Найти тему

Клады старушки Агриппины: окончание истории

О каких странностях старушки Агриппины вспоминали её внуки и правнуки? Откуда появилась фамилия у Зеленецких, и кто был последним священником из этого рода в Подосинках?

Продолжаю знакомить вас с семейными легендами старинного рода священнослужителей из села Подосинки Венёвского уезда. Все предыдущие истории были записаны в XIX веке. В основе их лежали воспоминания бабушки местного священника. «Прикованная столетней старостью к печке, с которой в последние годы почти не сходила, старушка эта вся жила в воспоминаниях о старине». А что же про неё саму вспоминали её потомки?

Клады Агриппины Тимофеевны

Каждый вечер внуки и правнуки Агриппины забирались к бабушке на печку. Там она принималась рассказывать о своем прежнем житье бытие, или о леших и домовых, или просто сказки. Эти рассказы продолжались иногда до вторых петухов.

«Для материального обеспечения своего потомства она зарывала клады, соблюдая при этом все установленные преданием правила. Выбрав время, когда все старшие из семейства в поле, она подзывала к себе внука или внучку, которая постарше, а иногда работника, или работницу, приказывала стащить себя с печи и вывести на задворок или на огород. Там, очертив своею клюкою круг, приказывала вырыть неглубокую яму. Сотворив заклинание на 20, 50 или 100 лет, она опускала в неё полтину, рубль, а иногда и целых пять рублей, будучи убеждена, что раньше назначенного ею срока "клад ни кому не дастся". Внукам не охота была дожидаться назначенного срока, и клады, назначенные на несколько десятков лет, вынимались в тот же день, а иногда и час. Но были между ними и такие, которые вполне верили в силу заклинаний. Клады эти находились уже случайно, иногда спустя много лет».

Семейная легенда о фамилии

«В селе Подосинках по преданию в течение трех столетий, весь церковный причт (за весьма редкими исключениями) состоял из членов одной семьи, или вернее из лиц одного и того же рода. Старшие в роду и более способные и достойные были священниками, а их братья, дети, племянники, а иногда и зятья - диаконами и причетниками. Остающиеся без должностей члены этой многочисленной семьи именовались церковниками и до поступления на причетнические места в друге села жили при отцах, помогая им, как в отправлении церковных служб и приходских треб, так и в трудах по домашнему их хозяйству.

-2

Род этот во все времена пользовался обширной известностью у духовенства в пределах нынешней Тульской Епархии. Причинами известности его, кроме преемственного, были необыкновенная физическая сила и выдающиеся черты характера многих из его членов. Отличительными признаками их наружности были необыкновенно высокий рост, широкий, крепкий правильный склад всего тела, на лице свежий румянец, сохранявшийся до глубокой старости, русые волосы, серо-голубые глаза, у многих правильный римский нос, и другие черты мужественного благообразия, которыми так счастливо были наделены представители этого рода. Замечательно, что те же признаки сохранялись и у тех лиц, которые происходили из этого рода по женским линиям. Замечательно также, что между членами этого рода обезображенных оспою почти не бывало, хотя оспа никогда не прививалась. Предки этого рода вообще знали мало болезней. Лечение случайно заболевавших большею частию предоставляли матери природе, и только изредка прибегали к домашним средствам. Хлеб-соль, не только во времена отдаленные, но и в ближайшее к настоящему время, у всех членов этой семьи была беззаветная. Совершенно неведомый странник находил в их доме то же, что и самый близкий родственник. Его парили в печке, кормили и поили всем, что только Бог послал, давали возможно покойный ночлег, и снабжали ещё кое-чем на дорогу, если странник в этом нуждался.

Если кто-нибудь из членов этой семьи отправлялся по какой нибудь надобности в дальний путь, то он располагал свой маршрут не по станциям, или так называемым упряжкам, а по дядям, тёткам, сыновьям, зятьям и племянникам, жившим в разных пунктах епархии. Ему не было надобности заботиться о путевых издержках, о тратах на сено, овёс и личное продовольствие, потому что он везде был гостем. И необходимо было измышлять разные предлоги, чтобы объехать, миновать кого-либо из родных, чтобы не сделать свое путешествие слишком продолжительным, так как не заехать к родному по пути считалось обидою.

