Скажу честно, я был удивлён, когда впервые прочитал воспоминания Агриппины Тимофеевны из села Подосинки Венёвского уезда. Рассказы этой женщины о своей семье и сельской жизни легли в основу серии публикаций в газете "Тульские епархиальные ведомости" в XIX веке. Полагаю, они уже тогда казались похожими на древние сказания-былины. Хотя со времён описываемых событий прошло всего сто лет. А что уж говорить о современных читателях. Многое будет казаться нам странным и удивительным.
Я буду публиковать фрагменты этих рассказов, сопровождая их документами из Тульского архива. Постараемся найти всех действующих лиц, уточнить их имена и возраст.
Начнём с самой рассказчицы. Вот, что про неё вспоминали потомки.
«Прикованная столетней старостью к печке, с которой в последние годы почти не сходила, старушка эта вся жила в воспоминаниях о старине. Она сообщила своим внукам много сведений о своём муже, свёкре и деде. Она усердно, хотя весьма своеобразно заботилась о воспитании своих внучат и материальном их обеспечении, Каждый вечер, когда по старинному обычаю в деревнях "сумерничили", все внучата обоего пола, забирались к ней на печь и прежде всего передавали ей о происшествиях и новостях дня, а вместе с тем и о своих собственных деяниях. У старухи всегда были в запасе сдобные лепешки, орехи и сушеные лесные яблоки. Эти лакомства она раздавала каждому из них по их заслугам: одних хвалила, других журила, третьим грозила, что при их деяния, расскажет отцу или матери, и им не миновать дёрки; давала свои советы и наставления по преимуществу женскому поколению, как управляться с коноплей и льном, как ткать "красна", как на полотенцах вышивать разные узоры и т. п.»
Я обнаружил старушку Агриппину в исповедной ведомости 1817 года.
"Вдова Агриппина Тимофеева 91 год". Священник Василий Ильин 66 лет и диакон Прокопий Ильин 61 год (их фамилия Зеленецкие) - её дети.
В ревизской сказке 1782 года Агриппина Тимофеевна - жена иерея Ильи Спиридонова, её 47 лет. Здесь же указано, что она "города Епифани Козловой слободы Покровской церкви умершего иерея Тимофея Григорьева дочь".
Родилась Агриппина Тимофеевна около 1735 г., а умерла до 1821 г. Прожила около 85 лет. Действительно, почтенный возраст по тем временам! Но о самой рассказчице я продолжу чуть позже. А пока давайте послушаем, что она поведала про своего свёкра.
«Спиридон начал свою службу церкви и кончил её дьячком в селе Подосинках. В духовных росписях за 1740 год он значится дьячком при брате своём попе Иване; и за 1774 год он показан тем же дьячком, уже при сыне своём священнике Илье. В 1774 году он записан 70 лет, сколько он прожил после - неизвестно». Так начинается заметка про Спиридона Алексеевича.
Я нашёл год смерти в ревизской сказке. "Престарелый дьячок Спиридон Алексеев умер в 1785 году, в 1782 году ему было 86 лет".
«Причины, почему Спиридон до смерти остался дьяком, могли быть следующее: долговечность брата и его попа Ивана, собственная старость его в то время, когда Иван умер, особенные достоинства сына его Ильи. Сверх того, может быть, и особый роковой случай в его жизни не дозволял ему принять священство. Спиридон был очень высокого роста и обладал необыкновенную силою. Круглый год и зимой, и летом до самой смерти спал в холодной пуньке или риге. В образе мало чем отличался от крестьянина, но и на крестьян и на всех своих родных имел огромное влияние и пользовался ото всех почётом и за свою силу, и за свое досужество, и за свою готовность быть каждому полезным.
В молодости он отличался удальством; поднять какую-нибудь тяжесть, превышающую силу нескольких человек, остановить на бегу тройку лошадей, ухватившись за задние колеса и экипажа, побороться с медведем, которого на храмовые праздники приводили татары или пошехонцы - было делом Спиридона. Но он никогда не участвовал в кулачных боях частию по кротости своего характера, частию из опасения, что удар кулака его может быть смертелен.
В лета мужества он проявлял силу своего только тогда, когда нужно было. Например, помочь крестьянину вытащить из леса поваленный им столетний дуб, вытащить завязавший в болоте крестьянский воз или барскую колымагу, запряженную четырьмя конями, свалить на бок амбар или клеть во время пожара с целью воспрепятствовать дальнейшему его распространению. Никто не ставил избы без Спиридона, никто без него не устраивал овина, печи в избах клались или самим Спиридоном или под его руководством. Даже пиво варилось крестьянами по указанию Спиридона.
Печь, построенную Спиридоном в его собственном доме, можно считать памятником воздвигнутым им самому себе, памятником хоть не вечным, но долговечным. По размеру своему она равнялась целый избушке какой-нибудь бедной солдатки. Изба, в который стояла эта печь была заново переделана его сыном, но печь оставлена неприкосновенною. Изба также была переделана его внуком, но печь опять оставалось нетронутой. И только правнук его, строя новую избу в тридцать-сорок годов дерзнул разрушить эту прадедовскую святыню.
