С чего начать? С того, наверное, что я очень люблю советский фильм "Место встречи изменить нельзя" - в том числе как своего рода феномен, энциклопедию послевоенного быта. И я всегда с большим интересом отношусь к попыткам снять что-то в таком духе - вот, к примеру, оказался вполне приличным сериал с Сергеем Безруковым "Бизон. Дело манекенщицы", время действия которого семидесятые годы.
И тут мне попадается "Банда ЗИГ ЗАГ". Основанный на реальных событиях.
Великая Отечественная война, зима 1941 года. Осажденный Ленинград умирал от голода: в сутки служащим, иждивенцам и детям выдавали по 125 г хлеба. Именно тогда в городе появилась банда, промышлявшая мошенничеством и грабежами. Преступники в основном занимались подделкой продовольственных карточек. Название их банды — «ЗИГ ЗАГ» — расшифровывалось как «Защитники интересов Германии — Знамя Адольфа Гитлера». Милиции предстоит найти и обезвредить преступников, пока их действия не привели к катастрофическим последствиям для жителей Ленинграда.
Включила. Орать одна не смогла. Буду рассказывать.
Дисклеймер: данный текст в частности и автор ваще никаким образом не смеют смеяться над подвигом защитников Ленинграда и невероятным мужеством блокадников.
Только и исключительно над киношниками, потому что господибожетымой.
В начале фильма зловещей ночной порой в блокадном Ленинграде зловещие бандиты зловеще нападают на фургон с надписью "Хлеб", подло замаскировавшись под покойника на санках.
И всех убили.
Нам показывают ледяную блокадную зиму 1941 года. Блокадники с такими сытыми лицами и так чистенько одеты, что весь фильм неудобно.
Главный герой Тихон Львов пишет очередное заявление на фронт, желая отомстить за погибшую семью. Но поскольку он ценный работник милиции, его на фронт никто не отпускает. ч
Тем более что тут загадочное убийство.
Почему у них у всех такая новая одежда, а? Команда по реквизиту не умеет ее состаривать?
Зорким взглядом Тихон окидывает место преступления. Ищет отпечатки. Всех подозревает.
Тихону коллега отдает невероятную ценность - кусок сала.
Сцена была бы очень пронзительной, если бы не упитанные лица обоих актеров. Нет, я не призываю морить их голодом - но гримеры тоже разучились делать свою работу? Или ладно, и так сойдет?
Тихон здоровается с соседом, а мы сразу понимаем, что дед не жилец.
Собираются с соседями пить морковный чай.
Конечно, Тихон отдает соседям свой кусок сала.
А дед не жилец, как мы и думали (про чистую только со склада костюмерной одежду с иголочки у актрисы я говорить уже не буду, да?).
Ночь. Над Ленинградом летит самолет, откуда летит диверсионная группа.
Во главе с вот этим вот. Которого в Ленинграде все считают мертвым.
Ведь шпиона надо закидывать с хорошей легендой, правда? Например, идеально во время войны отправить шпионом человека, которого все считают погибшим и совсем не удивятся, если увидят на улице. Логично? Логично.
Мерзкие фашисты жрут в три горла, обсуждая, что Ленинград вот-вот падет или жители поднимут бунт против комиссаров, и кормят мясом собаку.
И тут же блокадный паек. Было бы, наверное, как-то более впечатляющей эта сцена, если бы актеры на экране хоть чуть-чуть играли, а не просто зачитывали вызубренный текст.
Тихона все еще не увольняют. Он скрипит желваками.
Тут ему сообщают о том, что на руле той самой машины из первого эпизода нашли отпечатки некоего Вареника. И они пулей несутся его задерживать.
Но тут сами получают по башке от некоего загадочного человека в кожаном плаще, шляпе и с совершенно неблокадным таблом.
Неблокадное табло оказывается следователем контрразведки из Москвы Феликсом Стрелецким.
Актер Александр Устюгов в интервью говорил, что он сам придумал такой образ своему персонажу - дескать, вот такой московский чувак в пижонском пальто, тонких ботинках и шляпе, который совершенно не понимал куда летел. Дескать, костюм символизирует.
