Найти тему
ArmInfo

Министерство высокотехнологичной промышленности Армении в центре скандала: деньги налогоплательщиков ушли в никуда

АрмИнфо. Министерство высокотехнологичной промышленности (МВП) Армении за счет налогоплательщиков оказывало финансовую поддержку компаниям ИТ-сферы, которые самоликвидировались, а ряд из них в день подписания грантового соглашения даже официально известили министерство о планирующейся ликвидации. Эта тема была поднята журналистами-расследователями ресурса «Hetq».

Напомним, что 1 декабря 2022 года армянский кабмин «с целью снизить риски, вызванные девальвацией иностранной валюты, а также поддержать способности организаций сектора информационных технологий (ИТ) Армении к эффективной конкуренции с компаниями других стран», выделило министерству 10 млрд драмов бюджетных средств, которое, в свою очередь, должно были быть выданы ИТ компаниям, отвечающим ряду требований.

После принятия правительственного решения ведомство отказалось «Hetq» перечень компаний, получивших господдержку, и только после подачи судебного иска против чиновников журналисты сумели узнать из названия.

«Имея список некоторых из этих компаний, мы выяснили, что 14 из них временно прекратили свою деятельность, а 4 находятся в процессе ликвидации. Многие из них прекратили свою деятельность еще до подписания грантового соглашения с Министерством. Получается, что МВП оказало финансовую поддержку компаниям, которые уже не функционировали. В общей сложности 18 компаний получили от государства в качестве грантов 190 млн. драмов. 8 из них принадлежат иностранным гражданам или организациям», - говорится в статье.

Так, четыре компании, находящиеся в процессе ликвидации, (ООО «Оптим Армения», ООО «Материал Эксчендж Эй Эм», ООО «Капитал Хелткейр», ЗАО «Хайлерн») вместе получили от государства в качестве гранта 103 млн драмов. Абсурдно то, что компания «Оптим Армения» начала процесс ликвидации в день подписания грантового соглашения. Директор компании заявил изданию, что перед подписанием грантового соглашения уведомил Министерство о том, что собирается пройти процедуру ликвидации. Несмотря на это обстоятельство, МВП подписало соглашение на сумму 46 млн драмов. Две другие ликвидировались спустя 3-4 месяца после подписания контракта.

Компаний, временно приостановивших свою деятельность на момент получения финансовой помощи - 7. До сих пор они имеют этот статус. Еще 7 компаний временно приостановили свою деятельность после подписания соглашения.

Журналисты-расследователи Hetq обратились в Министерство за разъяснениями, почему грантовые соглашения были заключены с фактически неработающими компаниями, но пока не получили ответа.

«Как можно так небрежно относиться к грантовым программам? Более того, программа помощи ИТ сфере была предметом широких общественных дебатов и имела множество оппонентов.», - сказал в беседе с АрмИнфо известный экономист, руководитель Аналитического центра ACSES Айказ Фанян. Будучи, по его словам, хорошо знакомым с историей выработки идеи, Фанян считает сложившуюся ситуацию следствием многих пробелов программы. В частности, было объявлено, что целью программы поддержки является сохранение рабочих мест, однако в постановлении правительства об этом нет ни строчки. То есть, теоретически, компания могла подать заявку 3 декабря, получить деньги 20 декабря и через два дня прекратить деятельность. Также абсурдно принимать решение о срочной поддержке, но приступать к этому процессу только через несколько месяцев. «Государство оказывает содействие коммерческой организации, которая не берет на себя никаких обязательств, например, в части сохранения рабочих мест… Помимо этого, в ней отсутствует clawback - механизм возврата предоставленных средств», - подчеркивает экономист. «Вообще об этой программе поддержки можно писать в учебниках - как не нельзя делать», - заключил эксперт.

Отметим, что на самом деле решение Правительства Армении о финансовой поддержке ИТ-сектора экспертным сообществом и рядовыми гражданами было встречено в штыки. Как заявил тогда корреспонденту АрмИнфо завкафедрой менеджмента и предпринимательства факультета экономики и менеджмента ЕГУ Карлен Хачатрян, возможно, стоит еще глубже поразмышлять над тем, насколько целесообразно государству, с ее скупыми финансовыми возможностями, поддерживать сектор, где и так генерируются высокие доходы. Негатив обострился летом текущего года, когда Минэкономики Армении в свою очередь опять-таки с целью смягчения потерь из-за укрепления курса армянского драма, предложило снизить подоходный налог вовлеченных в IT сферу специалистов с нынешних 20% до 5%. Многие ИТ-компании, считающиеся стартапами с персоналом не больше 30 человек на сегодня уже пользуются привилегией и платят лишь 10% налога на прибыль.