Читатели рекомендовали книгу, как похожую на «Ведьмака» Анджея Сапковского. Если оно и так, то «Нечто из Рютте» растет из эпизода, где ведьмака принуждают сразиться с юным дворянином в поединке, чтобы тот самоутвердился. И при этом Геральту запрещают тронуть богатенького хлыща хотя бы пальцем.
Отставной гвардеец Волков идет через земли барона Рютте, помогает разобраться с наемниками, оккупировавшими трактир и устраивается на службу. Но ему будет непросто вписаться в местные реалии благородных интриг и средневекового быта.
Волков, у нас трупоед, возможно криминал, по коням
В книге хватает красочных сцен, вызывающих если не восторг, то какое-то внутреннее удовлетворение.
Например, сначала барон хочет заманить героя к себе на службу хорошими условиями и зарплатой. А когда тот отказывается, предлагает, кроме должности коннетабля, в перспективе рыцарское звание. Наглядно демонстрирует характеры обоих персонажей.
Барон поначалу кажется суровым и справедливым ветераном, но оказывается большим поклонником горячительных напитков и истеричной размазней, которым все пользуются, а родная дочь вытирает об него ноги.
Иные моменты смотрятся как-то наигранно, чересчур знакомо. Мы их видели тысячу раз – герой остается ночевать у вдовы, капризный ребенок за столом и так далее.
Или история о том, как Ярослава завербовали (сходу вспоминается «Билл Герой Галактики» Гарри Гаррисона). И под конец слезливая деталь – новобранец хочет отдать аванс матери, но командир запрещает, а деньги перехватывает какой-то проходимец, обещающий их донести. И солдат годами мучается, дошла денежка или нет.
Нельзя сказать, что все рады новому спасителю. Старшая дочь барона, горделивая красавица, возненавидела его сразу. Управляющий и трактирщик тоже не хотят, чтобы человек со стороны совался в их финансы. Так или иначе, уважение местных надо заслужить. А если не получится, то придется разобраться с «неуважаемыми».
Много времени уходит на живописные, но не двигающие сюжет зарисовки. Всю книгу нас потчуют бытовыми подробностями, методами ведения хозяйства и состоянием инвентаря. Особой магии не ждите, но без монстров точно не обойдется. По факту, вокруг них сюжет и вертится – баронские земли терроризируют болотные трупоеды и вурдалаки, что надо вырезать подчистую (иначе герой не получит обещанные семь цехинов).
История то порывается идти вперед, то буксует в бытовых деталях. Почему-то не раз вспомнились американские горки «Зубодробилка» из Симпсонов, когда вагонетка ускоряется на пару метров, а потом резко тормозит, ударяя поручнем по зубам.
Обыгрывается также известный типаж вредной и страшной старухи, что живет в покосившейся избушке, пропахшей травами и зельями. Ведьма говорит загадками, иногда безумна и слабо предсказуема.
На этом фоне выбивается пассаж о том, что чуть ли не вся округа у нее лечится, и даже сержант стражи покупал (очень эффективные) капли от бессонницы. И коннетабль перед визитом подумывал купить себе такие же.
Ну а момент, когда после пыток ее тело просто выкидывают, не удосужившись сжечь, вызывает недоумение. Средневековье все-таки, ведьм сжигали (и подобная казнь в тексте упоминается). И к гадалке не ходи, оживет.
Кстати, о «Бабе Яге». Поначалу кажется, что обыгрываются русские народные сказки об отставном странствующем солдате…
Но герой походит на русского прежде всего именем – он Ярослав Волков, но чаще его зовут Яро Фолькоф. Больше отечественного колорита (не хочется считать за таковой хроническое невезение) в нем не прослеживается. Что не скажешь о некоторых других национальностях.
Местный трактирщик – стереотип еврея с самыми худшими чертами (разве что говор не стилизован до крайности). Это жадный обманщик, участвующий в незаконных сделках.
Ну ладно, думалось, Гоголя в «Тарасе Бульбе» за такое почти не ругали (хотя, как мы помним, там был вполне себе положительный еврей, что помогал Бульбе приехать в польский город посмотреть на казнь сына), и по одному персонажу судить нельзя.
Но под конец книги появляется такой же не менее колоритный делец по фамилии Гирш, представитель семейства, приближенного к властным кругам.
Хорошо хоть людоеды и вурдалаки ни к какой отдельной национальности не привязаны!
Другой момент, что слегка напряг – для сюжета незначителен. Персонажи хотят повесить кота за то, что им неприятно пахнет в башне. Прямо нездоровое внимание к этому. Но после пары случаев этот эпизод отойдет на второй план.
