Найти тему
Военно-технический сундук

Как Лидия Литвяк стала самым крутым в мире асом, за что ее занесли в Книгу Рекордов Гиннесса, и кому это всё не нравится?

1 августа 1943 года, как раз в разгар Курской битвы, 22-летняя советская летчица Лидия Литвяк вогнала в землю свой последний «мессершмитт», и хоть в тот же день она погибла сама, но автоматически стала самым известным в мире асом сразу по нескольким параметрам. Но вот почему-то эта известность почти полвека была только за рубежом, а у нас об этом узнали только в 1990-м, когда появилась о Лидии Литвяк первая публикация в советской прессе, и ее наконец-то нашла награда в виде Золотой Звезды Героя Советского Союза. И то, что наша летчица-героиня стала первой в мире, за что была занесена даже в Книгу Рекордов Гиннеса, мы тоже узнали именно в 1990-м.

"Белая Лилия Сталинграда" в атаке
"Белая Лилия Сталинграда" в атаке

Я уже писал на тему подвигов советской летчицы-аса Лидии Владимировны Литвяк (1921-1943 гг.), которая одновременно является рекордсменом сразу по нескольким параметрам, главный из которых гласит о том, что эта героиня была первой женщиной в истории, сбившей в воздушном бою вражеский самолет. Также она считается самой первой женщиной-асом вообще, и первой, кто сбил немецкого супер-аса, да еще и не одного, а целых двух, а то и трех.

Но после моей публикации я с удивлением узнал, что оказывается эта героиня вовсе не ас, и вообще не героиня. Появились какие-то «материалы» о том, что якобы личных побед у нее нет, а если и есть, то только две, и то только над неповоротливыми бомбардировщиками. Кто-то даже дошел до того, что записал в актив аса Л. Литвяк вообще только одну победу – над немецким аэростатом-корректировщиком.

В общем, очень много я узнал интересных сведений о Герое Советского Союза и кавалере (или кавалерине?) орденов Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и двух орденов Отечественной войны. И самое главное сведение – это то, что вообще-то никчемную женщину-истребителя наградили столькими орденами.

За что? Про что? Как так? Разве бывает такое?

Ну ладно, я мог бы понять, если бы все эти байки распространяли сразу после развала СССР, когда развенчивать подвиги героев войны стало очень модно, и даже прибыльно, причем очень. Но множество этих сомнений по поводу заслуг Л. Литвяк мультиплицируются и сегодня, причем даже в более обширном спектре. Мало того, они уже возведены в ранг высшей истины, причем в тех местах, где эта истина не бьется с официальными данными, фальсификаторы объявляют, что эти все данные советские, а, значит, недостоверные.

Газета "Красная звезда", 30 октября 1942 г., пятница, №256 (5320). Тут Л. Литвяк еще старший сержант
Газета "Красная звезда", 30 октября 1942 г., пятница, №256 (5320). Тут Л. Литвяк еще старший сержант

Короче, я прочитал множество биографий Л. В. Литвяк, и вот что интересно. Практически все «исследователи», рассказывающие о том, что летчица-истребитель воевала так себе, то есть без особых успехов, но все свои «документальные доказательства» берут из источников, которые проверке не поддаются.

То один «ветеран» рассказал что-то, что услышал от другого «ветерана», который наверняка это услышал еще от кого-то.

То всплывают какие-то данные о том, что даты не совпадают с местами подвигов Литвяк, то есть в те дни, когда она якобы сбивала немецкие истребители и бомбардировщики, немцы вообще никаких потерь не несли.

А то есть материалы, что всё, что начислили лётчице – это заслуги других пилотов, в основном мужчин. В общем, много еще есть всяких версий, с помощью которых неведомо кто и неведомо с какими целями пытается снять с прославленного орденоносца все заслуги – и не первая, мол, она была, и не ас, и вообще неудачница, к боевой работе непригодная.

Отцветненная старая фотография Л. Литвяк. Она не дожила двух недель до 22 лет. Девушка провела на фронте больше года, выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых личных побед
Отцветненная старая фотография Л. Литвяк. Она не дожила двух недель до 22 лет. Девушка провела на фронте больше года, выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых личных побед

Я-то изучил много разных материалов, но пока что не собираюсь проводить разбор всего, что я накопал. Одно я скажу – всё, что зафиксировано в официальных документах – всё правда, и эта правда известна даже некоторым заокеанским исследователям, которые задвинули имя Лидии Литвяк в свою Книгу Рекордов Гиннеса, которая имеет статус полностью официального документа, а не какого-то журнала типа «Мурзилка».

