Если спросить про любимого героя мультфильмов, то я всегда скажу: Аладдин! А если вопрос будет про персонажа анекдотов, тогда Насреддин. Теперь к этому списку созвучных ассоциаций прибавился фэнтези-инквизитор Маддердин (прости, Глокта).
И, в отличие от двух упомянутых ранее героев, этого искателя истины получится назвать «славным парнем» разве что в ироническом ключе. Жизнерадостным его не назовешь, но радостями жизни, не исключая женщин и горячительные напитки, дознаватель наслаждается в полной мере, отчего кошель нередко пустой, и приходится жить в разных клоповниках, где местные официанты запросто высморкаются в принесенный обед.
Служба инквизитора и опасна, и трудна, но не без преимуществ – почти каждый встречный страшится оказаться у него в руках (или в клещах, если быть ближе к сути занятия). И опасения не напрасны – Мордимер Маддердин отлично знает свои права и обязанности. И знание это позволяет при случае пренебречь ими без особых для себя последствий.
В уже четвертой книге формат остался прежним – сборник повестей, но том для цикла поворотный. Теперь не все повести самостоятельны – одна является непосредственным продолжением почти одноименной истории из прошлых томов. Взаимосвязь внутри сборника тоже усилилась, так что рассмотрим каждую повесть в отдельности:
Ловцы душ
Титульная повесть. И как-то не тянет она на лучшую в сборнике!
Польский воевода Заремба ненавязчиво, но твердо и за вознаграждение просит у инквизитора провести небольшое расследование. Впрочем, инквизитор не окажется предателем, а послужит на благо родины, ибо расследовать придется покушение на императора.
Весь рассказ – сплошные диалоги. Самое интересное, что автор-поляк ввел в повествование польского вельможу и не скупится ему на комплименты – и хозяин он радушный, и на награду щедрый, и слово держит. Выбивается и непонятно, насколько могущественна Польша в Европе в инквизиторской вселенной.
Конечно, вернется старый враг Мордимера – высокопоставленный священник, но он во всех смыслах уже не тот. После прошлой встречи с инквизитором его разбил паралич, а от инсульта он едва шевелит губами. При всем при том он умудрился как-то упрочить свое положение, то есть стать еще более опасным для героя.
В остальном, строить рассказ на одних лишь диалогах – не самая удачная идея. Ни сражений, ничего. Чистый детектив? Инквизитор больше дает персонажам выговориться, чем распутывает дело. Тем более, в лучших традициях серии, всех ответов мы так и не узнаем. Ниточки оборвутся чуть дальше непосредственных исполнителей покушения.
Змей и Голубка. Возвращение
Продолжение рассказа, приятно напоминавшем о «Ведьмаке», поначалу немало интригует.
Инквизитор спасает от расправы мужиков слабоумную оборвашку, но та оказывается не вполне человеком. На ее плече знакомая татуировка – змей и голубка… Что означает древнее проклятие бессмертия, как и у одного барона из второй книги, которому Маддердин обещал привести кого-то, кто обладает теми же отметками и способностями.
Редкий случай, когда показана нежная сторона героя. Он заботится о девушке, при этом довольно рискуя, ведь она вампир – и дознаватель обязан как можно скорее сдать ее в соответствующие службы.
Не пересказывая детали сюжета, отмечу, что в повести ярко демонстрируется способность автора жестко обламывать, изначально настраивая читателей на лирический лад. Хотя какая тут может быть лирика, если одного из персонажей зовут Козо… Кхм, скажем, Козодой.
Конечно, в повести случится битва – эффектная, но скоротечная. Но рассказу не хватает не сцен сражений, а фона предшествующих событий между оригинальной историей и ее завершением. Например, подробностей, как подданные барона почти дошли до бунта. Ведь центрального персонажа, довольно глубокого, если поразмыслить, прошлой «Змея и голубки» превратили в топорного злодея, что любит убивать ради убийства. Преображение, естественно, осталось за кадром.
В духе «Кода да Винчи» по ходу дела лишний раз раскроется очередная тайна местной религии, но самое большое откровение автор подготовил под конец книги.