-3

Хотя жизнь предков этого рода со внешней стороны мало чем разнилась от жизни крестьян, их прихожан, но с нравственной стороны они стояли несравненно выше не только своих прихожан, но и большинства окольного духовенства. Они никогда не унижались пред помещиками, и со всеми ровно сохраняли ту величавую важность, которая вообще отличала этот род. Это были люди честные, справедливые, непритязательные по отношению к прихожанам и готовые на всякое добро. Многие не только из крестьян, но и из соседнего духовенства, во всех затруднительных обстоятельствах обращались к ним за советом и помощью. Они были в околотке мировыми судьями, и апелляция на их решения признавалась немыслимой.

Потомки описываемого этого рода, по разным, большею частию совершенно случайным причинам, носят разные фамилии, но коренною родовою своею фамилией они считают фамилию
Зеленецкий, так как с этою фамилией соединяется предание о происхождении их рода. Предание говорит, что родоначальник Зеленецких был выходец из западной России, и или сам он, или ближайший к нему его потомок поступил в духовное звание и был священником в селе Подосинках.

-4

Предание не сохранило ни имени этого родоначальника Зеленецких, ни времени, в которое он жил. Остались безвестными имена и ближайших к нему его потомков. Первое из этого рода лицо, сделавшееся известным по найденным официальным документам, был поп Алексей».

Про попа Алексея Кондратьевича и о том, как его перепутали с попадьёй Аксиньей, я писал в 3-й части повествования.

Конечно же, главными кладами старушки Агриппины для нас являются не монеты, которые она закапывала в землю, а её истории, удивительным образом дошедшие до наших дней.

Последний священник из рода Зеленецких в селе

В прошлый раз я закончил рассказ на детях Агриппины Тимофеевны - священнике Василии и его брате диаконе Прокопии.

«Из детей Прокопия Ильича особенно памятен был сын его Александр Прокофьевич Зеленецкий, бывший протоиереем Николозавальской церкви в Туле, а вместе с тем учителем и инспектором в Тульском духовном училище. Это был добрейший человек, и по своему времени достаточно учёный. Во всей Тульской губернии он считался первым знатоком географии, по этому приглашаем был для преподавания её в гимназию и кадетский корпус.

Преемником отца Василия (брата диакона Прокопия) был младший из пяти его сыновей Иван. Иван был первый в селе Подосинках священник, учившийся и закончивший курс в семинарии. Хотя семинария резко отличила отца Ивана от тех его братьев и родичей, которые нигде не учились, и хотя новые начальственные распоряжения и само время во многом изменили отношение духовенства к прихожанам, но так как отец Иван вырос в Подосинках, и прихожане его были знакомы ему с его младенчества, то в характере его отношений к ним сохранилось ещё много прежнего патриархального и, так сказать, родственного-семейного. Отец Иван был священник равно любимый прихожанами, уважаемый духовенством и достойно ценимый епархиальным начальством. При двух преосвященных Дамаскине и Димитрии, в течение нескольких лет он был благочинным. Только при преосвященном Алексии отказался от этой должности. Поводом к отказу было следующее обстоятельство. Явился он к преосвященному с клировыми ведомостями. Просматривая ведомости, владыка строго заметил ему: "Как же ты аттестуешь священника такого-то села хорошего поведения, когда он, как известно, ведёт порочную жизнь?" Отец Иван отвечал: "Ваше Преосвященство, на то, что этот священник ведёт порочную жизнь, положительных доказательств я не имею, а на основании одних только слухов я не мог позволить себе марать честь и доброе имя своего собрата".

1864 год. Исповедная ведомость. Село Подосинки.
1864 год. Исповедная ведомость. Село Подосинки.

Плохой же ты благочинный, сказал ему владыка, когда не можешь добыть таких доказательств. И тут же рассказал ему в виде наставления какой способ употреблён был одним из благочинных в подобном же случае. Так благовольте, владыка, отвечал отец Иван, того священника поручить надзору этого благочинного, а я так действовать не способен. И тут же попросил преосвященного об увольнении его от должности благочинного.

-6

Отец Иван умер в 70-х годах, прожив более 80 лет. Сыновья его не окончили курса в семинарии, и потому ни один из них не мог поступить на место отца. На его место поступил зять его, но и тот в 1879 году перемещен был в другое село.

Так после двух-трёх столетий в селе Подосинках священником был определён человек не из рода Зеленецких».

А потомки этого замечательно рода продолжали жить и служить в городах и сёлах Тульской губернии. Приятно видеть комментарии уже их потомков к этим публикациям. Знать историю своей семьи и историю родного края очень важно.

✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉

Если есть желание узнать о своих предках, напишите мне: poisk.tula@ya.ru
Или заполните
Заявку на исследование. WhatsApp: 89166321014
💥
Телеграм-канал "Поиск предков: Тульская губерния".

✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