Ну, я лично записи в этой книге не видел, но я видел записи об этой записи в книгах многих зарубежных исследователей, которые этот факт упоминают. И вот, выбирая – верить им, или не верить, я предпочитаю верить, потому что не верить у меня нет причин. Когда-нибудь я все-таки эту запись в той Книге увижу своими собственными глазами, но то, что она есть – в этом у меня никаких сомнений нет.

Некоторые книги зарубежных авторов, которые видели имя Лидии Литвяк в Книге Рекордов Гиннесса
Некоторые книги зарубежных авторов, которые видели имя Лидии Литвяк в Книге Рекордов Гиннесса

А пока что я хочу представить своим читателям материал 33-летней давности, который появился в журнале «Авиация и Космонавтика» за 1990 год в №3. Ясно, что журнал советский, автор этого очерка тоже советский «паркетный генерал», как всегда, наврет с три короба, но смею вас заверить, что его данные не расходятся с теми данными, которые я накопал за последние годы.

А почему я решил начать с какого-то «старья» - так потому, что серию статей о нашем самом известном боевом асе женского пола и «малолетнего» возраста (почти 22 года), попавшем даже в Книгу Рекордов Гиннеса, надо начинать с самого начала. Потому что именно в том, 1990-м году, через два месяца после выхода этой публикации (первой в истории СССР, кстати, не считая прижизненных публикаций до 1 августа 1943 года) и началась настоящая история Лидии Владимировны Литвяк, когда до нее наконец-то дошла награда, к которой ее представили еще в 1943-м, но так и не наградили из-за обстоятельств, которые описаны в размещенной ниже статье.

Статья из журнала "Авиация и Космонавтика", 1990 г., №3
Статья из журнала "Авиация и Космонавтика", 1990 г., №3

«Я САМАЯ СЧАСТЛИВАЯ...»

Подполковник А. КАНЕВСКИЙ

1 августа 1943 года не вернулась с боевого задания командир звена 3-й эскадрильи 73-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк. Ни самолета, ни летчицу однополчанам найти не удалось. После гибели гвардии сержанта А. Евдокимова, который был ее ведомым в том бою и знал, в каком районе упал подбитый «як», официальный поиск прекратился. Лидия Владимировна была представлена к званию Героя Советского Союза посмертно. Но звания этого не получила.

Долгое время доброе имя ее было окружено клубком противоречий. С одной стороны, боевые товарищи Лидии Литвяк сохранили в памяти светлый образ отважной комсомолки-летчицы. В комнате боевой славы полка, в котором она воевала, ей посвящен специальный стенд. Ее имя можно встретить в печати. С другой - холодность, настороженность к ней некоторых официальных лиц.

Сегодня факты, сведения, полученные в результате многолетней поисковой работы, дают возможность засиять в полную силу имени и боевым делам этой замечательной летчицы.

Л. Литвяк до войны. Справа - мемориальнпя доска Герою Советского Союза, летчице-истребительнице Лидии Владимировне Литвяк. Мероприятие открытия мемориала состоялось 14 декабря 2018 г. по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, дом 14/19с1, в этом доме героиня проживала с рождения и до 1940 года
Л. Литвяк до войны. Справа - мемориальнпя доска Герою Советского Союза, летчице-истребительнице Лидии Владимировне Литвяк. Мероприятие открытия мемориала состоялось 14 декабря 2018 г. по адресу: г. Москва, ул. Новослободская, дом 14/19с1, в этом доме героиня проживала с рождения и до 1940 года

Лидия родилась в 1921 году в Москве (18 августа – прим. ред.). Увлечение авиацией пришло еще в детстве. В четырнадцать лет она поступила в аэроклуб, в пятнадцать выполнила первый самостоятельный полет. И тогда поняла: небо - ее судьба.

Путь к профессии летчика девушке открыла Херсонская школа пилотов. Окончив ее, она работала в Калининском аэроклубе. Вскоре стала одним из лучших летчиков-инструкторов. К началу Великой Отечественной войны Лидия успела «поставить на крыло» сорок пять курсантов - сорок пять будущих воздушных бойцов.