Прекрасна лишь истина
Помните, в открывающей повести на императора совершили покушение? Ну так вот, не первый и не последний раз. Впрочем, это не единственный самоповтор. Помните, в третьем томе была повесть, где к герою приходил отец и просил вернуть его дочь? И тут дочь бедного дворянина ушла к дворянину богатому.
И опять весь рассказ – болтовня. Не впервые движущей силой истории будет могущественный чародей… И, как и в прошлые разы, он мелькнет весьма обрывочно и ненадолго.
Маддердин очень удачлив, ибо не в первый раз ему совершенно случайно сдают виновных те, кто сдавать не должны. То есть, близкие люди.
Когда следствие вроде как заходит в тупик, как бог из машины выскакивает предатель, что прямо указывает на виновника. Причем, довольно странно, слуга почти задешево продает собственного господина. Непонятно, обидел ли тот его или все же из корысти? Можно додумать самому, но не очень хочется.
Опять же, автор показывает кусочек потустороннего мира, буквально через зеркало. На это намекалось и в прошлых историях, но тут демон вполне человечный и даже безобидный.
Не покидает мысль, что герой опять все испортил. То есть, пошел против правды и ухудшил ситуацию.
Другой любимый авторский прием – завернуть нехилую такую интригу, а после показать лишь кусочек тайны. Но развязка близка.
Вожди слепых
В прошлой повести открывается, что императору грозит неминуемая опасность. В следующей – об этом как-то ни слова, хотя герой идет к нему на службу.
Конечно, причастные к заговору в прошлой повести были выявлены и допрошены, но лучше бы написали пару строчек, чем все самому додумывать. Потому что назначение инквизитора капитаном гвардии смотрится спонтанно.
Самая важная история в книге не сказать, что получилась лучшей. Ибо автор начинает ощупывать новую для себя тему – придворные интриги в духе исторических романов. Император неожиданно благодушен к инквизитору, что вызывает ощутимую зависть – буквально каждый второй норовит подставить Маддердина.
Последующее сражение с еретиками отнюдь не битва под Содденом из «Ведьмака». Она не поражает масштабами, но это повод для инквизитора отличится перед императором… И, конечно, оказаться «крайним». Так что любители жанра, где герой последовательно растет в званиях, будут разочарованы, ведь сюжет вновь дает резкий (но во многом ожидаемый) поворот.
В прошлой части в конце было религиозное откровение. Тут оно максимально большое. Сцена может доставить ощутимый дискомфорт даже неверующим. Помните выражение «Тело Христово» при раздаче освященного для причастия хлеба? Ну так вот, под конец читателям откроется отнюдь не хлеб… И с ним будут твориться весьма противоестественные вещи.
Худшая книга в серии? Даже не знаю… Приквелы, наверное, послабее будут. Четвертый том получился менее жестоким и более обстоятельным, чем прошлые книги. Много болтовни, что нормально для романов, но тут у нас повести, чуть ли не рассказы. Персонажи сыплют мудростями и поговорками, которые не откладываются в памяти, потому что какие-то отвлеченные, не слишком привязанные к событиям повести.
Другая характерная черта серии – чем больше раскрывается сюжет, тем больше остается вопросов.
Уже в четвертой книге ожидаешь, что цикл наконец разгонится. Однако этого не свершилось. Глобальный сюжет продолжает делать редкие замахи, а после упирается в стену.
Это то самое затишье перед бурей, что разразится в следующих томах, пока что оставшихся без (официальных!) перевода и издания.
Забегая вперед, в пятом томе сюжет сделает ощутимый шаг назад и расскажет о прошлом героя. Хотя без откровений, как всегда, не обойдется.
Спасибо за внимание! Будем рады любым оценкам или комментариям! У нас также есть статьи про ПЕРВУЮ, ВТОРУЮ, ТРЕТЬЮ книги и про цикл ЦЕЛИКОМ. Также у нас есть обзор другого темного фэнтези в серии про инквизитора «Нечто из Рютте» Бориса Конофальского.