«У отца Ильи было шесть сыновей. Преемником его по священству в селе Подосинках был пятый сын его Василий. Старший сын его Прокопий и при нём был диаконом и после него остался диаконом. Прочие же сыновья его проходили разные церковные должности в других селах».
Продолжаю серию публикацию по воспоминаниям старушки Агриппины о жизни в селе Подосинках Венёвского уезда в XVIII веке. Сегодня речь пойдёт о её сыне, священнике Василии Ильиче Зеленецком (1754-1821).
«Отец Василий Ильич, из среды своих братьев и прочих родичей выдавался какой-то особенною, но совершенно естественною важностью, которая ставила каждого в отношении к нему в границы должного уважения. Суровый меланхолик, не имевший по-видимому ни для кого ласкательного слова, он был однако же не только уважаем, но и любим как своим прихожанами, так и своими соседними собратами. Прихожане уважали его за его простоту и непритязательность, духовные - за его прямоту, честность и правдивость. В отношении к причту, который состоял весь из его близких родных братьев, зятьев и племянников, он был полновластным владыкою и два раза не отдавал одного и того же приказания.
В домашней жизни он был равно суров. От каждого члена семейства требовал соответствующей полу и возрасту доли труда. Дочери его были известные пряхи в окрестности. Песен и плясок не любил. Деревенский хоровод почтительно умолкал при его появлении. Домашние его позволяли себе повеселиться только в его отсутствие или вне дома, и то, как говорится, "озираючись". При появлении в доме постороннего и незнакомого лица мужского пола раздавался грозный голос отца: "эй, колпачки", и колпачки исчезали. Колпачками он называл своих дочерей, для которых по тогдашнему времени головным убором служили бумажные колпаки их собственной работы.
Отец Василий ничего не жалел, чтобы дать возможность младшим сыновьям своим окончить курс в семинарии, но в светскую науку плохо верил. Когда одного из сыновей его (Сергей Дружинин - протoиерей Венёвскаго Собора, известный педагог и знаток латинского языка) семинарское начальство назначило в медико-хирургическую академию, то он отхлопатывал его точно так же, как крестьянин в былое время отхлопатывал своего сына от рекрутства. Надобно впрочем сказать, что на медицину в то время почти все смотрели подозрительно. Медицинская наука, думали тогда, состояла только, в том, чтобы "потрошить" удавленников, утопленников и тому подобных отверженцев неба и земли. Хлопоты отца Василия об освобождении сына его "от медики" увенчались успехом только потому, что семинарское начальство предпочло назначить его в духовную академию.
У отца Василия всех детей было 10 человек: 5 сыновей и 5 дочерей. В выборе невест он не стеснял своих сыновей, предоставлял им право жениться на ком угодно, но с условием, чтобы невеста была честна, здорова и работяща. О богатстве невесты и приданом и спору не было.
Своих дочерей он выдавал замуж совершенно по-своему. Имея большую семью: и не будучи предприимчив, он был небогат. Несмотря на это у него не было в привычке, как это водилось испокон века, ухаживать за женихами. Напротив, по его мнению, женихи должны были ухаживать за ним. Искатель невесты, который в другом месте красовался и чванился, не смел прямо подкатить к крыльцу Василия Ильича, не смел и искать даже у кого-нибудь из причта, а мог остановиться только у кого-нибудь на деревне. Свах и вообще посредников в этом деле отец Василий терпеть не мог, по этому жених сам должен был относиться к нему непосредственно. Когда являлся жених, то отец Василий, приняв его вообще благосклонно и расспросив его, чей он и откуда, прежде всего усаживал его за стол. Если жених ел мало, вяло, медленно, и если после второй-третьей рюмки хмелел, или приходил в энтузиазм, то ему без церемонии объяснялось: "ты моей дочери не жених". Жених должен был убираться восвояси и искать невесту в другом месте. "Плохой едок-плохой и работник" - говорил при этом отец Василий. Если жених ел скоро и за двоих, если от выпивки не отказывался, но и не хмелел, то отец Василий делался веселее и к жениху благосклоннее. Это значило, что первый экзамен жених выдержал. Затем следовал второй. После обеда отец Василий с женихом отправлялся в поле, если дело было летом, или в ригу, если было зимой. Тут жених должен был поработать крюком или цепом и показать, что он и хороший работник, может быть хорошим хозяином.