...Война уже громыхала вовсю, а Лида продолжала выслушивать одни и те же ответы: «Нет, на фронт нельзя, для вас есть работа и в тылу». Однако она добилась своего. Узнав, что формируется женский истребительный авиационный полк, Лидия схитрила. Неизвестно как, но ей удалось приписать к имевшемуся налету сто часов и попасть в 586-й женский иап (истребительный авиационный полк – прим. ред.). Перед отъездом в полк, прощаясь с родными и друзьями, она говорила: «Поверьте, я самая счастливая...».

Лётчик-инструктор Осоавиахима Лидия Литвяк, довоенное фото
Лётчик-инструктор Осоавиахима Лидия Литвяк, довоенное фото

Лето 1942-го... Воздух над Саратовом, казалось, был пропитан тревогой. Летчицы 586-го полка защищали город, прикрывали Волгу. Вместе с подругами Л. Литвяк участвовала в отражении налетов врага, сопровождала к линии фронта самолеты специального назначения. Крепли крылья, рос боевой опыт. Она чувствовала, что способна на большее. В сентябре 1942 года Лида добилась перевода в составе группы девушек-летчиц в 6-ю истребительную авиационную дивизию, защищавшую небо Сталинграда. Здесь 13 сентября во втором боевом вылете она открыла свой счет сбитых самолетов врага.

«Юнкерсы», сопровождаемые «мессерами», рвались к Сталинграду. Наши истребители вступили с ними в бой. Лидия, наметив себе Ю-88, не забывая делать защитный маневр, подошла к нему вплотную и хладно кровно расстреляла его. От бомбардировщика полетели куски обшивки, потянулся черный хвост дыма.

Первый поверженный враг! Радости нет предела! Закрутить бы сейчас каскад фигур, но бой продолжается, и, увидев, что ее подруга летчица Рая Беляева ведет единоборство с «мессершмиттом», Лидия устремила свой «як» ей на помощь.

Л. Литвяк на Сталинградскоч фронте. Ее позывной - "Лилия", а прозвище - "Белая Лилия"
Л. Литвяк на Сталинградскоч фронте. Ее позывной - "Лилия", а прозвище - "Белая Лилия"

Своевременной была подмога - у Раи кончились боеприпасы. Заняв ее место и навязав пытавшемуся уйти фашисту бой, Литвяк меткой очередью сбила его. Две победы в одном бою! Не каждому такое под силу.

А под вечер она вновь встретилась со своим противником уже на земле. Летчик сбитого ею «мессера», плененный немецкий барон, ас из отборной эскадры «Рихтгофен», попросил показать ему «русского аса». Ему представили Лиду юную, белокурую, небольшого роста девушку. Это взбесило спесивого барона. Он решил, что над ним смеются. Ho когда Лидия напомнила фашисту только им двоим известные подробности боя, гитлеровец понял: его не обманывают, и был потрясен. Очевидцы вспоминали, что он тогда предсказал ей, как летчице, большое будущее.

Не ошибся немецкий ас. С каждым вылетом росли ее опыт и мастерство.

Командир звена 73-го гв.иап младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк
Командир звена 73-го гв.иап младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк

11 февраля майор Н. Баранов повел четверку истребителей в бой. И снова, как в сентябре 42-го, Лида сбила два самолета. После одной из атак ее «яка» фашисты недосчитались «юнкерса», вторым был «Фокке-Вульф-190», которого она помоги добить своему командиру. Из этого боя наша четверка вернулась в полном составе. Враг потерял пять машин.

B марте обстановка в воздухе еще более осложнилась. Вести бои приходилось почти в каждом вылете, и не с кем-нибудь, а с асами эскадр «Рихтгофен», «Удет» и «Гончие псы».

22 марта в небе Ростова в составе шести Як-1 Литвяк участвовала в перехвате группы Ю-88 и одного них сбила. Подоспевшая на помощь «юнкерсам» шестерка Ме-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на пути шестерки. Пятнадцать минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом раненая летчица привела искалеченный «як» домой. А фашисты, не выполнив задания, возвратились на свой аэродром впятером. Она выиграла этот бой!

