33,5K подписчиков

Последняя "чистая" 44-ка

6,4K прочитали

Рассказ о Т-44 из коллекции парка "Патриот", последнем танке данного типа, сохранившемся в оригинальной конфигурации

Музеи при полигонах часто имеют одну интересную особенность. Здесь очень часто сохраняются боевые машины в оригинальной конфигурации. Конечно, по мелочам они могут меняться, поскольку очень часто то, что можно скрутить или оторвать, имеет обыкновение исчезать. Но при этом танки и другая военная техника, можно сказать, застывает в развитии. Особенно это ценно в тех случаях, когда боевая машина, в ходе эксплуатации, постепенно меняется. Касается это не только послевоенной бронетанковой техники, но и тех образцов, что были выпущенные во время Великой Отечественной войны.

Нынешнее состояние машины в сравнении с фото танка выпуска 1945 года.
Нынешнее состояние машины в сравнении с фото танка выпуска 1945 года.

23 ноября 1944 года на вооружение Красной Армии был принят средний танк Т-44. Машина эта для нашего танкостроения знаковая. Она задала вектор развития советских средних танков на несколько десятилетий, а по числу "потомков" и вовсе лидер. Несмотря на промежуточный статус, Т-44 служили долго, пройдя несколько этапов модернизации. В результате единственный Т-44, который сохранился в оригинальном состоянии, ныне находится в Техническом центре парка "Патриот".

Волноотбойник появился в ходе производства танка.
Волноотбойник появился в ходе производства танка.

Появлению Т-44 предшествовало несколько неудачных попыток заменить Т-34. Разработанный под руководством И.С. Бера танк Т-34М (в двух вариантах) должен был решить две основные проблемы - подвеску (замену свечной на торсионную) и нерациональное размещение экипажа (переход на 3-местную башню). Но в 1941 году этого сделать не удалось - началась война. В 1942 году предпринималось еще две попытки - третий по счету Т-34М (упрощенный, но с броней 75 мм) и Т-43. Последний плавно перетек в работы 1943 года.

Не хватает ящик ЗИП на правом крыле, но в целом комплектность хорошая.
Не хватает ящик ЗИП на правом крыле, но в целом комплектность хорошая.

В случае с Т-43, особенно вторым его вариантом, вылезала большая проблема, которая оказалась неустранимой. Еще в ходе проектирования Т-34 была предпринята попытка убрать люк механика-водителя с лобового листа корпуса. Пытались его убрать и на Т-34М, в случае с Т-43 имела место попытка заменить его на маленький смотровой лючок. Но всё тщетно. При этом танк постепенно рос с точки зрения боевой массы. При попытке поставить на него 85-мм пушку Д-5Т и усилить броню до 90 мм приводили к росту боевой массы до 35 тонн. Ходовая часть такое бы не выдержала.

Начиная с Т-44 выхлоп производился через вывод в левом борту корпуса.
Начиная с Т-44 выхлоп производился через вывод в левом борту корпуса.

Результатом стало то, что в КБ-520 завода №183 родилась идея кардинально новой машины. В ноябре 1943 года появился эскизный проект танка Т-44, уже третьего с таким индексом. Общего с Т-34 у него было немного. Главной изюминкой проекта стало поперечное размещение силовой установки. Это несколько усложнило моторно-трансмиссионную группу, но плюсов оказалось куда больше. Более короткое МТО позволило двинуть башню назад, а люк механика-водителя оказался на крыше отделения управления. При схожих габаритах боевая масса составляла 30 тонн, а броневая защита выросла.

На корме крепились шпоры. В принципе, насобирать не большая проблема.
На корме крепились шпоры. В принципе, насобирать не большая проблема.

Официально работы по Т-44 стартовали 22 ноября 1943 года, а на вооружение Красной Армии танк приняли спустя всего год - 23 ноября 1944 года. Для принципиально нового танка сроки предельно сжатые, не говоря о том, что за этот год танк неоднократно менялся. Причем изменения происходили очень существенные. Серийный Т-44А, который позже лишился приставки А, и те танки, которые вышли на испытания в конце января 1944 года, имеют целый ряд принципиальных отличий. Это касалось и корпуса, и башни, и силовой установки, и ряда других элементов. Т-44 попил немало крови у своих создателей. Спустя год началась вторая часть марлезонского балета - Т-54. От опытного образца Т-54 до Т-54 обр.1951 года потребовался путь длиной 6 лет.

Не проблема найти и недостающий запасной топливный бак.
Не проблема найти и недостающий запасной топливный бак.

Изменения конструкции, впрочем, это только часть проблемы. После того, как стало понятно, что Т-44 потребует существенной перестройки производства, а у опытных машин выявился ряд проблем, завод №183 перестал быть приоритетной площадкой. Рассматривалось несколько мест, где производить танк. В итоге выбрали завод №75, так именовалась площадка завода №183 в Харькове после его освобождения. Сначала тут организовали ремзавод (при немцах тут тоже был ремзавод, о чем стараются не вспоминать), далее завод стал готовиться к выпуску тягачей АТ-45, даже успели сдать опытную партию. 18 июля 1944 года было подписано постановление ГКО № 6209с, согласно которому в Харькове организовывался выпуск Т-44.

