В гонке за скоростью мы потеряли навык вдумчивого чтения. Порой мы перелистываем страницу за страницей, следим за ходом сюжета, но упускаем из виду умение автора погрузить своего читателя в атмосферу, написать словом настоящую картину. Мы тараторим что-то про себя, мечтая поскорее перейти на последнюю страницу. Но какая прелесть кроется в чтении вслух! Медленное, основательное, осознанное чтение… Ловишь каждую букву, каждую строчку, каждую интонацию.
Попробуйте хотя был полчаса в день читать вслух, особенно диалоги. Это увлекательное занятие. Давайте и мы сегодня почитаем!
1. « - Вот Бог послал свистуна, - говорила она вполголоса, - эк посвистывает, чтоб он лопнул, окаянный басурман.
- А что? – сказал смотритель, - что за беда пускай себе свищет.
- Что за беда? – возразила сердитая супруга. – А разве не знает приметы?
- Какой приметы? что свист деньгу выживает. И! ______, у нас что свисти, что нет: а денег все нет как нет.
- Да отпусти ты его, _______. Охота тебе его держать. Дай ему лошадей, да провались он к черту.
- Подождет, ______, на конюшне все три тройки, четвертая отдыхает. Того и гляди, подоспеют хорошие проезжие; не хочу своею шеей отвечать за француза. Чу, так и есть! вон скачут. Э-ге-ге, да как шибко; уж не генерал ли?»
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
2. « - Однако же, - говорю, - я целый год ждал и ходил к вам в дом. Для чего же я это делал?
- Чтобы смотреть на меня.
- Неправда – я изучал твой характер.
Жена расхохоталась.
- Что за пустой смех!
- Нисколько не пустой. Ты ничего, мой друг, во мне не изучал и изучать не мог.
- Это почему?
- Сказать?
- Сделай милость, скажи!
- Потому, что ты был в меня влюблен.
- Пусть так, но это мне не мешало видеть твои душевные свойства.
- Мешало.
- Нет, не мешало.
- Мешало, и всегда всякому будет мешать, а потому это долгое изучение и бесполезно. Вы думаете, что влюбившись в женщину, вы на нее смотрите с рассуждением, а на самом деле вы только глазеете с воображением».
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
3. « - Здесь моя жизнь протечет шумно, незаметно и быстро, под пулями дикарей, и если бы Бог мне каждый год посылал один светлый женский взгляд, один, подобный тому…
В это время они поравнялись со мной; я ударил плетью по лошади и выехал из-за куста…
- Боже мой, черкес!.. (перевод с французского) – вскрикнула ______ в ужасе. Чтоб ее совершенно разуверить, я отвечал по-французски, слегка наклонясь:
- Не бойтесь, сударыня, - я не опаснее вашего кавалера (перевод с французского).
Она смутилась, - но отчего? от своей ошибки или оттого, что мой ответ ей показался дерзким? Я желал бы, чтоб последнее мое предположение было справедливо. _______ бросил на меня недовольный взгляд».
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
4. « - Ну что ж? правда ли, что он так хорош собой?
- Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…
- Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
- Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
- С вами в горелки бегать! Невозможно!
- Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать!
- Воля твоя, _______, ты врешь.
- Воля вашу, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день нами так и провозился…»
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
5. « - А правда, что вы три года потом по улицам в Петербурге как бродяга ходили, и по гривеннику просили, и под биллиардами ночевали?
- Я и на Сенной в доме Вяземского ночевал. Да, правда; в моей жизни было потом, после полка, много позора и падения, но не нравственного падения, потому что я сам же первый ненавидел мои поступки даже тогда. Это было лишь падение воли моей и ума и было вызвано лишь отчаянием моего положения. Но это прошло…
- О, теперь вы лицо – финансист!..»
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
6. « - Вставай, ______, - говорил он. – Пойдем-ка.
- Куда я пойду? – спросил _______ с неудовольствием.
Он полагал, что раз он «пропал», его обязанность – лежать спокойно, и ему нет надобности идти опять по тайге, бродя без дороги. Иначе зачем было ему пропадать?
- Пойдем к большому ______.
- Зачем я пойду к нему? – спросил ______.
- Он будет тебя судить, - сказал _______ скорбным и несколько умиленным голосом».
Откуда эта цитата? Назовите произведение.
7. «Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот…
- Капота нет, - сказала я. – А как дальше?
- Не помню. Кажется, так:
Смотри – меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает…
- Какой пожар?
- Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот…» Времена наших дедушек и бабушек… Ах, Боже мой, Боже мой!
- Что ты?
- Ничего, милый друг. Все-так грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…»
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
8. « - Обидел я тебя тогда? Брось, не серчай, ______!
- Привыкла к этому без мужа-то…
- Ну, а теперь дело хочу сказать… Живешь ты вдовой, свекору не нужна… Может, замуж за меня пойдешь? Жалеть буду… Ну, вот, чудная, чего же ты хнычешь? Беда с вами, бабами! Ежели всчет мужа сумлеваешься, на случай, коли придет, приневоливать не стану… К нему уйдешь, коли захочешь…»
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
9. « - Когда у тебя делали обыск, то нашли еще одну гайку… Эту в каком месте ты отвинтил и когда?
- Это вы про ту гайку, что под красным сундучком лежала?
- Не знаю, где она у тебе лежала, но только нашли ее. Когда ты ее отвинтил?
- Я ее не отвинчивал, ее мне _____, ______ кривого сын, дал. Это я про ту, что под сундуком, а ту, что на дворе в санях, мы вместе с ______ вывинтили.
- С каким _______?
- С _______... Нешто не слыхали? Невода у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гает требуется. На каждый невод, почитай, штук десять…
- Послушай… 1081 статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье… понимаешь? знал! А ты не мог не знать, к чему ведет это отвинчивание… он приговаривается к ссылке в каторжные работы.
- Конечно, вы лучше знаете… Мы люди темные… нешто мы понимаем?»
Откуда этот диалог? Назовите произведение.
10. « - _______ (то есть ______), - бойко затараторила _______, - перво-напервно приказывали вам очень кланяться и о здоровье спросить-с, как после вчерашнего изволили почивать и как изволите теперь себя чувствовать, после вчерашнего-с?
________ усмехнулся.
- Кланяйся и благодари, да скажи ты своему барину от меня, ______, что он самый умный человек во всем городе.
- А они против этого приказывали вам отвечать-с, - еще бойчее подхватила _____, - что они и без вас про то знают и вам того же желают.
- Вот! да как он мог узнать про то, что я тебе скажу?
- Уж не знаю, каким это манером узнали-с, а когда я вышла и уж весь проулок прошла, слышу, они меня догоняют без картуза-с: «Ты, говорят, _______, если, по отчаянии, прикажут тебе: «Скажи, дескать, своему барину, что он умней во всем городе», так ты им тотчас а то не забудь: «Сами оченно хорошо про то знаем-с и вам того же самого желаем-с…»»
Откуда этот диалог? Назовите произведение.