Найти тему
СберБизнес

Старинный рецепт: как мыловаренная мастерская возрождает традиции региона

Оглавление

Житель Верхотурья, одного из старейших городов Свердловской области, Никита Зеленюк варит мыло по архивному рецепту. Свой небольшой бренд он назвал «СВерхМы», чтобы подчеркнуть: «Мы — с Верхотурья».

Про историю и мыло

Никита стал задумываться: чем заниматься в жизни, чему её посвятить, живя в любимом городе? Начал читать книги по истории Верхотурья. Оказалось, что в городе единственный на Среднем Урале каменный кремль, есть мужской и женский монастыри, множество храмов в руинах… 425 лет истории. Через Верхотурье проходила дорога, соединяющая Сибирь с Центральной Россией. Именно здесь товары перекладывались на старинные суда — струги и кочи — и сплавлялись в Тюмень по реке Туре.

А ещё здесь была мыловаренная фабрика купца Казанцева, и славилась она мылом на козьем молоке. Никита нашёл в архивах рецепт мыловарения и решил возродить это производство. На тот момент ему было 24, и уже 4 года он занимается производством натурального мыла ручной работы.

На каждом куске мыла стоит печать со старинным гербом Верхотурья: соболь на задних лапах, стрела и литера В. До того как Урал стал промышленным центром, он славился пушниной. А Верхотурье был таможенным городом, через который только и разрешалось провозить товары. Здесь шла из Сибири и с Урала вся пушнина. Поэтому соболь — символ Верхотурья.

Про деньги и первые шаги

Первое время Никите Зеленюку приходилось совмещать своё дело с работой киномехаником в местном ДК, часть зарплаты вкладывалась в развитие дела. Затем друг прислал Никите ссылку на реалити-шоу про стартапы. Там молодые люди, которые хотят запустить свой бизнес, могли выиграть грант. Никита до первого места не дошёл, но выиграл два транша общей суммой в 600 тыс. рублей. Их хватило на запуск проекта: закупку материалов, ремонт и сертификацию продукции.

Ещё около 500 тыс. — эти деньги Никита откладывал с прибыли — были потрачены на нейминг, разработку логотипа, упаковки. Но эти вложения сделаны не только для мыловаренной фабрики, они работали и для второго проекта Никиты — с туристическими картами, магнитами с достопримечательностями, свечами ручной работы.

Сейчас в месяц продаётся около 2 тыс. кусков мыла. Каждый весит 100 г. Получается 200 кг мыла в месяц. Цена одного куска мыла для покупателя составляет 300–400 рублей. Выручка варьируется, есть месяцы с большей загрузкой, есть с меньшей — в среднем получается от 200 до 500 тыс. рублей. Около 40% от этой суммы идёт на закупку эфирных масел, щёлочи, упаковки и на фонд оплаты труда.

Как делают мыло по старинному рецепту

Всё мыло органическое. Процесс его производства полностью повторяет старые методики. Берут свиной и говяжий жир, топят, добавляют щёлочь, и происходит естественный процесс омыления. Плюс подливают козье молоко, жир из которого вступает в реакцию с щёлочью, омыляется, и его полезные свойства переходят в мыло. Эта жирная масса при добавлении в неё щёлочи густеет и начинает превращаться в мыло. На следующий день мыло достают из формы, нарезают, ставят печать и оставляют его ещё примерно на месяц вызревать и окончательно твердеть. Молоко Зеленюк закупает у местных бабушек: четыре старушки и их небольшое козье поголовье дают Никите 20 л молока в неделю.

Весь объём мыла Никита делает своими руками. Первые партии мыла он делал дома, но очень быстро все помещения сильно пропахли эфирными маслами: лавандой и апельсином. Когда же проходили сертификацию, выяснилось, что нужно соответствовать требованиям к помещению: иметь вытяжку, моющиеся поверхности и т. д. Тогда под производство переоборудовали большой гараж деда Никиты.

Куда продаётся верхотурское мыло

Клиенты — это в основном экомагазины, которые поддерживают идею сохранения экологии, zero waste, экопросвещения. Продукция поставляется по всей России: Новосибирск, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Москва, Пермь, Челябинск, Тюмень.

Хорошо идут розничные продажи через маркетплейсы. Можно купить мыло и в самом Верхотурье. В городе развит паломнический туризм. Люди приезжают, идут в церковные лавочки, покупают сувениры и местное мыло. Мыло «СВерхМы» уже стало лицом города, местной туристической достопримечательностью.

Никита с горечью отмечает, что при всём потенциале города люди уезжают из Верхотурья. Остаются в основном бюджетники, которые работают в администрации, больнице. Молодёжь ничего не держит. «Я не хочу сказать, что мы какие-то герои, что в маленьком городе остались, но всё, что мы сейчас проходим, — это тяжёлый труд: строить малый бизнес у чёрта на куличках», — рассказывает Никита.