Афганистан славится своим этническим разнообразием. Крупнейшими народами здесь являются таджики и пуштуны, которые традиционно доминируют в политике и экономике страны. Однако, хватает и других этносов, в том числе, таких необычных, как хазарейцы.
Это потомки монголов Чингисхана, которые (что большая редкость!) не ассимилировались в среде тюрок. Напротив, они испытали сильное влияние своих оседлых соседей и в настоящее время говорят на таджикском языке. Ко всему прочему, это крупнейшая группа афганских шиитов.
Как же они оказались в Афганистане?
В силу своей географии и культуры этот регион оказался крепким орешком для многих завоевателей, и великий Чингисхан не стал исключением. Здесь была вотчина Джелаль ад-Дина, самого талантливого из сыновей хорезмшаха и его преемника на троне Хорезмской империи. Когда Мавераннахр был разрушен монголами, он укрепился именно здесь. И в 1221-м году даже нанес поражение брату великого хана в битве при Парване.
Чингисхан счел нужным вмешаться лично. Но при осаде Бамиана случайная стрела унесла жизнь его любимого внука Мутугэна. Он очень жестко отомстил местным жителям, и во всей округе не пощадил никого. Вскоре Джелаль ад-Дин был побежден в сражении на Инде, после чего бежал к султану Дели.
Хан не стал двигаться дальше, понимая, что столь влажный регион является крайне неприятным театром военных действий для его армии. Но уйдя в Среднюю Азию, предпочел оставить здесь сильный заслон. И потомки оставленных им тысяч (на персидском языке – «хазаре»), более или менее, являются родоначальниками хазарейского этноса.
Его основой стали представители самых славных монгольских племен: как борджигины, родичи самого Чингисхана, так и татары, меркиты, кереиты, найманы, с которыми он долго и упорно воевал. Также, они испытали сильное тюркское влияние и в генетическом плане близки жителям Средней Азии, особенно узбекам. Тогда как материнские линии ДНК говорят, что кочевники часто женились на таджикских женщинах.
В качестве пастбищ им достались лучшие земли в стране – ее плодородная северная и северо-восточная часть. Сто лет они правили Афганистаном, но после вхождения в империю Тамерлана утратили власть. Тот предпочитал делать ставку на оседлое тюрко-монгольское дворянство, а не на автономные и мобильные кочевые группы, которым не доверял.
Поэтому при Тимуридах хазара находились в сложном положении, и восприняли приход иранской династии Сефевидов с радостью. В то время далеко не все из них были мусульманами, но обратились под влиянием персидских царей. По этой причине они являются шиитами, в отличие от большинства афганцев.
Еще при потомках Тамерлана пуштуны спустились с гор и стали оседать на землю. Их пригласили местные князья, чтобы восстановить разрушенные в ходе войн города. За несколько столетий они добились над соседями демографического перевеса. Это аукнулось всем, но прежде всего, хазарейцам, которых многие сунниты считали еретиками.
В афганской империи Дуррани они еще служили в армии, но затем постепенно стали отстраняться от военных и политических дел. Кроме того, их вытеснили в горную, плохо подходящую для скотоводства и земледелия центральную часть Афганистана. Тот самый Бамиан и его статуи Будды, а также перевал Саланг, известный ветеранам-афганцам – это именно хазарейские места.
На родине хазара считаются одним из самых мирных народов, склонных к компромиссам и договоренностям. Тем не менее, есть они и в армии, и в бандах, при поддержке Ирана участвовали в Афганской войне. Но соседи не доверяют им из-за веры, и многие хазарейцы предпочитают эмигрировать в другие исламские страны. При общей численности около 8-ми миллионов человек, только половина из них живет в Афганистане, по полтора миллиона и полмиллиона – в Пакистане и Афганистане.
Монгольский язык почти забыт, говорят они на местном диалекте таджикского, который здесь именуют дари. Тем не менее, эти люди помнят о своем происхождении и поддерживают контакты с монголами и монгольскими народами России. Также, хо их пор ходят байки, что во время войны хазарейские моджахеды могли наладить общение с нашими калмыками и бурятами и даже иногда по этой причине мирно расходились с шурави.