Найти в Дзене

«Университет – это семья»

Оглавление

Поколения студентов и преподавателей университета сменяются, но для этих семей вуз стал не только местом учебы и работы, а свидетельством истории семьи, династии, всей жизни.

Участниками фотопроекта стали семьи, поколения которых многие годы связаны с главным местом притяжения – университетом.

Назаровы, Федоровы, Набережные

Татьяна Назарова, выпускник Якутского государственного университета, доцент кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ, кандидат педагогических наук:

Мой муж Тимофей Васильевич Назаров был одним из первых студентов Якутского государственного университета – он поступил на физико-математический факультет в 1956 году, в год открытия вуза. Был аспирантом у знаменитого учителя Михаила Алексеева, который подготовил немало выдающихся якутских ученых, профессоров. И 61 год жизни посвятил преподаванию.

Тимофей Васильевич издал две книги, открывшие совершенно новый подход к обучению физики: «Физика: системно-структурный подход» и «Моделирование физических знаний. Физическое древо». Коллеги отзывались о методе физического древа так – «Это подобно периодической системе Дмитрия Менделеева, но только в физике».

Я работаю в университете с 1974 года. В 1995 году в подготовительном отделении по моей авторской программе мы впервые организовали мероприятие «Пора надежд и грусти нежной», когда студенты читают первую главу из романа в стихах «Евгений Онегин». Это и культурное мероприятие, и тренинг по риторике, когда студенты развиваются через литературу. Бывают разные дети, кто-то стесняется, кто-то заикается, но благодаря этому мероприятию многие раскрывают, перебарывают свой страх, по-другому видят классику.

Основная нагрузка у меня на автодорожном факультете. В век новых технологий хотелось бы, чтобы дети сами научились добывать знания. Я всегда вспоминаю своего мужа Тимофея Васильевича, который учил студентов главному – мыслить. Очень многое решает уровень подготовки в школе – если ребенок старался, самостоятельно работал, то и в университете учится легко.

Мы никогда не диктовали детям свои решения – профессию, свой жизненный путь они выбирали сами. Я убеждена в том, что каждый человек родился, чтобы быть счастливым.
-3

Анна Набережная, выпускник Якутского государственного университета, директор Финансово-экономического института СВФУ, кандидат экономических наук:

Первое занятие по математическому моделированию экономики в качестве преподавателя я провела на родном математическом факультете. Это был первый год после окончания университета, в аудитории сидели мои ровесники. Это было очень волнительно, но думаю, гены дали знать о себе – все прошло хорошо. С тех прошло уже 32 года.

Особенно ценно общение со студентами, когда мы можем вместе создавать новые интересные проекты, привнести что-то новое в науку, технологии, открывать новые отрасли знаний, такие как искусственный интеллект, нейросети, создавать что-то, что приносит практическую пользу.

Мы дети преподавателей, представители учительской династии Назаровых и Федоровых. С детства мы видели заинтересованность своих родителей к своей работе, как они болеют за университет, студентов, работу. Часто они начинали день с обсуждений, какие методики лучше применять в преподавательской работе, в воспитании студентов.

Мой младший брат, Назаров Алексей Тимофеевич, работает на кафедре «Методика преподавания физики» Физико-технического института СВФУ с 1994 года лаборантом, проводит сложные эксперименты и опыты для студентов, ремонтирует оборудование. Всю жизнь проработал с отцом вместе на одной кафедре, он ас в электротехнике, автомобилях.

-4

Надежда Федорова, выпускник Якутского государственного университета, доцент кафедры математической экономики и прикладной информатики Института математики и информатики СВФУ, заместитель министра здравоохранения Республики Саха (Якутия):

Работа преподавателем помогает совершенствовать знания, умения, дает толчок для карьерного роста и будущего. Это общение с молодежью и повышение профессионального мастерства.

Я веду занятия по бюджетной политике, бюджетному процессу, государственным и муниципальным финансам. Нравится, что при подготовке к занятиям обновляешь свои знания, читаешь специальную литературу, что важно для профессионального развития.

Я окончила в 1999 году факультет иностранных языков ЯГУ, затем финансово-экономический институт, сейчас учусь в магистратуре Института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. Обучение идет всю жизнь.

Студенчество в ЯГУ запомнилось моими одноклассниками, однокурсниками, мероприятиями в культурном центре «Сергеляхские огни», высокопрофессиональными преподавателями, которые владели несколькими иностранными языками. С теплотой вспоминаю своего первого куратора Тамару Николаевну.

-5

Артем Набережный, выпускник СВФУ, доцент кафедры проектирования, строительства и технологии Инженерно-технического института СВФУ, заведующий лабораторией инженерной геокриологии Института мерзлотоведения имени П.И. Мельникова, кандидат технических наук:

Главное в работе преподавателя – это контакт со студентом, индивидуальный подход к каждому.

Мое первое занятие в качестве преподавателя прошло в 2013 году, я сам только окончил вуз, был почти ровесником своих студентов-третьекурсников. Мне тогда не удалось привлечь их внимание и увлечь темой, но к следующим занятиям я подготовился тщательно.

