Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Хитрый и простой способ подбирать проверочные слова. Учим проверять безударную гласную

Я часто сталкиваюсь с тем, что дети не могут подбирать проверочные слова:

- Назови проверочное к слову "пятнистый".

- Пятнистые, - отвечает ребенок.

- Следы?

- Следок.

- Посмотреть?

- Смотрел.

Это фейспалм!

Где и что проверяем? Безударная гласная - это что вообще такое? Я вижу полное непонимание темы. Давайте разбираться.

Есть гласные ударные и безударные в корнях слов. Ударные произносятся с бОльшей силой голоса: ряд, берег, море. Безударные с меньшей силой. Когда гласная безударная, то легко ошибиться в её написании.

Морской - ударение на вторую букву О. А что писать в начале слова: марской или морской? Там буква безударная, слышится нечётко, можно ошибиться. Именно эти безударные гласные в словах мы и проверяем.

И самое важное, что должен усвоить каждый - безударная гласная должна оказаться ударной, чтобы не ошибиться в её написании. Сделать это она сможет, только когда мы изменим слово, то есть подберём проверочное слово.

Второй нюанс, который нужно запомнить - проверочное слово должно быть однокоренным, то есть с таким же смыслом: "побелить" - проверочное слово "белый", но никак не "белка".

Вспомним: однокоренные слова - это слова, в которых есть общая часть (корень) и общее лексическое значение.

Как это запомнить проще и нагляднее, а также научиться подбирать проверочные слова с помощью метода ударного молоточка я уже подробно описывала в другой статье. Она построена на сказке, что позволяет детям усваивать эту тему легко.

Здесь же я расскажу ещё об одном методе подбора проверочных слов. Я называю его

Метод пальца

Проверяем слово "лисичка". Выписываем его в тетрадь, подчёркиваем букву, которую нужно проверить или ставим на ее месте точку, если пока не знаете, как правильно написать. Ставим ударение. В нашем случае оно падает на вторую букву И.

-2

Ударение ставим обязательно, не ленимся. Это самое важное в данном методе. 

Далее закрываем пальцами часть слова до ударной гласной включительно.

-3

Смотрите! У нас осталось слово "лис". Это и будет проверочное слово. 

Слово "лес" не подходит, так как у него другой смысл. "Лес" и "лис" - разные смыслы.

Давайте ещё раз! Новое слово:

-4

Ставим ударение. Оно падает на букву А. Закрываем пальцами ударную А вместе со всеми буквами после неё:

-5

Получается "пробег" - проверочное слово. Многие могут сказать, что приставку про- можно отбросить и проверить словом "бег". Так тоже можно. 

После подобного метода мои ученики перестают проверять слово "пробегали" словом "пробегал". А именно это нам и было нужно изначально. 

Давайте теперь возьмём слово посложнее:

-6

Ударение на букву О. Закрываем ее вместе с буквой К по нашему методу. Получается совсем непонятно что:

Изображения в статье авторские
Изображения в статье авторские

"Снеж" - нет такого отдельного слова, но можно додуматься до слова "снег" . Вспоминаем, что "ж" и "г" могут чередоваться в корнях: бежал - бегал, снежок - снег и др. Но оба корня имеют общий смысл. 

Получается, что к слову "снежок" проверочным будет "снег". 

Ставьте "нравится" и применяйте этот метод на письме.