Если жених выдержал этот второй экзамен, то отец Василий приглашал его снова домой и, приказав подать бражки, подвергал его третьему и последнему экзамену - по чтению и пению по церковному уставу. Если жених и этот экзамен удачно выдерживал, тогда отец Василий громко приказывал: "Авдотья, выводи Аксинью". Дочь в полном убранстве в сопровождении матери являлась на сцену. Спрашивать у жениха, нравится ли ему невеста, у отца Василия не было в обычае, его дочь должна нравиться. Справедливости ради требуется сказать, что дочери отца Василия во всей округе славились и ростом, и дородством, и красотою, и досужеством. И он спрашивал только невесту, и то больше для проформы. "Аксинья, пойдешь за муж за этого парня?" - "Ваша воля батюшка, из вашей воли не выйду, обыкновенно отвечает невеста". "Ну ладно." Голос матери был тут тоже не при чём. Ей только при этом случае говорилось: "Ну Авдотья, становись, давай-ка благословим девку-то с парнем".
Случалось иногда, что и после удачно выдержанных экзаменов жених терпел поражение, если позволял себе заикнуться о приданом. При одном намеке на приданое отец Василий приходил в страшный гнев и буквально выгонял жениха вон из дому. Впрочем, нельзя сказать, чтобы он не давал дочерям никакого приданого. Он давал, но не то, чего требовали женихи в других местах, а что хотел, что мог и что считал необходимым. Он давал в приданое лошадь и непременно кобылу, чтобы у молодых был свой завод. Давал корову, пару, а иногда и две овец, десяток, а иногда и два овчин на шубы и одеяла, несколько мер разного хлеба, два-три свиных окорока, десятка два кур и несколько десятков рублей на расходы для получения женихом указа из консистории или стихаря от архиерея. Снабдить невесту бельем, платьем и прочим лежало на обязанности матери. Сверх того у каждой невесты был запас холста. Свадьбу же всегда справлял на свой собственный счет, и считал для себя бесчестным справлять свадьбу на счет женихова отца, хотя бы тот был и зажиточнее.
Надобно заметить, что все тогдашние женихи, были или дьячки, или церковники. Выдавать дочерей за дьячков или церковников не считалось унизительным для рода потому, что тогда каждый начинал свою службу с дьячка, и каждый имел возможность дослужиться до священника.
Несмотря на суровость, отец Василий, как почти все люди старого времени, славился хлебосольством и гостеприимством. Как просто и близко держал себя к прихожанам отец Василий, можно видеть из следующего. Он был страстный охотник париться. Прихожане знали это и считали за особую честь попарить батюшку. Придёт он в дом крестьянина, делает свое дело и говорит хозяйке: "Арина, разобрала бы ты печку, я бы попарился". Она уже у меня готова, батюшка, отвечает Арина, и я веник обварила и бражки припасла. Через несколько дворов какая-нибудь Агафья уже сама предлагает: "Кормилец, ты бы попарился, у меня нынче топлено хорошо, хлебушки пекла". Некоторые из прихожан, из уважения к батюшке, при кладке печей не забывали увеличивать их вместимость. "Было бы где попариться нашему батюшке", говорили обыкновенно при этом случае.
Замечательно, что отец Василий, пробывший более 30 лет священником, не видал ни одного архиерея, кроме его поставившего. Когда об этом случайно сказали бывшему тульскому епископу Аврааму, то он сказал: "ну этого священника я желал бы видеть. Если священник не лезет к архиерею с своими просьбами, кляузами и происками, и если до архиерея не доходит никаких бумаг, требующих его вызова, то это верный признак, что он и хороший священник, и хороший человек. Я сам был священником и знаю это лучше других!"»
Отец Василий умер в 1821 г. Вероятнее всего в этом же году отошла ко Господу и его мать Агриппина Тимофеевна, которая успела рассказать своим внукам и правнукам эти замечательные истории.
В следующий раз речь пойдёт о брате отца Василия - диаконе Прокопии.
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉
Если есть желание узнать о своих предках, напишите мне: poisk.tula@ya.ru
Или заполните Заявку на исследование. WhatsApp: 89166321014
💥Телеграм-канал "Поиск предков: Тульская губерния".
✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