Благодаря тому, что рос в семье педагогов, преподавателей, университетская среда мне всегда была близка и знакома. В семье мы можем пообщаться и о работе, о чем-то посоветоваться, что-то обсудить.

Парфеновы, Федоровы

Ольга Афанасьевна Парфенова, Святослав Игоревич Федоров, Айталина Родионовна Федорова
Ольга Афанасьевна Парфенова, Святослав Игоревич Федоров, Айталина Родионовна Федорова

Ольга Парфенова, заведующий кафедрой истории, обществознания и политологии исторического факультета СВФУ, выпускник историко-филологического факультета ЯГУ, кандидат исторических наук:

Я училась в физико-математической школе у народного учителя СССР Алексеева Михаила Андреевича, и поняла, что я гуманитарий – у меня появилась любовь к гуманитарным наукам. Училась хорошо, школу окончила с золотой медалью, но стала историком.

Меня всегда интересовала тема межнациональных отношений, поэтому выбор пал на историю, потому что именно в истории раскрывается суть проблемы. Сейчас я политолог, как раз исследую эти вопросы.

Я уже 33 года работаю преподавателем. Возможность общаться с молодежью – это самое интересное в преподавательской деятельности. За пять лет обучения в вузе студент должен научиться правильно пользоваться своими знаниями.

Айталина еще со школы помогала мне в работе, думаю, это в некоторой степени повлияло на интерес к истории. Старшая дочка стала юристом, а младший сын работает в IT-сфере.

Айталина Федорова, выпускник исторического факультета СВФУ, лаборант 1 категории кафедры истории, обществознания и политологии исторического факультета СВФУ, младший научный сотрудник лаборатории «Человек в Арктике» Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН:

В студенчестве мы ездили в экспедиции – там я попала в окружение студентов, которые активно занимались наукой, ездили на конференции, и мне понравилась перспектива развиваться, ездить в разные города, узнавать что-то новое. Потом я вступила в научный кружок «Культурная антропология» нашего факультета и втянулась в науку.

Думаю, опыт мамы во многом повлиял на выбор профессии. Дома так или иначе обсуждались профессиональные темы, уже в старших классах я была подкована в истории и политологии, мама просила помочь ей подготовиться к занятиям.

Сейчас пишу диссертацию о якутских страшилках, это не очень разработанная тема: о том, как страх и фольклор отражают социальные явления, социальный дискомфорт, и что эти страшилки могут нам сказать об обществе.

Святослав Федоров, выпускник исторического факультета СВФУ, старший преподаватель кафедры всемирной, отечественной истории, этнологии, археологии исторического факультета СВФУ, младший научный сотрудник лаборатории «Человек в Арктике» Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН:

Все начинается с детства – мой отец очень любил историю, всегда рассказывал интересные случаи, так и зародилась любовь к этой науке.

Подал документы только на исторический факультет и поступил. Наукой занялся благодаря нашему научному кружку «Культурная антропология» и самым лучшим руководителям.

Первая пара у студентов была очень волнительной, долго готовился. Ощущения были немного странные, так как буквально год назад стоял по ту сторону парты, а сейчас вещал с другой стороны. Но это позволило ощутить себя звеном большой цепочки, которая должна передать новым студентам сакраментальные знания и важные установки.

Даниловы, Корниловы

Алла Георгиевна Корнилова, Юрий Вячеславович Корнилов, Дмитрий Дмитриевич Данилов
Алла Георгиевна Корнилова, Юрий Вячеславович Корнилов, Дмитрий Дмитриевич Данилов

Алла Корнилова, выпускник историко-филологического факультета ЯГУ, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики Педагогического института СВФУ, доктор педагогических наук:

В университет я пришла после семи лет работы в школе, работаю с 1981 года по настоящее время. В педагогическом институте прошла все ступени, начиная с лаборанта до профессора.

За всю жизнь общаюсь со множеством студентов. Сейчас они все разные, с разными интересами, тяготеют к технологиям, приходится от них не отставать. Раньше, казалось, что студенты с бОльшим интересом относились к слову педагога. Многие знания добывают из интернета, но иногда не умеют отсеивать информацию. Но в педагогический поступают самостоятельные, дисциплинированные студенты.

Мой муж, профессор Дмитрий Алексеевич Данилов тоже посвятил университету всю жизнь, стал преподавателем сразу после окончания ЯГУ в 1957 году. Ему всегда нравилось общаться со студентами, он готовил аспирантов, предпочитал работать с парнями, считал их более решительными, самостоятельными. Долгое время занимался школоведением, историей образования, управлением в образовании и понял, что нужно идти в науку. В то время это было сложно – не было диссертационного совета, нужно было ездить в другие города, но потом благодаря ему и в Якутии был открыт диссовет, защитились многие научные кадры.

