Научные открытия о влиянии молитвы на мозг сделал наш современник российский учёный профессор, доктор биологических наук, руководитель лаборатории нейропсихофизиологии Санкт-Петербургского НИИ им. Бехтерева Валерий Борисович Слезин. Об открытиях профессора уже не раз писали в СМИ, давая громкие заголовки «Иногда молитва может сотворить чудо», «Почему и как молитва лечит».
На самом деле, для религиозного человека абсолютно естественно и самоочевидно, что молитва может лечить. Ценность его выводов, на наш взгляд, в другом.
Профессор зафиксировал на электроэнцефалограмме православных монахов, священников и мирян, имеющих опыт христианской молитвы, выраженное подавление амплитуды быстрых ритмов (альфа- и бета-), приводящих к существенному уменьшению общего уровня сигналов во всех отведениях ЭЭГ. Естественно, это состояние не отражалось на восприимчивости и самоконтроле испытуемых.
«Особая когнитивная роль таких состояний в полной мере проявляется в том, чтя в возрасте до 5 лет, когда закладываются основы общения ребенка с близкими ему людьми и формируются бессознательные компоненты его религиозного мировосприятия, медленная электрокортикальная активность устойчиво доминирует. Более поздние уровни сознания связаны с формированном более высокочастотных ритмов мозга. Эти известные факты указывают на то, что низкочастотный диапазон ЭЭГ действительно несет отпечаток важных "архитипических" аспектов общения и обмена информацией человека со значимыми для формирования его личности субъектами и символами мира. Следовательно, при христианской молитве деятельность мозга соотносится с наиболее ранним уровнем сознания, возникающим задолго до социализации субъекта», - сообщается в статье «Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве» В.Б.Слезина, Н.И.Музалевской, В.М.Урицкого, И.Я.Рыбиной.
Профессор в интервью «Русской народной линии» упоминает о том, как у одного из испытуемых во время молитвы фиксировались только медленные дельта-ритмы (с частотой 2-3 Гц) Такое состояние сознания у взрослого человека бывает лишь во время так называемого "медленного" сна, а во время бодрствования - лишь у младенцев до трех-четырех месяцев. Сохранившиеся быстрые биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что практически приближались к прямой линии.
В.Б. Слезин сделал из своих экспериментов вывод, что во время молитвы мозг человека погружается в особое четвёртое состояние мозга. А выделяется их обычно три: 1) первичный дельта-ритм (2-3 Гц) наблюдается у новорождённого, для которого главное переживание единения и чувства безопасности рядом с мамой, 2) по мере взросления появляется второй уровень мозговой активности - семейный (до 7 Гц) 3. при выходе на социальный уровень (до 12 Гц и выше). Эти ритмы часто и становятся определяющими, в ущерб первичному и семейному уровням, что нередко приводит к неврозам.
Выводы профессора В.Б. Слезина могут, вероятно, послужить апологетическим научным доводом. По крайней мере, так его восприняли воинствующие атеисты, пытающиеся опровергнуть выводы учёного на тематических форумах.
Но ценность его открытий, на наш взгляд, не столько в этом. Даже признав результаты и выводы исследований В.Б. Слезина, можно истолковать их в нерелигиозном ключе. Например, эта идея вполне ложится в выводы психологов о внутренних фигурах ребёнка и его родителей внутри психики человека, и опыт молитвы может быть истолкован как проживание встречи с глубинными архетипами отца, матери, которые, конечно же, без труда можно найти в любом почти молитвенном правиле. Не секрет, что в психологии применяются терапевтические медитации с визуализацией встреч с этими фигурами.
Тем не менее, беспокойство воинствующих атеистов очень симптоматично, потому что их война бессознательно ведётся в том числе и против той самой внутренней фигуры отца. Но, на самом деле, интерес наш состоит совсем не в том, чтобы спорить с теми, кому предпочтительней сражаться с Богом, чем искать истину.
Было бы интересно, пожалуй, сделать ЭЭГ человека, совершающего описанную выше медитацию с внутренними фигурами родителей. Дело в том, что записанные ЭЭГ медитаций показали иную картину: у индуса, проходившего исследование в НИИ, наблюдалось, наоборот, повышение ритма электрических импульсов, у дзен-буддиста наблюдался сначала подъём, а затем снижение ритма. У католического ксендза ритм замедлялся, но полного погружения не было. Также у мусульманина во время намаза мощность альфа-ритма снизилась, но значимых изменений ЭЭГ не наблюдалось. Наибольшие изменения и полное погружение было зафиксировано у православных, которые не практикуют медитаций вовсе в отличие от протестантов и католиков.
Дело состоит как раз в том, что молитва, согласно выводам В.Б. Слезина, способна излечивать человека от невроза, благодаря тому, что освобождает его от земных забот, делая их незначительными, отключая быстрые корковые ритмы биотоков, связанные с нашим социальным сознанием.
«Этот феномен исчезновения или уменьшения быстрых ритмов позволяет нам оценивать глубину молитвенного погружения, оказать помощь священнику при его работе с психически и телесно больными людьми. Такое содружество медицины и церкви существовало испокон веков, собственно и сама медицина вышла из религии. В настоящее время есть много священников-врачей, ещё больше их было в прежнее время. Так что, в принципе, мы не создаём ничего нового, но пытаемся продолжить то, что было всегда и всегда будет», - пишет В.Б. Слезин (Эссе «Почему молитва лечит?» в газете «День литературы»)
.
Ценность исследований и выводов профессора состоит и в том, что подтверждает доказательным образом путь, указанный Исусом Христом: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Откуда обратиться? От мира сего. И этот путь открывается опытом православной молитвы.