Найти тему
Горком36 | Воронеж

В Воронеже показали гипертрофированных персонажей Гоголя

Великая гоголевская пьеса не сходит с театральных подмостков, но воплощать ее языком кукол решаются единицы.

В рамках детского театрального фестиваля «Маршак» воронежский зритель увидел спектакль Театра кукол республики Карелия «Ревизор», номинированный на национальную театральную премию «Золотая маска – 2023» в четырех номинациях.

На сцене – уродливые деформированные куклы с застывшими, почти каменными лицами, отражающими внутреннюю пустоту персонажей. Актерам даны нелепые поролоновые маски, а мизансцены доведены до крайней точки абсурда.

– Жанр нашей постановки определяется как «люди в куклах», по сути – это ростовые куклы, которые мы надеваем на себя. Они не легкие, при этом моя маска пристегивается прямо ко мне и мы становимся одним целым. Дышать в ней очень трудно! Во время репетиций я даже придумал встроить в маску вентилятор, потому что работать иначе было просто нереально. Две сцены – и пот градом, – рассказал заслуженный артист Карелии Олег Романов, исполнитель роли Городничего.

Кукольного «Ревизора» воплощали режиссер Игорь Казаков и художник Татьяна Нерсисян. Своей задумкой они старались сказать, что гоголевский сюжет – по-прежнему один из самых актуальных для нашего общества. А визуально их куклы не самые симпатичные оттого, что «Ревизор» рассказывает нам о не самых приятных персонажах.

– Наши герои воплощают пороки и страхи, которые есть в каждом человеке, поэтому они не просто гиперболизированные, а еще и карикатурные. Мой Городничий – человек, который не сумел преодолеть искушение деньгами. А потом наступил момент, когда нужно было отчитываться, и он постарался выкрутиться из сложных обстоятельств. В финале, конечно, Городничий получает сполна – наступает расплата, – говорит Олег Романов.

Зрители видят «сцену внутри сцены». Такой сценографический прием позволяет публике быть сторонним наблюдателем. Элемент отстраненности, как ни странно, позволяет смотрящему, с одной стороны, быть ближе к этой истории, ведь, как утверждают артисты, все мы не идеальные, со своими отрицательными, а порой и невыносимыми чертами; с другой – критически взглянуть на все, что происходит в обществе. Что если мы уже катимся по наклонной, как герои Гоголя, и не замечаем этого? И дорого ли мы за это заплатим?

– В этом произведении нет положительных героев, и этот факт художник решает через маску. В ней сразу виден характер персонажа, и перед артистами стоит наисложнейшая задача – эту маску оживить. Причем каждый артист работает с рядом ограничений. Так, например, через эти маски трудно смотреть, где находится артист, с которым ты взаимодействуешь. Актеры работают по памяти – они знают, сколько и в какую сторону шагов нужно сделать, чтобы не столкнуться с партнером. Это правда трудно. Ну а что делать? Мы хотим изумлять публику! При современном совершенстве мультимедиа театр не может отставать, – объясняет директор театра кукол Республики Карелия Любовь Васильева.

Возрастное ограничение спектакля – 16+, хотя произведение Гоголя в школе изу­чают немного раньше. Такой ценз определен создателями постановки потому, что в этой работе присутствует сцена обольщения.

– Хотя к нам приходит и более юный зритель, тогда мы играем лайт-версию, мы все же адаптировали постановку слегка, потому что понимаем, что не всегда можно показать в том виде, как задумано. Но юбка с жены Городничего, которая обольщает Хлестакова, все же падает, – добавляет Любовь Васильева.