Зимой 41го, когда морозы доходили до сорока градусов, недолго бы этот персонаж что-то символизировал. Это раз.
Два - а на чем он, блин, прилетел в блокадный город? На "Сапсане"?
Три. Это уже тоже из интервью - мол, сам Устюгов придумал деталь, что его герой ходит с картой Ленинграда, потому что не местный и город не знает.
Ну, вы знаете, эта контрразведка, которая всегда предпочитала брать в свои ряды людей с плохой памятью, которые вообще не готовились к поездке. Да, и были настолько тупыми, чтоб одеться зимой в кожаное пальто и шляпу (видимо, зима 41 года выдалась в Москве настолько теплой, что контрразведчик не подумал, что где-то может быть холодно. Контрразведчики вообще, видимо, люди не шибко умные).
Короче, не задалось у Тихона и Феликса знакомство.
И снова - Устюгов, мужчина, конечно, фактурный. Но настолько неблокадное лицо себе представить сложно. Даже если делать скидку на то,что он только что - господибоже - приехал в город.
Но собственно в фильме все очень сытенькие и чистенькие.
Феликс приехал как раз по душу Кириллова - командира прилетевшей диверсионной группы. Контрразведка одного захватила и теперь ищет остальных.
Феликсу сообщают, что этот товарищ давно на том свете.
Кириллов меж тем приехал к своей женщине Зинаиде на романтический ужин. Та даже не особо удивлена.
Тихон волчарой смотрит на Феликса, с которым им приказано объединиться в одну группу. Более того - Феликс и жить у Тихона будет, ведь у Тихона по соседству свободная комната! А Феликс, так как ТОЛЬКО ПРИЕХАЛ (извините, не могу перестать орать), как раз еще не нашел себе гостиницу.
Тихон не в восторге.
Зинаида меж тем ставит Кириллову условие, что от дела получит равную долю. И вообще, завязывал бы ты с немцами своими. Кириллов говорит, что немцы теперь их главные союзники. Ведь лучше с ними, чем с Советами.
Тихон тем временем приводит Феликса на квартиру, но гордо отказывается с ним пить. Обиделся потому что.
Тихон вспоминает семью, погибшую при обстреле на его глазах.
Диверсант Кириллов собирает своих друзей Оушена для коварных планов.
Друзья Оушена, конечно, страшно поражены явлением воскресшего приятеля. Он их агитирует переходить на сторону великой Германии, будут мелко пить да куру есть.
Одному из друзей Оушена передают в тюрьму привет. В окошко даже пришли помахали.
Мерзкие бандиты с сытыми харями и их марухами гуляют по Ленинграду.
Но к марухе приходят Тихон с Феликсом, идущие по старым связям свежевоскресшего Кириллова.
Выходят на бандита Вареника, чьи отпечатки были на руле и кто был вроде знаком с Кирилловым - но задержать его не выходит, потому что Феликс пускает ему пулю прямо в лоб. Чтоб заложников не смел брать.
Тихон смотрит на Феликса собакой-подозревакой.
Еще больше начинает подозревать, когда ту самую маруху, к которой они приходили, нашли убитой.
А подозрительный Феликс крутит роман с врачом из медсанчасти.
Кириллов готовит побег (видимо). Ну, не знаю как еще объяснить то, что он с деловым видом шарахается по подвалам.
Тут его задерживает патруль.
Да еще - совершенно, блин, внезапно! кто бы мог подумать!! - узнает бывший сосед.
Хорошо жили советские женщины во время блокады. С татуажем, в пеньюаре...
Врач, с которой Феликс провел ночь, подслушивает его разговор. Мол, с кем-то он планирует встретиться.
А мерзкие фашисты обсуждают, как дела у их тайного агента в Ленинграде.
Тихон же обыскивает комнату Феликса и достает из чемодана с двойным дном некую тетрадь.
С шифровками!
Ту би континьед. Вторая серия.