Я часто сталкиваюсь с тем, что дети не могут подбирать проверочные слова:
- Назови проверочное к слову "пятнистый".
- Пятнистые, - отвечает ребенок.
- Следы?
- Следок.
- Посмотреть?
- Смотрел.
Это фейспалм!
Где и что проверяем? Безударная гласная - это что вообще такое? Я вижу полное непонимание темы. Давайте разбираться.
Есть гласные ударные и безударные в корнях слов. Ударные произносятся с бОльшей силой голоса: ряд, берег, море. Безударные с меньшей силой. Когда гласная безударная, то легко ошибиться в её написании.
Морской - ударение на вторую букву О. А что писать в начале слова: марской или морской? Там буква безударная, слышится нечётко, можно ошибиться. Именно эти безударные гласные в словах мы и проверяем.
И самое важное, что должен усвоить каждый - безударная гласная должна оказаться ударной, чтобы не ошибиться в её написании. Сделать это она сможет, только когда мы изменим слово, то есть подберём проверочное слово.
Второй нюанс, который нужно запомнить - проверочное слово должно быть однокоренным, то есть с таким же смыслом: "побелить" - проверочное слово "белый", но никак не "белка".
Вспомним: однокоренные слова - это слова, в которых есть общая часть (корень) и общее лексическое значение.
Как это запомнить проще и нагляднее, а также научиться подбирать проверочные слова с помощью метода ударного молоточка я уже подробно описывала в другой статье. Она построена на сказке, что позволяет детям усваивать эту тему легко.
Здесь же я расскажу ещё об одном методе подбора проверочных слов. Я называю его
Метод пальца
Проверяем слово "лисичка". Выписываем его в тетрадь, подчёркиваем букву, которую нужно проверить или ставим на ее месте точку, если пока не знаете, как правильно написать. Ставим ударение. В нашем случае оно падает на вторую букву И.
Ударение ставим обязательно, не ленимся. Это самое важное в данном методе.
Далее закрываем пальцами часть слова до ударной гласной включительно.
Смотрите! У нас осталось слово "лис". Это и будет проверочное слово.
Слово "лес" не подходит, так как у него другой смысл. "Лес" и "лис" - разные смыслы.
Давайте ещё раз! Новое слово:
Ставим ударение. Оно падает на букву А. Закрываем пальцами ударную А вместе со всеми буквами после неё:
Получается "пробег" - проверочное слово. Многие могут сказать, что приставку про- можно отбросить и проверить словом "бег". Так тоже можно.
После подобного метода мои ученики перестают проверять слово "пробегали" словом "пробегал". А именно это нам и было нужно изначально.
Давайте теперь возьмём слово посложнее:
Ударение на букву О. Закрываем ее вместе с буквой К по нашему методу. Получается совсем непонятно что:
"Снеж" - нет такого отдельного слова, но можно додуматься до слова "снег" . Вспоминаем, что "ж" и "г" могут чередоваться в корнях: бежал - бегал, снежок - снег и др. Но оба корня имеют общий смысл.
Получается, что к слову "снежок" проверочным будет "снег".
Ставьте "нравится" и применяйте этот метод на письме.