Найти тему
11,5K подписчиков

Что я увидел в фильме "Топ Ган. Мэверик"

930 прочитали
Скриншот из фильма.
Скриншот из фильма.

Посмотрел второй фильм Топ Ган. Давно уже мне его советовали к просмотру, но я медлил, опасаясь разочароваться. И не фанат Тома Круза, и продолжения, чаще всего, не дотягивали до впечатления от первых фильмов. Но фильм доставил удовольствие, особенно, заключительная часть. Обычно я заранее догадываюсь о концовке, и этот раз ожидал, что или Мэверик погибнет, или сын его друга, но финал оказался хэппи-эндом, что, несомненно, подпортило драматизм фильма. Очередная американская патриотическая сказка про своих героев.

Почти половина содержания фильма показалась мне откровенным повтором первого, надо полагать, авторы хотели показать, что старые армейские традиции сохранились и в новом поколении вояк. Тот же бар, те же приколы. Да и Мэверик не изменил любви к японским мотоциклам, что, конечно, уже не так патриотично. Но Том Круз хорош в свои шестьдесят лет, завидное долгожительство и его героя в лётном деле. Пришло время и этому капитану покинуть авиацию, но заключительный аккорд оказался великолепным, не всем так везёт. Хорошо иметь влиятельных друзей!

Воздушные съёмки выше всяких похвал, хотя не обошлось и без ляпов, заметных профессионалу. С интересом рассматривал эпизоды с испытанием SR-72: футуристический облик самолёта, для выхода на гиперзвуковые скорости включается прямоточный двигатель, красивые виды стратосферы при разгоне. Но разгон 10 единиц Маха шёл трудно, и делать это в развороте, как показали в кадре, конечно, глупость. Позабавило появление Мэверика в баре после катапультирования и ответ мальчугана: «На Земле». За кого, интересно, этот пацанёнок принял встрёпанного человека в скафандре? И что же там за система катапультирования, позволившая остаться в живых после покидания самолёта на гиперзвуке? Жаль, что эту подробность авторы фильма оставили за кадром.

Прозвучала в этом фильме и фраза про то, что Америка потеряла технологическое преимущество. Ну да, расслабились после ликвидации Варшавского Договора, пришло время опомниться. Тут же звучит и знакомая тема, про то, что главное — кто сидит в самолёте. Это и мне хорошо известно по службе в советское время.
Года два назад в полемике с читателем я высказал мысль, что лётчика из истребителя вытесняет компьютер, это же прозвучало и в фильме из уст старого адмирала.
На моём канале вскользь обсуждалась роль тренажёров и симуляторов в подготовке лётчиков вообще и к конкретному заданию в частности. «Мэверик» показывает до каких высот поднялся этот вид наземной подготовки лётчиков за «бугром». Да, перегрузки имитировать сложно на таких тренировках, зато маршрут с перегрузками можно отработать в реальном полёте над ровной местностью, выполняя маневры, заученные на симуляторе. На симуляторе ведь можно полетать над тем районом, где предстоит выполнять задание. Кстати, речь в фильме идёт о девятикратной перегрузке, смешно слушать, как лётчик-испытатель рассказывает лучшим лётчикам флота о физиологическом воздействии больших перегрузок на организм человека. И никто его не остановил, мол, летали, знаем. Да, конечно, это было сделано для зрителя, чтобы попытаться донести до него предстоящие трудности миссии. Всех артистов в роли лётчиков показывают в кабине самолёта во время полёта, даже лица в момент действия перегрузки. Сомневаюсь, что эти лица нам показали при действии перегрузки, хотя бы, семь единиц. Сам я не экспериментировал с фотоаппаратом в полёте на перегрузках, только в зеркало на себя смотрел, но помню, что кожа так съезжала вниз, что брови норовили перекрыть глазницу, а щёки свисали похлеще, чем у бульдога. Курсанты фоткали себя на перегрузках около четырёх единиц, видел я эти фотографии, совсем другое лицо.
Кто-нибудь фотки такие имеет?

Идут на задание. Скриншот.
Идут на задание. Скриншот.

Про задание. Два воспоминания навеяло это задание. Видел советский учебный фильм, где пара работала по нашему укрытию для истребителей.
Немного подробностей об устройстве укрытия для тех, кто не в теме. Арка закрывается бетонными створками на рельсах, створки в закрытом положении держатся обычной щеколдой, которую техник самолёта может поддеть ломом, если надо срочно открыть. Створки при открывании скатываются по небольшому уклону рельс. В этом учебном фильме первый самолёт отрабатывает ракетой по входу и распахивает створки, заходит в атаку второй самолёт и загоняет ракету точно в укрытие. Отличная работа!
И второе: командир звена на третьем курсе (1976г.) рассказывал, как он оказался очевидцем работы пары «Фантомов» по Дамаску. Этот город, по его словам, тоже лежит в котловине, а на вершинах стояли ЗРК. F-4 к городу прорвались, отработали, но на выходе из котловины были поражены ракетами ПВО и легли на внутреннем склоне. Эта картина работы ПВО сильно впечатлила нашего командира звена, он даже пошутил, что пожалел тогда о выборе профессии лётчика-истребителя.