Самое интересное в работе преподавателя – это то, что поколения меняются, а среди молодежи человек не стареет, душа остается молодой. И я тоже заставляю себя быть в интеллектуальной форме, не отставать от времени.
-9

Юрий Корнилов, выпускник Педагогического института ЯГУ, заместитель директора Педагогического института СВФУ, доцент кафедры информатики и вычислительной техники, кандидат педагогических наук:

Несомненно, окружение повлияло на выбор профессии – мои дедушка и бабушка работали учителями, дядя с тетей преподавали в университете, это во многом определило мой вектор развития. Окончил ЯГУ и, как говорится, где родился и пригодился – остался ассистентом на кафедре.

В планах – поставить перед собой цель защитить докторскую диссертацию. Человек – самая сложная система, и я считаю, что педагогическая наука – одна из самых сложных наук. Результаты работы педагога видны через года, десятилетия, и их невозможно измерить или спрогнозировать. Каждый обучаемый, студент индивидуален, нет единого рецепта воспитания и обучения.

Учитель будущего должен быть универсалом – не только знать свой предмет, но и владеть информационными технологиями, знать языки, быть специалистом в области психологии.
-10

Дмитрий Данилов, выпускник филологического факультета ЯГУ, заведующий лабораторией кафедры социальной педагогики Педагогического института СВФУ:

Я всегда любил читать, поэтому после окончания школы поступил на филологический факультет, затем окончил магистратуру Института зарубежной филологии и регионоведения.

Свою магистерскую диссертацию посвятил творчеству Говарда Лавкрафта, и хотел бы продолжить, если будет возможность защитить диссертацию или степень PhD.

На кафедре я занимаюсь рабочими программами, помогаю преподавателям решать технические задачи. Университетская среда была знакома с детства, и я думаю, что то, рос в интеллигентной среде, повлияло на меня благотворно.

Петровы, Туркебаевы

Пальмира Георгиевна Петрова, Лена Кимовна Туркебаева, Тимур Джумгалбекович Туркебаев
Пальмира Георгиевна Петрова, Лена Кимовна Туркебаева, Тимур Джумгалбекович Туркебаев

Пальмира Петрова, профессор кафедры нормальной и патологической физиологии Медицинского института, директор Медицинского института ЯГУ, а затем СВФУ с 1996 по 2016 годы, выпускник Якутского государственного университета, доктор медицинских наук:

В университет я пришла после аспирантуры, кандидатом медицинских наук – мне было 26 лет. Работала ассистентом кафедры, потом старшим преподавателем, доцентом, стала профессором, почти 40 лет была заведующим кафедрой.

Когда мы учились, набор в медицинский институт был всего на 75 человек и по одной специальности. Потом, когда уже стала директором, открыла в институте набор на педиатрию, стоматологию, фармацию, высшее сестринское образование.

Молодежь уже другая сейчас – она и креативная, и интересная, но мало ходит в библиотеку. Возможно, в наше время и учебников было мало, но мы дневали и ночевали в библиотеке.

Преподаватель должен постоянно работать над собой. Наша специальность очень ответственная, внедряется очень много новых методов, развиваются новые теории и подходы.

Чтобы быть успешным преподавателем, нужно все время повышать квалификацию, ему нужны не только чисто медицинские знания, но и знания по педагогике, психологии. Требования к преподавателям, готовящим врачей, гораздо выше, чем к тем, кто просто работает с больными.
-12

Лена Туркебаева, доцент кафедры фармакологии и фармации Медицинского института СВФУ, кандидат биологических наук:

Я преподаю фармакологию – один из интереснейших и основных предметов, без знания которого врач не сможет вылечить никого. Давать знания молодым, начинающим специалистам интересно – важно, чтобы они заинтересовались предметом, полюбили его. Да и в целом общаться с молодежью очень интересно, это одно из главных преимуществ работы преподавателя.

Когда начинала работать преподавателем, очень волновалась, переживала, все ли я знаю, смогу ли ответить на вопросы студентов, будут ли они меня слушать, так как в то время я и сама была совсем молодой.

В качестве пациента своих студентов редко встречаю, так как они работают педиатрами. Но бывают случаи, когда мы встречаемся, и они тушуются, и наверное, не все так легко проходит, как с простым пациентом.

Моя дочь Пальмира учится в ординатуре в Санкт-Петербурге, и можно сказать, что она пошла по стопам бабушки, и во многом они очень похожи – дочь окончила СВФУ с красным дипломом, и хотя мы никогда не настаивали, чтобы она была отличницей, она по своей натуре очень старательная и усердная.

Тимур Туркебаев, выпускник Финансово-экономического института ЯГУ, младший научный сотрудник научного экспертно-аналитического центра Академии наук Республики Саха (Якутия):

С детства всегда ориентировался на бабушку. Она очень трудолюбивая, всю жизнь, сколько себя помню, раньше восьми вечера домой не приходила.

Ее усердие, любовь к труду и стали главными уроками, она своим делом показывала, что даже если что-то не получается, нужно продолжать упорно трудиться.

Профессию выбрал по своим навыкам, интересам со школы. Преподавать не пробовал, но думаю, это получилось бы: на прежней работе наставлял коллег, которые впоследствии были признаны лучшими специалистами.