Путь из воина в мещане
По ходу дела герой не то, чтобы преодолевает трудности, а скорее благоустраивается и улучшается. То у поверженных врагов подбирает оружие, потом нанимает личного слугу… Потом еще одного. Сначала барон предлагает ему рыцарство, потом – дочь в жены. Будто по сценарию игры!
Вот есть жанр ЛИТРПГ. Да, там много технических деталей, и никто в комментариях к «Нечто из Рютте» в здравом уме не будет спрашивать: «Какую ветку прокачки выбрать?».
Но если проводить параллели с играми, то роман больше напоминает стратегию, а точнее симулятор поселения. Причем, с уклоном в быт, нежели в сражения.
Постоянно надо следить, довольны ли обитатели, исправно ли платится рента. Хватает ли денег на улучшения? А может быть, нужно нанять новых специалистов? Но для этого надо выполнить определенные условия… Конечно, случайные события никто не отменял – в строении может разгореться пожар или напасть разбойники.
В общем, вдумчивое и увлекательное занятие, где главным стимулом является прогресс. Герой назначает управляющего и потихоньку расширяет свою вотчину. Получает личного слугу, сержанта, пыточных дел мастера и т.д. – и увеличивает эффективность надела и растет в звании.
Как лишнее доказательство близости к стратегии, Ярослава по ходу дела предупреждают: будет слишком много драть денег с крестьян – взбунтуются.
Цепляющих моментов хватает. Например, герой переживает покушение – и сразу мысли: Кто его заказал? Расследование поначалу раскручивается не на шутку, потом замедляется, уступая место другим актуальным событиям и отходит на второй план. Увы, такое (как в случае с поиском трупоедов, терроризирующих округу) повторяется не один раз. Конечно, через несколько десятков страниц проблема вернется… Но становится уже не так интересно.
Наиболее приятны – сцены сражений. Видно, что автор знает толк в поединках – азартно и увлекательно. Следишь за каждым ходом героя и противника.
Но бывает так, что герой готовится к сражению… И тут нас потчуют длиннющими воспоминаниями на тему службы, когда он был еще юным.
Жестоких моментов хватает – кто-то истекает кровью, кого-то пытают каленым железом… Достанется и главному герою – к концу книги он чуть ли не инвалид.
Что же до морального облика Волкова, то чем дальше, тем сильнее с него стирается благородный образ странствующего рыцаря.
Финал, ведущий в сериал
Если вначале перед нами предстает скромный солдат, то под конец – небескорыстный (хотя и эффективный и во многом честный) чиновник, что все гребет под себя. Не гнушается даже поджечь чужое здание ради наживы.
Типичная ситуация «Из грязи – в князи». Герой, некогда сам простолюдин, чуть ли не с удовольствием обирает и избивает провинившихся рангом пониже. Конечно, не просто так, но во многих случаях насилия можно было избежать – сказывается нарастающая нетерпеливость героя. И вот он уже грезит жениться на дочке барона и прибрать к рукам его богатства.
Под конец на Ярослава столько всего сыплется, что убивает все неторопливое настроение, что создавалось до этого. Да и сам герой сжигает мосты с усердием Герострата.
Намек на главного злодея вырисовывается только под конец. В традициях чеховского ружья того помянут в самом начале буквально одной строчкой, чтобы тот вылез в финале подобно анти deus ex machina.
Излишняя жестокость к женщине, пусть и к преступнице, вызывает отвращение. Ну и пафосные финальные диалоги персонажей напоминают пьесу в жанре фарса.
Такое ощущение, что автор решил под конец бросить повествование и начать совершенно другую историю в несколько ином жанре с иным посылом. И если посмотреть название серии, то в общем так оно и есть.
По итогам, в книге найдутся увлекательные моменты, а также моменты неприятные, но резкие скачки в тональности и сюжетном направлении могут отпугнуть. В серии про солдата Ярослава Волкова уже вышло несколько книг и, как видится, они выдержаны более цельно и единообразно. Но чтобы прямо об этом заявлять – их, конечно, прочитать надо.
Спасибо за внимание! Будем рады любой вашей оценке или комментарию! У нас также есть материал про во многом схожий цикл Яцека Пекары про инквизицию, а также обзор "Демоники" Геннадия Логинова, где в небольшом средневековом городке расследуются преступления. А еще у нас есть материал про книги, похожие на "Ведьмака". Про другие фантастические и фэнтези книги можно почитать в отдельной рубрике.