Реконструкция внешнего вида истребителей Як-1 и Як-1Б, на которых воевала Лидия Литвяк
Реконструкция внешнего вида истребителей Як-1 и Як-1Б, на которых воевала Лидия Литвяк

Однако раны были серьезные. Лида попала в госпиталь. Немного окрепнув, отпросилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Москва осталась только в воспоминаниях. Девушку вновь встречал ее родной полк.

5 мая, еще не совсем окрепнув, Литвяк добилась, чтобы ее выпусти в составе группы прикрытия сопровождать наши бомбардировщики. Во время вылета завязался воздушный бой. Появившиеся со сторон солнца «мессеры» атаковали идущих плотным строем «петляковых». Наперерез им пошла группа прикрытия. В этой схватке Лидия сбила одну вражескую машину.

Бой отнял у нее слишком много сил, и командир запретил Литвяк второй вылет. Но через два дня она снова вырвалась в небо, вела бой, и еще один «мессер», задымив от меткой очереди, упал на землю.

На борту самолетов Л. Литвяк красовалось изображение лилии. Однако ни одной фотографии этого изображения не найдено, поэтому художник изобразил этот "брэнд" так как он его себе представлял
На борту самолетов Л. Литвяк красовалось изображение лилии. Однако ни одной фотографии этого изображения не найдено, поэтому художник изобразил этот "брэнд" так как он его себе представлял

В конце мая на участке фронта, где действовал полк, фашисты эффективно использовали аэростат-корректировщик, и их артиллерийский огонь стал значительно точнее. Неоднократные попытки сбить «колбасу», прикрываемую зенитным огнем и истребителями, ни к чему не привели.

В те дни однополчане видели Лиду задумчивой, озабоченной. Она будто решала какую-то сложную задачу. Так оно и было. Вскоре девушка изложила свой план уничтожения аэростата командиру полка, и на следующий же день в одиночку вылетела на задание. Для выполнения задуманного Лидия выбрала ту часть дня, когда солнце светило со стороны вражеской территории. Взлетев, она прошла вдоль линии фронта в сторону, затем углубилась в тыл противника и на аэростат зашла из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Разогнав истребитель, пошла в атаку и с расстояния около тысячи метров открыла огонь. Стреляла, пока не проскочила рядом с пылающей оболочкой аэростата. Скоротечный бой длился менее минуты. За очередную победу гвардии младший лейтенант Литвяк была награждена орденом Красного Знамени.

В апреле 1943 года популярный в СССР журнал "Огонёк" поместил на обложке фото боевых подруг — Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: "12 самолётов противника сбили эти отважные девушки"
В апреле 1943 года популярный в СССР журнал "Огонёк" поместил на обложке фото боевых подруг — Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: "12 самолётов противника сбили эти отважные девушки"

16 июля 1943 года, сопровождая группу Ил-2 к линии фронта, шестерка наших «яков» завязала бой с фашистскими самолетами. Тридцать «юнкерсов» и шесть «мессершмитов» пытались нанести удар по нашим войскам, но замысел их был сорван. В этом бою Литвяк уничтожила «юнкерс» и вместе со своим ведомым сбила Ме-109. Сама получила ранение - второе. На требование врача ехать лечиться ответила категорическим отказом: «У меня есть достаточно сил, чтобы бороться врагами».

К тому времени имя отважной летчицы уже хорошо знали в 8-й воздушной армии. Многие видавшие виды воздушные бойцы высоко ценили и смелость, и профессиональное мастерство. Командование допустило Лиду к полетам на свободную охоту. Не раз доводилось ей сопровождать и штурмовики и бомбардировщики. И она всегда надежно их прикрывала, принимая удары вражеских истребителей на себя.

Пристроившись к группе «илов», ведущие пар докладывают о занятии места в боевом порядке. «Я 28-я, - звучит в эфире голос ведущего второй пары «яков», - на месте». И сразу несколько экипажей штурмовиков дружно отозвались на этот доклад: «28-я, поняли тебя!».

Як-1 Лидии Литвяк на Сталинградском фронте
Як-1 Лидии Литвяк на Сталинградском фронте

- Справа выше - «мессеры»! - предал ведущий первой пары «яков».

Резким маневром пара Литвяк пошла наперерез фашистам. Завязавшийся воздушный бой жесток и скоротечен. Побеждает тот, кто лучше владеет самолетом, оружием, кто смел и в то же время выдержан. Побеждает Лидия. Сбитый ею Ме-109, прочертив дымную спираль, взорвался на окраине поселка Первомайский.