Похожую задачу и поставили группе лётчиков в фильме «Топ Ган. Мэверик».
Судя по воздушным съёмкам, самолёты в фильме пилотировали лётчики с завидной лётной подготовкой. Создатели фильма раструбили в медиапространстве, что компьютерных полётов в фильме нет. Похоже на то. Артистов же только снимали во второй кабине на реальных провозках. Лётчик, конечно, поймёт по лицу, сидящего в кабине, пилотирует это лицо самолёт или имитирует работу лётчика. Особенно, на таком невероятно трудном этапе полёта, как проход по извилистому ущелью на предельно малой высоте. Подозреваю, что эти две с лишним минуты никто полёт не выполнял, шесть камер в кабине позволили заполнить это время разными ракурсами склонов. Мелькнул в кадре и пролёт сквозь акведук, судя по количеству опор. Очень меня этот момент впечатлил, даже поинтересовался в интернете размерами акведуков. Интернет сказал, что максимальная ширина пролёта 5,5 метра, а высота — 21 метр. Извините, граждане, не верю пролёту! Допускаю, что один самолёт мог проскочить в это игольное ушко случайно по большому везению, но вся группа… Или завидую такому мастерству?
Задание удалось выполнить, а вернуться всем на базу никто и не обещал. Обычное дело.

Воздушный бой анализировать не берусь, смотрится волнительно для меня, а про победу в этом бою уже было предсказано в фильме фразой- «главное — не самолёт, а тот, кто сидит в кабине». Мэверик продемонстрировал старый добрый маневр ухода от ракеты - «кадушку» и торможение, резким созданием перегрузки, чтобы противник проскочил вперёд. Сработало оба раза. Но… завалить два самолёта на «старичке»… Перебор. Хотя показано убедительно.
А последующая встреча с противником на современном самолёте над океаном? Надо понимать, что самолёт пятого поколения не имел полного обеспечения тактической обстановкой, раз попал под удар отличника боевой и политической подготовки, поднятого с авианосца на помощь беглецам. Или лётчик слишком обрадовался лёгкой цели и потерял бдительность. Не исключаем и невероятную везучесть героев фильма: взлететь с рулёжной дорожки, конечно, возможно, но её длина и препятствия впереди такого не обещали. Взлетели и что? После такой удачи быть сбитым каким-то лётчиком на самолёте пятого поколения? Ни за что!

Вот это торможение! С вращением, и ракета мимо прошла. Скриншот.
Вот это торможение! С вращением, и ракета мимо прошла. Скриншот.

Отдельное спасибо создателям фильма за демонстрацию в бою «кобры» с вращением. Непонятно - почему так удивились лучшие лётчики американского флота этому маневру, который изобрели русские уже давненько, неужели и правда пренебрегают чужим опытом, расслабились? А кто же эту «кобру» в фильме делал? Лукавят. Кто в теме понимают, что это намёк в сторону привычного врага Америки, который неожиданно сделал технологический прорыв. Пугают своего обывателя американцы, чтобы щедрее был.
Повторюсь: воздушные съёмки выше всяких похвал, но не без ляпов.

В фильме много киношных авиационных штампов, типа, имитация отказа радиосвязи, когда не хочешь выполнять приказ наземных служб. Или бой молодого и «старика», когда молодой не желает уступать, вспомним лобовую атаку в нашем фильме «В бой идут одни «старики». Любопытный вариант такого противостояния показан в «Мэверике»: похоже на крутую спираль двух самолётов кабина над кабиной.

И после такого положения они умудрились вывести самолёты из спирали. Чудеса киношные. Скриншот.
И после такого положения они умудрились вывести самолёты из спирали. Чудеса киношные. Скриншот.

Нас учили, что крутая спираль — вещь смертельная. Она получается, когда выводишь из нисходящего маневра с отклонёнными по крену рулями и невозможности ориентироваться по линии горизонта. Самолёт идёт по спиральной траектории с перегрузкой, а лётчик не понимает почему он ручку взял на себя, а самолёт не хочет поднимать нос. А тут лётчики не отрываются взглядом друг от друга — какая линия горизонта? — и умудряются благополучно выйти из ситуации. Бывает. И нам говорили, что сначала поставь рули нейтрально по крену, а потом тяни со всей дурью, которую самолёт выдержит. Хватит высоты на вывод— повезло, не хватит — твоя очередь показать смертельный номер «крутая спираль».

Или такой армейский штамп: не думай, действуй (по инстинкту). В былые времена у нас это звучало так: лётчик должен быть тупым и храбрым.
Согласен, инстинкт в бою дело нужное, но при условии полного освоения техники и регулярных полётов. Здесь-то — по сюжету фильма - собрали лучших лётчиков. Но то, что миссия прошла без потерь для группы… Драматизму не хва-та-ет.

А вот то, что Мэверик крутит амуры со старой любовью, мне понравилось. Не люблю, когда старики с молодухами валандаются.
Из интернета же узнал, что в этом фильме Том Круз пилотирует собственный самолёт «Мустанг», есть там эпизод, где он летит со своей любовью. Орёл!