Эта тема навеяна многочисленными (и безапелляционными, притом) утверждениями моих читателей, что в истории советской деревни колхозники вплоть до 1970-ых продолжали оставаться «беспаспортными», со всеми вытекающими последствиями, что дало повод повсеместному укоренению терминов «колхозное рабство», «советское крепостное право» и иже с ними.
Постараемся ещё раз (а до меня этот пласт в Дзене уже разрабатывался) разобраться с этим феноменом советской колхозной действительности. Сразу же оговорюсь: всяческих законов, порой противоречащих друг другу и не всегда соблюдающихся на деле, на эту тему было принято немало. Даже сегодня в них зачастую невозможно разобраться. Тем более, если принимать во внимание, что на практике некоторые из них волюнтаристски трактовались соответствующими органами, призванными осуществлять контроль за их выполнением. Вначале, как водится, предыстория…
Период конца 1920-ых - начала 1930-ых прошлого века для жизни страны характеризуются двумя глобальными факторами: с одной стороны - идёт массовая коллективизация сельского хозяйства, проводимая топорно, ускоренными темпами и, зачастую, насильственными методами; с другой - индустриализация городов, требующая немалого притока рабочей силы, каковой на том этапе могло стать лишь крестьянство.
Совпав по времени, эти два фактора поставили руководство страны перед трудноразрешимой дилеммой в выборе государственных приоритетов. По сути, расклад был сродни выбора между Сциллой и Карибдой, когда (как бы ты ни анализировал и ни просчитывал свои действия) понимаешь, что в любом случае нужного выхода нет.
Повальное бегство крестьян в города (в первую очередь, в Москву и Ленинград) ставило под угрозу саму идею коллективизации и усугубляло с каждым годом продовольственные трудности. А стремительный рост численности городского населения привёл к всплеску криминала и делал неуправляемыми многие вопросы ведения городского хозяйства. Потому-то нужно было срочно поставить надёжный барьер и, если не повернуть вспять, то хотя бы ограничить эти человеческие потоки.
Учреждение паспортной системы в 1932 году помимо основной задачи по учёту и контролю городского (в первую очередь) населения имело целью упорядочение миграции крестьянства в города и (поскольку дело зашло уже далеко) очистки режимных городов от беглых крестьян и прочих вредных элементов, коими в то время города кишмя кишели.
Она никоим образом не преследовала цель закабалить людей на селе! А паспорта были всего-навсего лишь одним из инструментов регулирования миграционных вопросов. Хотя бы потому, что индустриализация требовала людских ресурсов, - стало быть, перетока из села в город избежать было невозможно. И ещё. То, что государство изначально не планировало выдачу паспортов большей части сельского населения, объясняется просто: власть считала, что проживавшим в колхозах гражданам они были просто не нужны. А те, никогда за всю жизнь не покидавшие своей родной деревни (как и многие поколения их предков), о несправедливости нового закона даже не задумывались…
Заметим при этом, что Постановлением от 28 апреля 1933 года № 861 «О выдаче гражданам Союза ССР паспортов на территории Союза ССР» в отдельных случаях допускалась выдача паспортов и сельским жителям:
- проживания в местностях, приближённых к Москве и Ленинграду (не более 100 км.) и Харькову (не более 50 км.);
- работникам совхозов;
- проживания в населённых пунктах, где расположены МТС;
- проживания в населённых пунктах в пределах 100-километровой западно-европейской пограничной полосы СССР.
Правда, при этом счастливые обладатели получали «временные» паспорта на 1 год, а по истечении этого срока - уже «постоянные» на общих основаниях. Согласитесь сами, даже беглого анализа этого списка достаточно, чтобы предположить о довольно значительном количестве крестьян, получивших паспорта уже на начальном этапе повсеместной паспортизации.
Согласно Инструкции по паспортной работе 1935 года помимо паспортных книжек сроком на три года и годичных паспортов существовали временные удостоверения сроком до трёх месяцев. Они выдавались в «нережимных» местностях при отсутствии документов, необходимых для получения паспорта. Иными словами, речь шла, преимущественно, о сельских жителях, которые выезжали в «паспортизированную» местность на временные (сезонные) работы. С помощью этой меры государство пыталось регулировать миграционные потоки и удовлетворять нужды народного хозяйства в рабочей силе. А заодно ни на минуту не упускать ни одного человека из поля зрения милиции.