Амбразура курсового пулемета крупным планом.
Амбразура курсового пулемета крупным планом.

В отечественной литературе можно нередко увидеть критику по поводу Т-44. Мол, качество танков было невысоким, что отчасти правда. Именно проблемы с качеством стали главной причиной, почему Т-44 не попали на войну. Но если вы немного погрузитесь в тему, то подобные реплики будут вызывать удивление, а то и возмущение. А что вы, дорогие критиканы, хотели? Выпуск танков возложили на завод, который только частично восстановили. Отправка на его площадку мощностей завода №38 лишь отчасти решило проблему. Смежниками завода №75 стали завод №262 (Сталинград, корпусное производство), СТЗ (Сталинград, выпуск моторов) и Мариупольский завод им. Ильича (Мариуполь, корпусное производство). Эти заводы также были пострадавшими от войны.

Такое решение по смотровым приборам оказалось временным. На Т-54 была уже другая система.
Такое решение по смотровым приборам оказалось временным. На Т-54 была уже другая система.

Новому КБ, которое возглавил М.Н. Щукин, пришлось разбираться с набором запчастей, иначе присланную документацию по Т-44 не назвать. Многое пришлось переделывать. При этом сверху спускали жесткие сроки запуска в серию и немаленькие объемы выпуска. Неудивительно, что качество Т-44 хромало. Вместе с тем, в Наркомате Танковой Промышленности прекрасно понимали, что делают. Можно сказать, что на Т-44 обкатывали то, что дальше должно было пойти на Т-54. Кроме того, постепенно ситуация налаживалась. Если за 1944 год сдали 25 танков, то за 1945 - уже 880, в 1946 году сдали еще 718 штук, плюс еще 200 в 1947. Далее завод стал осваивать производство Т-54.

Место механика-водителя было куда удобнее, чем на Т-34.
Место механика-водителя было куда удобнее, чем на Т-34.

Самое интересное в том, что Т-44 оказался самым надежным танком первой послевоенной пятилетки. Запуск Т-54 в серию превратился в еще большую драму (вплоть до того, что Т-54 обр.1946 года признали учебными танками). ИС-3 страдал еще большими проблемами с надежностью, для чего пришлось проводить программу УКН. В начале 50-х годов началась модернизация ИС-2 и ИСУ. В результате осенью 1956 года, во время подавления восстания в Будапеште, Т-44 оказался единственным из танков, который не проходил модернизации. Кроме того, Т-44 оказался самым подвижным из советских средних танков 40-х годов. Секрет в том, что он был заметно легче Т-54, а силовая установка оказалась немного мощнее Т-34.

Место механика-водителя, состояние на 2007 год. Смотровая щель продержалась недолго, уже на  опытном Т-54 от нее отказались.
Место механика-водителя, состояние на 2007 год. Смотровая щель продержалась недолго, уже на опытном Т-54 от нее отказались.

Можно сказать, что Т-44 оказался промежуточным танком. К моменту запуска в серию требовалось уже более мощное вооружение, да и требования по броне тоже выросли. Поэтому Венгрия оказалась единственным местом, где их применяли. Но при этом танк оказался вполне удачным, а его служба продолжалась долго. В 60-е годы танки данного типа модернизировали до уровня Т-44М, в дальнейшем часть из них оказалась переделана в тягачи БТС-4 и другие спецмашины. Также Т-44М прославились тем, что из них делали киношных "Тигров" и Pz.Kpfw.IV.

Финальный вариант танка был частично унифицированным по ходовой части с Т-34-85.
Финальный вариант танка был частично унифицированным по ходовой части с Т-34-85.

Ныне известно несколько десятков Т-44М, доживших до наших дней. А вот в исходном состоянии сохранился всего один танк. Машина с серийным номером Ж 13 613 была выпущена в ноябре 1945 года. Вероятнее всего, танк с гарантийных испытаний, такие машины составляют основу серийных образцов, осевших в музее при НИБТ Полигоне (позже НИИ-38). Далее танк попал в музей, а сейчас является экспонатом Технического центра парка "Патриот". Конечно, он чуть пострадал (некоторых деталей не хватает, плюс немного неродных деталей по мелочам), но в целом дожил неплохо.

За счет поперечного размещения мотора МТО у Т-44 заметно короче Т-34.
За счет поперечного размещения мотора МТО у Т-44 заметно короче Т-34.

Чего у Т-44 не отнять - красивый танк. На его фоне Т-54 первого серийного варианта выглядит немного уродливо. Он не только красивый, но и по-настоящему революционный. Это первый серийный советский танк с торсионной подвеской, поперечным расположением мотора, а также без люка механика-водителя в верхнем лобовом листе корпуса. В походном положении механик-водитель ехал, высунувшись из проёма люка. Тем самым обеспечивался отличный обзор. По смотровым приборам пока было еще промежуточное решение в виде смотрового прибора в створке люка и смотровой щели в верхнем лобовом листе. "Классические" два перископа появились уже на Т-54.

