Где-то в середине прошлого века в СССР повсеместно начался эксперимент по обучению школьников навыкам производственного труда. Соответственно, в школьной программе появился ещё один обязательный предмет, который хоть и считался второстепенным, но шёл с нами нога в ногу вплоть до старших классов.
Главной его особенностью, пожалуй, являлись различия учебной программы в разных школах. Тут многое зависело от материальной базы и квалификации трудовика.
Как правило, уроки труда проходили один раз в неделю, всегда стояли последними в школьном расписании и были сдвоенными. Делалось это для того, чтобы ученики максимально полно могли погрузиться в процесс освоения трудовых навыков, а после окончания уроков без спешки отмыть грязные руки и прибрать за собой рабочее место. Одно то радовало, что подобный формат позволял оставлять тетради чистыми!
В мои 1960-ые девочки на уроках труда (у них это называлось «домоводство») занимались рукоделием, а мальчишки постоянно что-то строгали и мастерили в компании колоритного трудовика. В нашей сельской школе таковым был инвалид-фронтовик, которого все страшно боялись за немногословность и крутой нрав. А потому старались внимать каждому его слову и добросовестно выполнять все указания.
Об этих уроках труда многие бывшие советские школьники отзываются весьма неоднозначно.
Девчонки их просто обожали: в косыночках и в нарукавничках они представляли себя настоящими хозяюшками! У ребят приятные воспоминания связаны с тем, что занятия не были особо сложными и обременительными - явно не чета алгебре или химии! В нашей иерархии предметных предпочтений труд стоял в одном ряду с физкультурой, пением и рисованием. Но есть и такие, кто до сих пор вспоминает эти уроки с содроганием. Почему? У некоторых ничего не получалось, кому-то сей предмет был просто неинтересен, а потому отношения с трудовиком изначально не складывались.
Неужели эти «труды» так уж были важны и что-то давали детям? Давайте по порядку.
В советской системе образования понимали, что девочек - будущих хранительниц семейного очага - с малых лет нужно обучать основам домоводства. Вот и учили их на уроках труда пользоваться швейной машинкой - смазывать, регулировать натяжение нити, подбирать иглы к ткани и нитки к шитью, делать прямую строчку и т.п. А ещё пришивать пуговицы, обмётывать края и делать свои собственные выкройки, по которым они потом шили всё подряд - от кухонных фартуков до ночных рубашек. Поскольку тогда не во всех школах были швейные машинки с механическим приводом, шитьё разрешали заменять вышиванием, вязанием крючком или на спицах.
Кроме того, в школьной столовой с девочками проводились занятия по кулинарии, на которых они учились приготовлению простейших бутербродов, салатов и несложных супов. Не говоря уж о разных печеньках и пирожках. Помнится, у моей младшей сестры в школьной тетради по домоводству в табличном варианте имелись многие кулинарные рецепты: чего сколько в ложке, в стакане…
Неудивительно, что уже по окончании восьмилетки девочки умели неплохо готовить, варить, солить, шить, вязать, штопать и выполнять другую женскую работу по дому. Это давало им возможность после школы устроиться на работу в общепит и на швейные производства.
Теперь о мальчишках. В каждой школе имелась своя слесарно-столярная мастерская, оборудованная верстаками, тисками и инструментами. На уроках труда ученики младших классов учились пилить, сверлить, строгать и т.д. При этом всем выдавали синие рабочие халаты и такого же цвета банданы. Начинали с простого - с работы напильником: трудовик выдавал каждому по куску стального квадратного профиля и заставлял тупыми напильниками доводить их до заданных параметров. Сколько же кровяных мозолей мы при этом набили!
Постепенно (с приобретением начальных навыков) мы начинали самостоятельно мастерить, плавно переходя на более сложные инструменты - рубанок, фуганок, пилу. Всем запомнилась такая эпопея, как изготовление табуретки: делали её долго, поскольку там было много операций. Табуретка предоставлялась комиссии для оценки, и эта оценка шла как итоговая за четверть.
Потом нас ждали более сложные инструменты - рубанок, фуганок, ножовка по металлу (тут главное было не ломать пилку), и даже сверлильный станок. Первым делом нас обучали технике безопасности. Затем учили работать ими: как держать, как пользоваться, как и чем правильно делать замеры...
Работать с металлом, конечно, было гораздо труднее, чем с деревом. Ох как непросто давалась даже такая простая операция, как отрубить зубилом кусочек от полоски металла! Не беда, что в процессе обучения молотком не раз попадали по пальцам, зато сейчас каждый из нас с закрытыми глазами может гвозди заколачивать!
Не счесть, сколько нами за школьные годы было изготовлено скворечников, ящиков для цветов, указок, ручек для лопат, деревянных автоматов для НВП! И каждое 8 марта мальчишки неизменно с гордостью дарили своим одноклассницам собственные поделки из дерева - обычно это были разделочные доски с рисунком.
В наиболее продвинутых школах имелись даже токарные и фрезеровочные станки, и многие уже после восьмого класса могли выполнять токарные, фрезерные и слесарные работы по 2-3-му разряду, что в будущем способствовало быстрому поиску работы и профессиональному росту. Такие ребята легко осваивали работу с любым оборудованием - от простых тисков до 3D-принтеров и станков с ЧПУ.
Кроме того, в рамках уроков труда все советские школьники проходили так называемую двухнедельную «летнюю практику», в программу которой входила либо работа на пришкольном участке (ухаживали за посадками, занимались прополкой и поливкой), либо простейший школьный ремонт. В сельской местности всех учеников (кроме младших классов) привлекали также к уборке урожая - преимущественно, картофеля.
Так можно ли утверждать, что наш «скорбный труд» даром не пропал?
Пусть большинство из нас не стали ни столярами, ни слесарями, ни токарями, ни малярами, ни швеями, но полученные навыки труда в жизни моего поколения очень всем пригодились и на работе, и в быту. Умение своими руками что-то сделать, отремонтировать, пошить или даже перекроить из старых вещей порой становилось просто необходимостью. Особенно в эпоху тотального дефицита. А умение приготовить вкусную пищу и сейчас очень актуально.
Возможно, сегодня и не стоит всех подряд мальчишек обучать навыкам ручной работы с молотком и мастерству изготовления табуретки. Сейчас такими инструментами и технологиями почти никто не пользуется. А вот сами уроки труда (теперь технологии) стоит сохранить лишь потому, что они тренируют мышление, воображение, память, самостоятельность, творческие и технические способности, помогая школьнику сформировать объективное представление о современном рынке труда и освоить прикладные умения, которые не будут лишними при выборе последующей профессии.
Читайте мои последние публикации на канале:
Наиболее популярные публикации на канале:
- Призывные медкомиссии в советских военкоматах: конвейер унижения и стыда
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!