свой народ.

Автор обсуждает конкретные трудности, чтобы показать, как Бог спасал их. Каждая строфа следует единому поэтическому рисунку:

• Изложение конкретной проблемы — ст. 4, 5, 10-12, 17, 18, 23-27

• Просьба, выраженная рефреном — ст. 6, 13, 19, 28

• Описание конкретного акта избавления — ст. 7, 14, 20, 29, 30

• Призыв возблагодарить Бога, тоже всякий раз выраженный рефреном с почти одними и теми же словами — ст. 8, 15, 21, 31

• Причина или призыв славить Бога — ст. 9, 16, 22, 32

Постоянное повторение фразы “За чудные дела Его для сынов человеческих” свидетельствует о том, что, по замыслу автора, конкретно указанные им деяния должны символизировать многие Божьи дела. В восторженном поклонении он поясняет, что Бог избавил Свой народ от всех испытаний.

Заключительная часть псалма, стихи 33—43, восхваляет Бога за удовлетворение нужд Его народа. Основная тема псалма 106 — “Бог, великий Избавитель”.

Псалом начинается вступлением — воззванием к вернувшимся из сурового плена восславить Бога. Автор предлагает всем израильтянам присоединиться к нему в поклонении Богу, их Избавителю.

“Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его! Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага...” (ст. 1, 2).

Теми же словами, которые мы видим в Пс. 105:1 и 135:1, автор призывает своих читателей возблагодарить Господа за ту доброту, что Он явил Своему народу в “милости”, которая есть сострадание и нерушимая заветная любовь. Иеремия предсказал, что в конце пленения Израиль воспоет в Иерусалиме: “Славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его” (Иер. 33:11). И вот это обещание начало исполняться. Прекрасные слова о благости Божьей проходят через весь псалом, появляясь в стихах 8, 15, 21, 31 и 43.

В стихе 2 автор призывает “избавленных” поведать другим и воспеть о своем избавлении. Слово “избавление” многозначно и может говорить о спасении как от физических, так и от духовных опасностей. Здесь оно, вероятно, означает вызволение из плена. Когда эти богомольцы пришли в Иерусалим, вернувшись из земель, в которые их увели завоеватели, им предложили рассказать другим, как Бог избавил их.

Псалом 106 отвечает на вопрос, может ли Бог избавить нас, указывая на конкретные трудности, от которых был избавлен Божий избранный народ.

I. ОТ ТЯГОТ ЛИШЕНИЙ (ст. 4-9)

Первое испытание, на котором останавливается автор псалма, — странствие по пустыне. В пустыне, кроме прочих трудностей, израильтяне испытывали голод и жажду.

“Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города; терпели голод и жажду, душа их истаивала в них” (ст. 4, 5).

Сотни километров необитаемой земли отделяли Палестину от Вавилона и Ассирии. Эта строфа может говорить о беженцах, которые, спасаясь от наступавших войск Навуходоносора, заблудились в пустыне и в результате чуть не погибли. Они “не находили населенного города” и потому страдали от голода и жажды до такой степени, что падали в обморок. Не исключено также, что люди, о которых здесь идет речь, — это пленники, депортированные в другие земли. Как иноземцы и странники, они на своем пути подвергались особым лишениям.

Стих 6 — это их зов к Богу о помощи. Мы видим, что Он услышал их вопль и пожалел их.

“Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу” (ст. 6, 7).

Бог не только вызволил их из беды, но и привел туда, где были пища и кров. О Боге поэтически говорится, что Он шел впереди них, чтобы они могли в безопасности следовать за Ним. Он удалял с пути трудности, чтобы они могли добраться до города.

“Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих, ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую и исполнил благами” (ст. 8, 9).

Такая победа обязывает славить Бога. Стих 8 призывает народ возблагодарить Бога за Его милость и чудеса. Причина восхваления напрямую связана с Божьим избавлением. Как сказано в стихе 9, все люди должны славить Бога за то, что Он “исполняет благами” и насыщает голодных.

Способен ли Бог избавить нас от трудностей даже самого бедственного положения? Этот псалом говорит, что да, способен.

II. ОТ ОКОВ ЗАТОЧЕНИЯ (ст. 10-16)

Вторая из описанных проблем — заточение. Может Бог вызволить нас из него?

“Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом, ибо не покорялись словам Божиим, и пренебрегли волей Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего” (ст. 10-12).

Выражение “тень смертная” в стихах 10 и 14 идентично тому, что мы видим в Пс. 22:4. Заточение, описываемое здесь, может быть буквальным и говорить о том, как вавилонские и ассирийские воины обращались с пленными.

Указывается духовная причина постигшего их наказания. Это бедствие они либо навлекли на себя непокорностью и презрением к Божьим словам, либо страдали по вине тех, кто демонстрировал дух противления (ст. 11).

“Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной и расторгнул узы их” (ст. 13, 14).

Снова они воззвали о помощи, и Бог пожалел их. На их вопль Бог ответил тем, что вывел их из заточения и дал им свободу.

“Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих, ибо Он сокрушил врата медные и засовы железные сломил” (ст. 15, 16).

