Сегодня расскажу вам о зданиях, которые люблю с детства. Они расположены в моем родном районе Кунцево на улице Витебской и входили в комплекс фабричных зданий фабрики товарищества Франка Реддавея.
Фрэнк Реддавей - британский подданный, предприниматель, который в 1894 году вместе с английскими компаньонами учредил «Товарищество Ф.Реддавей и Ко». Фабрику построили в городе Кунцево на берегу реки Сетунь. Здесь производили ремни, брезентовые ткани, шорный товар, непромокаемые ткани, клеенку. Клеёнчатые скатерти охотно покупали крестьяне из-за их практичности.
На фабрике строго соблюдали стандарты производства, заботились о рабочих. Бизнесмена называли на русский манер Франк Иосифович, он приезжал на производство несколько раз в год, обычно проводил здесь от четырёх до шести недель. Дело динамично развивалось, а вместе с ним появлялись новые рабочие места. К 1913 году на фабрике трудилось порядка 600 рабочих.
После революции Реддавей уже не приезжал, но ещё надеялся вернуться и возобновить своё дело. Конечно, этого не могло произойти - в 1918 году фабрика была национализирована. Сам бизнесмен покинул это измерение в 1943 году.
Город Кунцево вошёл в состав Москвы в 1960 году. В новостройках Кунцева давали жильё в том числе жильцам расселяемых в центре квартир. Так семьи моих родителей в соседних домах оказались.
Дело рук Реддавея я застала уже под названием Московский завод искусственных кож им. Ногина - это название производство получило в 1978 году. В народе эту фабрику по-простому называли «клеёнка». В 2000 году производство закрылось, фабричные корпуса сейчас главным образом используются как склады.
Вот несколько моих свежих фотографий.
Это дом для рабочих - он построен в 1902 году. Если мне не отшибло память, в советские годы в нем пожарная часть размещалась, а сейчас здесь подразделение ГУ МВД России.
А вот отличный образец модерна - дом директора (1912 г.).
Раньше за домом был скверик с фонтаном, мы ходили сюда гулять с родителями. А теперь дом обнесён оградой, а скверик и фонтан исчезли. Увы.
Я рада, что эти здания сохранились, и строительство Северно-Западной хорды, в состав которой вошла улица Витебская, не затронуло их. Они имеют статус объектов культуры. И они в хорошем состоянии. А вот другие фабричные здания погружаются в забвение. А ведь они построены добротно, не просто на десятилетия, а на столетия. И от этого печально.