После захвата в 1453 г. Константинополя турками-османами и прекращения существования Византийской империи – векового оплота православной церкви, единственной независимой державой, население которой исповедовало преимущественно православие, и сам правитель был православным, осталось Московское государство – ранняя Россия.
Русская православная церковь выработала концепцию, что Москва является «Третьим Римом»: сначала оплотом христианской веры был Рим (т.е., Римская империя), но он пал под ударами завоевателей, потому что увлекся религиозными искажениями пап; «вторым Римом» был Константинополь, но погряз в роскоши и разврате, вследствие чего был завоеван османами. Русская церковь объясняла падение Константинополя, миссионеры из которого в X в. и обратили Русь в христианство, божественной карой и провозглашала Россию, в которой ревностно оберегалась христианская нравственность, единственным наследником «истинной веры», русского государя – божественным наместником, мировым защитником православия.
Русская православная церковь, духовный авторитет которой в то время в России не оспаривался, была в Московском государстве исключительно влиятельной структурой, и хотя церковные иерархи смиренно склоняли голову перед русским монархом как перед единственным в мире «правильным» христианским государем, влияние церкви могло поколебать волю и всех высших светских сановников, и самого царя. Церковь активно формировала и в народе, и во властных кругах политическую позицию, что Россия – своего рода «держава-миссионер», которой свыше вменено в долг оберегать православную веру и православных христиан во всем мире, а русский государь является мировым покровителем всех единоверцев.
В Московском государстве не хватало достаточно образованных священников, хорошо владевших греческим языком, а представители Константинопольской церкви не могли приезжать в Россию надолго, и при этом плохо знали русский язык. Это приводило к возникновению многочисленных ошибок и разночтений в регламентирующих церковные обряды служебных книгах. Получалось, что в одной российской области православные молились так, в другой – по-другому. Попытки отредактировать церковные книги и привести все обряды к единообразию вызывали напряженные споры, обвинения иерархами друг друга в кощунстве, нередко и арестами, заключениями и ссылками в монастыри редакторов, заподозренных в умышленной подмене церковных текстов.
Ситуация усугублялась тем, что в России, удаленной от передовых центров христианской культуры, духовная мысль не была развита так глубоко, как в Константинополе. Греки, болгары и другие православные народы, населявшие бывшую Византийскую империю, не уделяли слишком большого значения тому, в каких именно деталях проводить канонические церковные обряды: для них была важнее духовная составляющая, сам факт демонстрирования своей преданности Богу. В России же долго и тяжело уходили из религиозного сознания мистические представления, доставшиеся в наследство от далеких языческих времен. Русские гораздо больше верили в силу обряда как такового, чем последователи Константинопольской церкви: неправильно, с их точки зрения, произведенное крестное знамение, словесная ошибка в молитве, даже не изменяющая ее смысл, могли, как думали в России, сделать бессмысленным весь обряд, несмотря на всю духовную искренность его совершения.
В Константинополе же высшее духовенство могло даже по каким-нибудь «светским» причинам, просто смотря по удобству, изменять отдельные детали канонических обрядов. Это было еще одной причиной, по которой в России возникали разногласия по поводу обрядовых форм: русское духовенство перенимало из константинопольских книг одни обрядовые правила, но те через некоторое время менялись, и когда еще через какое-то время «исправленные» по новому образцу обряды пытались внедрить также и в Московском государстве, это встречало яростное сопротивление как консервативно настроенного русского духовенства, так и глубоко не просвещенного в религии народа.
После завоевания Константинополя турками споры о том, каким текстам надо следовать, стали особенно острыми. Византийским, происходящим из страны, погрязшей в разврате и плененной иноверцами, но имеющей намного более древние христианские традиции, или русским, составленным в стране, не столь просвещенной, но более благонравной и единственной из православных оставшейся независимой.
После окончания тяжелого и кровавого Смутного времени в России утвердилась новая царская династия Романовых. Успокоение внутренней обстановки в стране, стремление знатного рода, представители которого недавно воссели на русский – единственный в мире православный, престол, к расширению богатства и влияния, потребность разраставшегося царского служилого класса в новых должностях и источниках дохода побуждали правящий класс Московского государства к дальнейшему территориальному расширению державы, упрочению позиций, возвышению авторитета царской фигуры. Церковь также нуждалась в расширении своего духовного влияния, приобретении новых земель, увеличении числа населения, платящего церковные подати.
Одновременно в России с постепенным ростом общеевропейского технического прогресса все больше распространялись просвещенность, книгопечатание. Духовный авторитет царя требовал все более ясного подтверждения. Поэтому в царствование второго государя из династии Романовых – Алексея Михайловича, были предприняты решительные меры по унификации всех обрядов Русской православной церкви.
Если было интересно, не забудьте про 👍 и (или) смайлик в комментариях. 😊Заглядывайте ещё. Пусть сбывается все хорошее!
На нашем сайте полная версия этой статьи:
Здесь книга о Смутном времени 👇
Смутное время — «переходный возраст» царской России
Читайте ещё в ленте: