Найти тему
OpenMe

Куда катится высшее образование

Оглавление

Классическое высшее образование рискует отколоться от ледника современного мира, потому что не успевает за развитием технологией и становится обособленным айсбергом, который теряет актуальность в глазах потенциальных студентов. Мы обсудили с HR-экспертом Татьяной Коваль почему с каждым годом ответить на вопрос «куда идти учиться» становится все труднее.

Факт, что в образовательной среде происходят глобальные трансформации, и то ради чего существовало классическое высшее образование уходит на второй план. Чтобы разобраться, важно вспомнить, какие функции возлагали на высшие учебные заведения:

Дать определенные знания и навыки, подготовить к профессиональной деятельности.

Татьяна: "Глобально, такой длительный срок, который охватывает программа высшего образования, а именно от четырех до шести лет, чтобы подготовить к профессии – не нужен в большинстве профессий".

Это подтверждают и факты: крупные компании вроде Google и Amazon убирают из вакансий требования о классическом четырехлетнем вузовском образовании. Естественно, это обостряет конкуренцию между студентами университетов и выпускниками неаккредитованных курсов, к которым растет интерес. Современный мир нуждается в специалистах, которые обладают конкретными компетенциями и готовы им быстро обучиться. Когда знания доступны в неограниченном объеме в сети Интернет, обосновывать необходимость дисциплин «для общего развития» в рамках высшего образования становится все сложнее. Очевидно, что системе надо меняться.

Налаживание профессиональных связей.

Это важная часть классического образования и онлайн формат не сможет её заменить, поэтому сейчас все чаще говорят о необходимости развивать в учебных заведениях гибридные форматы, а онлайн курсам нужно также внедрять дополнительные мероприятия на сплочение, чтобы участники знакомились и заводили контакты, которые позволят в будущем быть успешными в карьере. Вузы, которые это поймут и смогут быстро внедрить, сохранят преимущества и привлекут студентов.

Эксперты в сфере образования подтверждают это мнение и голосуют за будущее образования в формате hyflex (микс понятий «гибридность» и «гибкость») – то есть доступность образования в любом месте, в любых условиях и в любое время, когда студент сам сможет решить хочет ли он присутствовать офлайн на занятии или присоединится онлайн либо посмотрит лекцию в записи. Такая модель позволит не ограничивать количество студентов на курсе, а также позволит студентам видеть выгоды и получать удовольствие от обучения.

Однако внедрение такого формата требует капитальных изменений в организации образовательного процесса и перехода к цифровым технологиям, чтобы как минимум обеспечить возможность качественных трансляций и записей учебных материалов. Пока это видится мало реалистичным, но фактически это единственный способ не ставить людей перед выбором онлайн или офлайн, коллективно или персонально. Образование должно стать более персонализированным, но при этом важно сохранить возможность учить коллаборации с разными людьми.

Функция “передержки”, чтобы выпускники школ не сразу попадали на рынок труда.

Это заявление действительно актуально, так как в большом числе стран фиксируется аномально высокий уровень безработицы, а дополнительный образовательный пласт позволяет немного перекрывать шокирующие цифры.

Татьяна: "Сейчас в приоритете тренд на раннюю профессионализацию, то есть люди могут быстрее начинать зарабатывать деньги, причем достаточно квалифицированным трудом, потому что уже в 16 лет можно получить те или иные компетенции, за которые на рынке платят".

Высшее образование сохранит ценность, если объединит теоретические и практические знания, чтобы не сталкивать молодых людей перед выбором тратить годы на учёбу или получать опыт. И очевидно, что такие изменения должны начинаться изнутри. Важно не только модернизировать оснащение, переходить на новые технологии, но и искоренять бюрократию на местах и работу на «отчет».

Глобальная функция, ради которой было задумано высшее образование, - это развитие науки, интерес к определенным областям и стремление продвигать их вперед.

Поэтому объективно, ведущие вузы не уйдут, потребность в научной деятельности остается высокой. А вот число организаций, которые ставят в приоритет коммерческие цели вместо научных, будут вынуждены уступить дорогу или переориентировать работу в другой формат.

Татьяна: "Сейчас нужно переосмыслить роль образования, формат передачи знаний из точки А в точку Б больше не работает, равно как и наличие диплома для старта профессиональной деятельности уходит на второй план. Несомненно, эти атрибуты будут востребованы позднее, на определенных этапах карьерного трека, и это еще раз подтверждает, что высшее образование должно адаптироваться".

Например, эксперты всемирной образовательной компании считают, что альтернативой могут стать микростепени, так вузы предоставят студентам недостающую «гибкость» в обучении, а учащиеся смогут выстраивать образовательный трек исходя из тех компетенций, которые им действительно нужны в будущей профессиональной деятельности.

При подготовке материала проанализировали зарубежные источники и отечественных экспертов, в том числе действующих преподавателей, и мыслят все в одном направлении. Согласны с мнением? Высказывайтесь в комментариях.