Снова используя прекрасный рефрен, псалмопевец призывает читателя и всех получивших благословение возблагодарить Бога. Причина такого восхваления — сокрушение Богом уз и оков.

Может ли Бог вызволить человека из заточения, даже если он попал туда по вине собственного греха? Псалом отвечает, что да, может.

-2

III. ОТ БОЛЕЗНЕЙ (ст. 17-22)

Следующее из упомянутых испытаний — изнурительная болезнь. Очевидно, описываемый недуг лишил аппетита того, кто страдал им.

“Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти” (ст. 17, 18).

Автор видит, что за болезнью стоит грех, ставший ее причиной. “Безрассудство” — это моральная испорченность, а не просто слабость или неведение. Мудрость ведет к жизни, а безрассудство — к болезни, страданию и гибели. Болезнь была серьезной. Собственные грехи подвели их к порогу смерти.

“Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их” (ст. 19, 20).

Они воззвали к Господу об избавлении, и Он дал его. Он исцелил их недуги и отвел от них грозные, разрушительные силы.

“Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих! Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!” (ст. 21, 22).

Они обрели Божью благодать и заботу, и теперь настало время принести жертву хвалы и воспеть радостные гимны благодарения.

Может ли Бог избавить того, кто столкнулся с физическим недугом по причине греха? Этот псалом говорит, что да, может.

IV. ОТ ШТОРМОВ НА МОРЕ (ст. 23-32)

Последнее из рассматриваемых испытаний — опасности на море. Не исключено, что оно было сходно с переплетом, в который попал Иона.

“Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах видят дела Господа и чудеса Его в пучине: Он речет — и восстает бурный ветер, и высоко поднимает волны его, восходят до небес, нисходят до бездны. Душа их истаивает в бедствии; они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает” (ст. 23-27).

На протяжении всего Ветхого Завета мы находим указания на то, что евреи почти не имели дела с океаном. Но вопреки их желаниям география принуждала их к этому. Греция, например, соединялась с Ближним Востоком сушей, но путешествие по ней было практически невозможно из-за враждебности других народов, отсутствия дорог, опасностей, грабежей и отсутствия элементарных удобств. Поэтому Божий народ вынужден был идти к морю, подвергая себя еще одному виду трудностей и опасностей.

Описанию моря посвящена самая длинная строфа псалма. В последней ее части говорится о посланной свыше страшной буре, а также о тех бедствиях, которые она принесла морякам (ст. 25-27). Мы видим картину морского шторма с неистовыми волнами. Корабль то высоко поднимается на волнах, то низко опускается, и кажется, будто пассажиры “восходят” до небес, а затем “нисходят” в бездну. От этого жуткого испытания сердце прямо-таки “истаивает” от страха. Во время такого яростного шторма человек беспомощен.

“Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани” (ст. 28-30).

Как некогда Иона, они воззвали к Богу. Он внял их воплям и утихомирил море. Он успокоил их и привел туда, куда они направлялись.

“Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его и сынов человеческих! Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!” (ст. 31, 32).

Снова мы видим мольбу тех, кому угрожает опасность, и снова милостивый Бог слышит и спасает их. Каждое избавление вызывает хвалу и благодарение со стороны избавленных. Они должны благодарить Бога в собрании верующих; они должны славить Его среди сановников города.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Да, Бог избавляет попавших в беду, если они уповают на Него. Он избавлял Свой народ от тягот лишений, оков плена, болезней и штормов на море. Мы можем вспомнить похожие трудности, из которых Господь вызволил нас. Как и псалмопевец, мы знаем, что Бог приходит нам на помощь, спасая нас даже от тех бед, которые мы сами навлекли на себя.

Понимая, что Бог может спасти нас от любой угрожающей ситуации, мы не можем не возрадоваться в Нем. Псалмопевец прибегает к нескольким сравнениям, чтобы показать, как благ и праведен Бог.

“Он превращает реки в пустыню и источники вод — в сушу, землю плодородную — в солончатую за нечестие живущих на ней. Он превращает пустыню в озеро... и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания; засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды. Он благословляет их, и они весьма размножаются...” (ст. 33-38).

За нечестие Бог превращает реки в пустыню, а плодородную почву — в непригодный для возделывания солончак. Иначе говоря, Он лишает нечестивых обитателей этих земель Своих благословений. А за праведность Он превращает пустыни в плодородные места, где вдоволь воды и где вырастают густонаселенные города. Бог благословляет такие места, потому что люди там верят в Бога и следуют за Ним.

“Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби — Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей. Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец. Праведники видят это и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои. Кто мудр, тот заметит это и уразумеет милость Господа” (ст. 39-43).

Бог всегда приходит защитить тех нуждающихся, которые уповают на Него, а надменных и гордых князей и вождей постыжает. Он возвышает бедного и поверженного, удаляя его от невзгод и защищая Своими руками, как отец свою семью.

Праведники видят мудрость того, о чем говорит псалмопевец, а нечестивые — нет. Мудрый слушает эти слова, понимает их и радуется великой доброте Господа.

А что сказать о нас? Видим ли мы Божью благость и радуемся в ней или живем во грехе и получаем Его осуждение?

Школа Библии — онлайн — Изучение Библии онлайн