Орудие у танка такое же, как у Т-34-85, очень похожа и орудийная установка.
Орудие у танка такое же, как у Т-34-85, очень похожа и орудийная установка.

Аналогично Т-43, на Т-44 отказались от стрелка-радиста. Курсовой пулемет размещался справа от механика-водителя, огонь велся через амбразуру в верхнем лобовом листе корпуса. От такого размещения сначала отказались на Т-54 обр.1946 года, но вскоре пулемет вернулся на то же место. Здесь он оставался до появления Т-55А, на котором курсовой пулемет вообще убрали.

Похожа на Т-34-85 и башня, но скорее концептуально. Отличий у нее много.
Похожа на Т-34-85 и башня, но скорее концептуально. Отличий у нее много.

На серийном Т-44 эксперименты с ходовой частью закончились. По итогам танк был унифицирован по каткам и тракам с Т-34/Т-34-85, что оказалось верным решением. В дальнейшем они совместно модернизировались. Стоит отметить, что катки у Т-44 и Т-54 разные, у последнего они чуть меньше в диаметре, но шире. В случае с БТС-4 ходовую переделывали полностью, она была унифицирована с Т-54/55/62. Именно поэтому Т-44М из коллекции военно-исторического клуба "Капонир", например, отличается такой странной ходовой частью. Чтобы ее вернуть обратно, придется сильно помучиться.

Наиболее очевидна разница сверху.
Наиболее очевидна разница сверху.

Ничуть не меньше мучений будет в случае, если встанет задача вернуть Т-44М в конфигурацию Т-44 по корпусу, включая обвес. Он у исходной машины весьма так отличается. Не говоря уже о внутренних агрегатах. В этом кроется одна из причин, почему обычно танки в исходную конфигурацию не возвращают. Хотя, как уже говорилось выше, во время событий в Будапеште 44-ки были в исходном виде. Модернизировали их уже потом.

Совершенно иначе сделана командирская башенка. Хотя вращающаяся часть взаимозаменяема с  башенкой Т-34-85.
Совершенно иначе сделана командирская башенка. Хотя вращающаяся часть взаимозаменяема с башенкой Т-34-85.

Если шасси Т-44 было радикально новым, то в случае с башней финальная конфигурация была скорее эволюционным развитием. Чем-то башня 44-ки похожа на Т-34-85, учитывая, что они развивались параллельно, неудивительно. Вместе с тем, башня у Т-44 всё же своя. Она имеет ряд отличий, которые бросаются в глаза. Это касается формы крыши, командирской башенки, пистолетных портов итд. Кстати, на Т-44М пистолетные порты в бортах башни заварены.

В боевом отделении.
В боевом отделении.

Ближе всего Т-44 и Т-34-85 по орудийным установкам. Это и неудивительно, особого смысла менять установку не было. Разница в броневой защите, которая у Т-44 выше. В остальном же разница с установкой Т-34-85 минимальная. Орудие было то же самое - ЗИС-С-53. Оно перестало устраивать ГБТУ КА уже осенью 1944 года, но попытки создания Т-44-100 так и не вылились в серийный танк.

Орудийная укладка заметно удобнее Т-34-85.
Орудийная укладка заметно удобнее Т-34-85.

Несмотря на схожесть башен Т-44 и Т-34-85, они всё же разные. Касается это и командирской башенки. Она существенно изменилась, став более низкой и удобной для работы. Интересно, что перископический прибор МК-IV лишился возможности вращаться вокруг своей оси. В ходе эксплуатации его заменили на дневной перископический бинокулярный прибор наблюдения командира ТПКУ-2Б. Некоторые Т-34-85, которые модернизировали после войны, получили такую же комбинацию.

Командирская башенка, вид снизу.
Командирская башенка, вид снизу.

С точки зрения внутреннего содержания башня Т-44 также похожа на Т-34-85, но со своими нюансами. Мне лично Т-44 показался чуть более просторным, особенно на месте наводчика. А вот заряжающему тут работать явно лучше. Вместо чемоданов на полу боевого отделения основная боеукладка (на 30 унитаров) расположена в лобовой части корпуса, с правой стороны. Пользоваться ей явно удобнее. Такая же система осталась и на Т-54/55/62. Вторая укладка, на 16 унитаров, находилась в кормовой нише башни. Общий же боекомплект составил 58 унитаров, вполне прилично для танка с 85-мм орудием.

Место наводчика.
Место наводчика.

Несмотря на то, что Т-44 оказался отчасти переходным танком, его появление трудно переоценить. Можно сказать, что это главное достижение отечественных танкостроителей позднего периода Великой Отечественной войны. В 44-ке были заложены фундаментальные идеи, которые оставались актуальными несколько послевоенных десятилетий.

Другие статьи по Т-44, машинам на его базе и его предшественникам:

Проект модернизированного танка Т-34М, с легкой руки представителя Мариупольского завода известный как А-43
История тяжелого танка Т-44, первой боевой машины с таким индексом

Рассказ о проекте среднего танка Т-34М, который прорабатывался на заводе №183 весной-летом 1942 года

Рассказ о самоходной артиллерийской установке СУ-101 (Уралмаш-1), находящейся в Техническом центре парка "Патриот"