Через два дня очередной бой. Отбиваясь от трех Ме-109, Лида пришла на помощь своему командиру И. Голышеву, на которого навалилась четверка «мессеров». Меткая очередь настигла одну вражескую машину. Но был подбит и ее самолет. Преследуемая до самой земли, она сумела все же посадить свой «як» на фюзеляж.

По архивным данным, Л. Литвяк за восемь месяцев произвела 168 боевых вылетов, одержала 15 воздушных побед. Лично сбила 11 самолетов, 3 в группе, уничтожила аэростат-корректировщик. Награждена орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Характеризуя ее как воздушного бойца, бывший командир полка, в котором Лиде пришлось некоторое время воевать, ныне генерал- лейтенант авиации в отставке Б. Еремин, вспоминает:

«Это была прирожденная летчица. Она обладала, я бы сказал, особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осмотрительна. Она умела видеть воздух».

2021 г., под Оренбургом снимается кино о легендарной летчице Лидии Литвяк. Отрабатывается эпизод с вынужденной посадкой, Сталинградский фронт
2021 г., под Оренбургом снимается кино о легендарной летчице Лидии Литвяк. Отрабатывается эпизод с вынужденной посадкой, Сталинградский фронт

В тот роковой день 1 августа 1943 года гвардии младший лейтенант Литвяк совершила три боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Ме-109.

Тяжелая усталость сковала тело летчицы. Руки, ноги будто налились свинцом, хотелось закрыть глаза, лечь и не подниматься. Но вот опять сигнал - боевой вылет, четвертый за день. На этот раз встретили группу из тридцати Ю-88 и двенадцати Ме-109. Шестерка «яков» 73-го гвардейского истребительного авиационного полка завязала смертельную круговерть. Врезался в землю один вражеский самолет, вслед за ним рухнул второй. Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что гитлеровцы уходят. Собралась и наша шестерка. Прижавшись к верхнему краю облаков, она пошла домой.

Внезапно из белой пелены выскочил «мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему третьей пары с бортовым номером «23». Лидин «як как бы провалился, но у земли летчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Литвяк - Александр Евдокимов. Это родило надежду, что Лида жива.

Однако поиски ее ничего не дали.

И тут с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее летчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, с которыми раз говаривал несколько дней назад, на дорогу возле села Мариновка якобы сел советский истребитель. Летчиком оказалась девушка: белокурая, небольшого роста. К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала вместе с ними. По приметам можно предположить, закончил он свой рапорт, что это была Литвяк.

Мемориальная доска Лидии Литвяк на месте ее захоронения в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области
Мемориальная доска Лидии Литвяк на месте ее захоронения в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области

Большинство авиаторов слуху не поверили. Продолжались попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничилось орденом Отечественной войны 1 степени.

... Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолета, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Все, что угодно, только не это».

Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в тридцать седьмом году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасет ее честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь. «Пропала без вести» - такая запись была сделана во всех документах.

Но Лидию искали, искали упорно. Еще летом 1946 года командир 73-го гвардейского авиационного полка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков ее следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «яка» уже были вывезены и сданы в металлолом. Объездив всю округу, группа вернулась и доложила командиру о не выполнении задания. В истории полка это был, пожалуй, единственный случай.

В 1968 году газета «Комсомольская правда» предприняла попытку восстановить честное имя летчицы. Оформленное «Комсомолкой» представление к присвоению Л. Литвяк звания Героя Советского Союза попало в штаб ВВС. Поддержав благородный порыв газеты, командование все же сказало: «Ищите. Найдете - будем решать».

Почтовая марка России 2021 года. 100 лет со дня рождения супругов - Героев Советского Союза: А. Ф. Соломатин (1921-1943 гг.) и Л. В. Литвяк (1921-1943 гг.)
Почтовая марка России 2021 года. 100 лет со дня рождения супругов - Героев Советского Союза: А. Ф. Соломатин (1921-1943 гг.) и Л. В. Литвяк (1921-1943 гг.)

В 1971 году в поиск Лидии Литвяк включились юные следопыты поискового отряда средней школы №1 города Красный Луч. Несколько лет ребята и девчонки вдоль и поперек «прочесывали» округу Мариновки. Это был не просто поиск, а настоящая борьба с равнодушием, косностью чиновников. Борьба с председателем местного исполкома, который считал, что никто не имеет права копать на его (?) земле. Борьба с непониманием и даже с противодействием. Дошло до того, что кто-то из местных жителей сбросил в реку обломки обнаруженного самолета другого погибшего летчика.