Огромность такой печи была необходимостью, в то время бань не существовало, бани заменялись печами. А так как наши предки без пару и жить не могли, то Спиридон поставлен был в необходимость устроить для себя такую печь, которая могла бы свободно вмещать в себя его тучное тело и выносить его богатырские движения, когда он парился. На этой печи, родились дети, внуки и правнуки Спиридона. На ней провела свои последние годы и умерла его невестка, жена его сына Ильи. На этой печи добыта от нее и большая часть сведений о житие-бытие предков этого рода, а под печкой этой воспитались целые поколения ягнят, телят, гусят и пр. и пр., что свидетельствовало о домовитости и хлебосольстве предков этого рода.
Хотя Спиридон был так незлоблив, что как о нем выражались, во всю свою жизнь малого ребенка пальцем не тронул, но это незлобие не помешало ему отправить на тот свет страшного в то время разбойника Саргу.
Сарга держал свой разбойничий притон на так называемый старой Коломенской дороге. Про деяния Сарги рассказов бездна, но так как все они походят на рассказы о всех возможных разбойниках всех времен всех мест, то нет надобности повторять их. Достаточно сказать, что от Сарги терпели и окольные крестьяне, платившие ему страшные оброки, только за то, чтобы он их не убивал, не грабил и не жог, хотя и то, и другое, и третье случалось с ними. Страдали от него и купцы, имевшие надобность проезжать по своим коммерческим делам по этой дороге. Страдали и духовные теперешней Тульской епархии, имевшие надобность совершать и периодические, и случайные путешествия в Коломну, как место пребывания их епархиального Архиерея.
Некоторые отделывались от Сарги подарками. Некоторые спасались тем, что отдавали этому разбойнику все, что при себе имели. Но те, которые сопротивлялись, позволяли себе угрожать разбойнику, или которых он подозревал в шпионстве, платились жизнью. Духовные, имевшие надобность отправиться в Коломну, для безопасности соединялись в караваны. Но разбойника и караваны не удерживали.
Спиридону много раз приходилось бывать в Коломне, как по своим собственным надобностям, так и по поручением других. В Коломну он всегда странствовал пешком и один. Владея огромную силою, он был бессознательно отважен. Тёмные ночи, дремучие леса, горы и овраги, лешие и домовые, воры и разбойники, страшные для всякого, для него как будто не существовали.
В одно из путешествий в Коломну встретил его Сарга и не только не убил его и не ограбил, но даже угостил. Так поразил Спиридон разбойника своим богатырским ростом и своей отвагой. После этого он неоднократно встречался с Саргою. Одна из этих встреч для Сарги была роковою. Спиридон возвращался из Коломны, Сарга будто ждал его. Он сидел на пне дерева, подле него лежали бочонок с водкой и окорок ветчины. Сарга предложил ему угощение. Вместе с попойкой началась беседа. Спиридон стал убеждать Саргу бросить страшное ремесло, объясняя, что ежели на земле, ему придется избежать наказания за его преступления, то на том свете ожидают его вечные муки. Эта проповедь пришлась не по вкусу Сарге и он с сарказмом отвечал: "А вот погоди, как я заберусь со своими молодцами в гости в вашу деревню, подпущу с обоих концов красного петуха да поглажу кистенём по головке ваших мужичков, от которых мне как от козлов нет ни шерсти, ни молока, тогда не то запоешь!"
Это угроза не только имуществу, но и жизни крестьян целого селения мгновенно и против воли породила в голове Спиридона мысль покончить с разбойником. Сарга, отрезая один ломоть ветчины, подавал гостю, а другой на ноже, заменявший вилку, отправлял в свой собственный рот. Спиридон воспользовался этим моментом и сильным ударом кулака по рукоятке ножа так всадил его в горло разбойника, что всё лезвие длинного разбойничьего ножа очутилась на его затылке, а спереди во рту была видна только рукоятка.
Долго оставалось тайною, кто именно был виновником смерти Сарги. Только немногие догадывались, что это работа Спиридона по следующим признакам. Спиридон каждый раз, возвращаясь с Коломны, обыкновенно до мельчайших подробностей, рассказывал о том, что случилось с ним на дороге, и особенно о своих встречах с Саргой. Но об этом последнем путешествии он никому ни одним словом не заикнулся. Сделался задумчив, с видимым неудовольствием и как бы смущением слушал рассказы о разбойниках и совершенно перестал ходить в Коломну. Опасался ли Спиридон мщения товарищей разбойника, боялся ли правосудия, которому бессознательно послужил такую важную службу или наконец боялся тени убитого? Только после этого путешествия в Коломне он не был уже до самой своей смерти. Догадки, эти подтвердились много лет спустя после его смерти...»
Если в тексте встретились незнакомые слова, пишите в комментариях. Русский язык живой, новые слова появляются, старые забываются.
А я продолжу рассказы о старушке Агриппине, дьячке Спиридоне, его детях и внуках в следующих публикациях.
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉
Если есть желание узнать о своих предках, напишите мне: poisk.tula@ya.ru
Или заполните Заявку на исследование. WhatsApp: 89166321014
💥Телеграм-канал "Поиск предков: Тульская губерния".
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