Цифры показывают, что число сезонных рабочих резко возрастало в военные и первые послевоенные годы, когда в стране была большая нехватка рабочих рук. По существу практика выдачи временных удостоверений означала некий «компромисс» между властью и народом: для первой это было средством, снижающим недовольство части людей своим беспаспортным состоянием (этакой узаконенной государством «лазейкой»), для вторых - ещё одной дополнительной попыткой бегства из деревни хотя бы на непродолжительный срок в надежде превратить его в постоянный.
До войны и после неё многие именно так и поступали. К примеру, по этому пути в 1930-ые годы пошли несколько братьев моего деда, поступившие по справке из тверского колхоза на работу в Ленинграде и получившие там паспорта. А вот сразу же после войны тот же алгоритм выбрали мой отец, его брат и сестра, осевшие в Москве и подмосковной Дубне. Неслучайно, лишь с 1928 года по 1939 год численность городского населения в СССР выросла ровно вдвое - с 27 до 56 миллионов человек.
Конечно, у прочих колхозников, не включённых в число «избранных» (обладателей паспортов), тоже иногда возникала потребность в выезде с места жительства, но на сей случай председателем колхоза или в сельсовете ему выдавалась произвольная справка и он был ограничен сроком выезда - не более 30 дней.
В народе имеет хождение популярный миф, что паспорта колхозникам выдал Хрущёв. На самом деле в соответствующем постановлении Совмина СССР от 21 октября 1953 года речь идёт лишь о расширении ранее существовавшего перечня регионов, всё население которых было обязано иметь паспорта. В их числе: Московская область, ряд районов Ленинградской, республики Прибалтики и пограничные зоны.
Постоянные жители сельской местности прочих регионов продолжали оставаться без паспортов ещё добрых два десятка лет, но при этом искали любую лазейку в законах в попытках вырваться из колхоза на свободу. Для этого даже не надо было порой проявлять чудеса изворотливости и «изобретать велосипед», поскольку само государство предоставляло такие возможности.
Главным способом оставить родной колхоз была вербовка на лесозаготовки, торфоразработки, строительство в отдалённых северных районах и прочие тяжёлые работы. Как правило, сверху спускалась разнарядка на рабочую силу, которую председатели колхозов проигнорировать не могли (подсудное дело!). Правда, паспорт завербованному выдавался лишь на срок действия договора, максимум на год. Но после его окончания бывший колхозник, впервые ощутивший денежный эквивалент своего тяжкого труда, стремился всеми правдами и неправдами продлить договор (это как минимум) или, получив паспорт, перейти на новом месте в разряд постоянных работников. В общем, в колхоз возвращались не все…
Поступая учиться в 14-15 лет в фабрично-заводские училища и техникумы, подростки уже в городе при достижении 16-летия беспрепятственно получали паспорта. И как ни противились этой тенденции в правлениях колхозов, воспрепятствовать этому оттоку они не могли - закон был не на их стороне…
Ну, и разумеется, действенным способом избавления от колхозной кабалы и получения паспорта являлась служба в армии. Отдав Родине патриотический долг, деревенские парни были готовы податься куда угодно - на заводы, стройки, в милицию, оставались на сверхсрочную службу, только бы не возвращаться к колхозным реалиям.
Был даже такой экзотический способ, как совершение нетяжкого преступления, когда справка об освобождении менялась на паспорт, с которым бывший зэк возвращался в родную деревню и спокойно устраивался по имеющейся специальности в местный колхоз или МТС.
В принятой в 1970 году «Инструкции о порядке прописки и выписки граждан исполкомами сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся», было указано, что «в виде исключения разрешается выдача паспортов жителям сельской местности, работающим на предприятиях и в учреждениях, а также гражданам, которым в связи с характером выполняемой работы необходимы документы, удостоверяющие личность». Эта оговорка стала широко использоваться для выдачи паспортов колхозникам. С этого времени и началась широкая миграция в города.
Окончательно кошмар якобы «советского колхозного рабства» прекратился лишь с принятием нового Положения о паспортной системе в СССР (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1974г. N 677), согласно которому паспорта стали выдавать всем гражданам страны.
При этом следует заметить, что деревенские жители (якобы «закабалённые») вовсе не торопились их получать, в связи с чем приходилось подключать даже милицию. А зачем? У них была устоявшаяся жизнь, отстроенные дома, малые дети, масса домашней живности и привязанность корнями к земле своих предков. К тому же, тем, кто хотел покинуть колхоз, для этого надо было иметь мозги, которые позволяли бы получить образование и работать не только в поле и на ферме, но и хотя бы у станка на заводе...
Читайте мои последние публикации на канале:
Наиболее популярные публикации на канале:
- Призывные медкомиссии в советских военкоматах: конвейер унижения и стыда
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!