Эти устройства выглядят, как гигантский оркестр. Или, как хитроумное оружие массового поражения из фантастической саги в стиле стимпанк.
На самом деле все гораздо проще.
На фото - работают акустические локаторы.
Их начали создавать во время Первой мировой. Они работали даже в 30-е годы, пока не изобрели более эффективные механизмы.
С их помощью ловили и усиливали звук дирижаблей или самолетов противника. Это позволяло немного заранее приготовиться к атаке.
Конструкция проста - это огромный рупор, который был присоединен к стетоскопу (по сути, устроенному также, как и у врачей, которые прослушивают у нас работу сердца и дыхательной системы). При помощи таких усилителей оператор мог оценить направление, откуда идет звук, и прикинуть расстояние.
Впервые их стали применять во Франции и Великобритании, чтобы предупредить налёты немецких цеппелинов. С их помощью немцы проводили бомбардировку.
На самом деле, немецкие цеппелины были не слишком эффективны для этой цели (гораздо больший эффект приносила разведка с их помощью). Но наводила ужас на людей, поэтому армии были вынуждены реагировать.
Акустические локаторы размещались неподалеку от линии фронта и рядом с комплексами ПВО. Однако эффективность оставляла желать лучшего. Слышно было вражескую авиацию лишь за несколько километров, преодолеть которые враг мог за считанные минуты.
Еще один интересный способ локации - акустические зеркала. Их использовали англичане, которые в 20-х годах наставили их по всему восточному побережью. Многие из них, как памятники, стоят до сих пор.
Огромные бетонные акустические локаторы были стационарны, поэтому к линии фронта их было не доставить. Однако обладали огромным плюс - радиус действия достигал 25 километров.
Немецкие цеппелины летали со скоростью около 80 км/ч. И их можно было обнаружить более чем за 15 минут до прибытия.
Таким образом, расположенное в Йоркшире акустическое зеркало могло обнаружить немецкий цеппелин, двигающийся со скоростью около 100 км/ч за 15 минут до его прибытия.