Ребятам приходилось вести раскопки: в поле, и тогда их упрекали в том, что они портят часть урожая, в огороде частного дома, и тогда хозяин требовал деньги за якобы испорченный участок. Копали почти всегда вручную. Технику выделяли очень редко и неохотно. Как всегда, экскаваторы и трактора оказывались нужнее где-то в другом месте.

Итог «боев» за честное имя гвардии младшего лейтенанта Л. Литвяк просто ошеломляющ: по свидетельству участников поисковой группы, найдено более девяноста самолетов, столько же мест гибели летчиков. Часть из них пока еще безымянны, но большинство павших уже известны людям. Среди открытых имен, например, экипаж 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка - Любовь Ольховская и Вера Тарасова.

Поиски увенчались успехом, но неожиданно, и даже почти случайно. Летний поход 1979 года подходил к концу. Оставалось всего четыре дня. Пройдено было уже семнадцать мест возможного падения самолета Литвяк. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята на всякий случай расспросили у местных жителей, знают ли они что-либо о сбитых и упавших в этих местах в годы войны советских самолетах. Оказалось, что на окраине хутора летом 1943 года упал «як». Нашлись жители, которые показали место падения и рассказали, что пилотом была женщина. Она похоронена в селе Дмитриевка, в братской могиле. Однако ни фамилии ее, ни имени никто не знал.

Позднее удалось выяснить следующее. Останки неизвестной летчицы, случайно обнаруженные местными ребятами, похоронили 26 июля 1969 года вместе с останками других воинов, погибших в этом районе. Захоронение состоялось в центре села Дмитриевка Шахтерского района. Перед этим врачи установили, что останки летчика, получившего черепное ранение, принадлежат женщине невысокого роста. Заключение медиков подтверждали хорошо сохранившиеся элементы женской одежды. Но в протоколе захоронения ничего менять не стали, так как документов при летчице не было. Вот и появилась на братской могиле №19 села Дмитриевка надпись: «Неизвестный летчик».

Итак - летчица-истребитель! Но кто? В тот период в 8-й воздушной армии их было три: Екатерина Буданова, Мария Кузнецова, Лидия Литвяк. Буданова геройски погибла в июне 1943 года. Ее могила известна. Кузнецова жива. Значит... Лида?

Да, это была она. Полученная из Центрального архива Министерства обороны СССР справка от 31 Марта 1986 года подтвердила сделанный вывод. В июле 1988 года имя Лидии Литвяк увековечено в месте ее захоронения, братской могиле №19, которая находится B центре села Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области. В том же году приказом заместителя министра обороны CCCP по кадрам внесено изменение в пункт приказа ГУК от 16 сентября 1943 года в отношении гвардии младшего лейтенанта Л. Литвяк:

«Написано: пропала без вести 1 августа 1943 года. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 года».

Теперь можно сказать, что через сорок пять лет честное имя отважной летчицы полностью восстановлено. Но, думается, точку ставить рано, ибо по отношению к Л. Литвяк все еще не восстановлена справедливость. Борясь за это, ветераны Великой Отечественной, личный со став полка, в котором она воевала, учащиеся и преподаватели средней краснолучской школы, проводившие поиск, возобновили ходатайство присвоении Лидии Владимировне звания Героя Советского Союза посмертно. Сейчас, казалось бы, все преграды, мешавшие этому, устранены...

И еще одно. В Москве на улице Новослободской есть дом №14, откуда Лида уходила на войну. Она должна вернуться туда. Это возвращение могла бы символизировать мемориальная доска.

КОНЕЦ.

Лидия Литвяк в "свободной охоте". Современная реконструкция
Лидия Литвяк в "свободной охоте". Современная реконструкция

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ НА МОЕМ КАНАЛЕ:

21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса

Лучший советский ас Борис Сафонов сбил всего 20 самолетов врага, да и те сегодня не уточнены. За что же он стал лучшим?

Первый в истории войны бой одноместного штурмовика Ил-2 с «мессершмиттом». Победа осталась за нами!

Россия открыла эпоху рекордных воздушных таранов в 1914-м, она же ее и закрыла в 1981-м