Недавно по поручению главы Белгорода была создана рабочая группа по развитию велоинфраструктуры города.
В качестве одного из направлений действий был обозначен "анализ существующей инфраструктуры". Одним из элементом инфраструктуры является возможность припарковать велосипед или самокат в "точке назначения". Для этого с коллегами из городского управления по физ.культуре и спорту при содействии министра спорта Белгородской области провели объезд спортивных объектов города для выяснения:
- наличия( отсутствия) велопарковок
- анализа конструкции велопарковок и мест их размещения
- анализа подводящей инфраструктуры
- предложений по оборудованию обьектов велопарковками
Где есть велопарковки, и какие они?
Бассейн "Спартак" - пожалуй, единственный объект, к которому вопросов почти не возникло. Этот объект - один из первых, который своими силами установил возле входа большую велопарковку с навесом. Как результат - во время занятий детских групп парковка заполняется полностью и руководство всерьез думает о ее расширении. Парковка располагается вблизи от входа в здание, подъезд к ней освуществляется по велодорожкам. На пересечении дублера пр. Б.Хмельницкого оборудован "велопереед".
Административный блок спорт.школы №5 ( типовая ситуация)
В данном случае речь идет не о месте занятия детей и подростков, а об "административном блоке", где располагается руководство спорт.школы административный персонал. В данном случае это и пример формального отношения к решению проблемы. Мало того, что конструкция парковки, скажем мягко, не совсем функциональна, она расположена таким образом, что для того, чтобы припарковать на ней велосипед или СИМ - надо пройти по газону. Специфика расположения обуславливает частое наличие "адм.блока" спортивной школы отдельно от непосредственного места занятий. очень часто дети и подростки занимаются в залах, принадлежащим общеобразовательным учреждениям, соответственно, влиять на устройство велоинфраструкуры в зданиях, которые им не принадлежат - не могут. Подняли на обсуждении в рабочей группе вопрос о необходимости встречи и взаимодействия с органами образования и ВУЗами.
Дворец спорта "Салют" на ул. Белинского - новый спортивный объект, построенный в рамках создания спортивного кластера. Тем не менее, к этим объектам вопросов возникло достаточно много. Из трех обследованных объектов кластера - вопросы возникли ко всем. В частности Возле входов во дворец спорта "Салют" и футбольный манеж - велопарквки отсутствуют, а доехать до входа в эти объекты можно только по проездам для автомобилей и через автомобильные стоянки.
В перспективе есть планы устройства велопешеходной дорожки для соединения кластера с УСК им С. Хоркиной и парком Победы, но сейчас велодорожка, которая идет мимо спортивных объектов спроектирована таким образом, что провоцирует конфликты между СИМ, автомобилем и пешеходом.
Например, несмотря на наличие тротуара, движение СИМ организовано не в формате "велодороги", а в формате "велопешеходной дороги без разделения потоков". Почему это решение - опасно и должно применяться в крайнем случае - писал отдельную статью, причем не одну. При этом тротуар в месте на фото - обрывается. Так же отсутствуют технические мероприятия организации дорожного движения в виде горизонтальной разметки 1.15 и мероприятия по успокоению автомобильного трафика в местах взаимодействий различных транспортных потоков. При этом чтобы проехать к месту парковки, владелец самоката или велосипеда ( а это часто дети и подростки) - вынужден двигаться через стоянку автомобилей и по проездам для автомобилей. Для упорядочения ситуации можно было либо установить знаки "велозона" или устроить велодорогу через стоянку для безопасного проезда.
Велопарковка есть только возле административного блока футбольного манежа. Однако ее конструкция и место расположения позволяет припарковать только маленький самокат - парковка расположена вплотную к стене и не рассчитана на разный тип транспортных средств. Но подъезд к нему - опять же через стоянку, проезды, прыгая через бордюры.
Меньше всего вопросов ( кроме безопасности подъезда) - к центру адаптивных видов спорта "Вершина" - тут велопарковка есть. Причем, удобной П-образной конструкции, расположенная на отдельной площадке за пределами тротуара. Однако расстояние между рамами парковки - очень мало и позволяет припарковать к раме только один велосипед. В случае организации расстояния между рамами парковки 750-800 мм - можно ее емкость увеличить вдвое. Однако расположена эта парковка в 50 метрах от входа и поставлена так, что припаркованный велосипед одним из колес будет стоять на зеленой зоне. А учитывая наличие дерева за парковкой - дерево там долго не проживет. Но направление мыслей - уже лучше. Необходимо доработать конструкцию и поставить парковку ближе ко входу.
Большая парковка СШОР №1 на ул.Сумской позволяет припарковать до 10 велосипедов или самокатов. Расположена в непосредственной близости от входа и не мешает движению пешеходов. Осталось - подобрать правильную конструкцию, не зависящую от вида велосипеда. В такую парковку фэтбайк, например, не влезет. Почему самая оптимальная конструкция - с креплением велосипеда за раму не писал только ленивый. У меня есть даже отдельная методичка
Здание СШОР им Б.В, Пилкина - один из примеров где можно организовать хорошую парковку - место в районе входа и длина здания позволяет это сделать. Однако, необходимо учитывать ширину тротуара и организовывать парковку так, чтобы не мешать пешеходному движению. Все такие на улицах, а особенно, на тротуарах главный -пешеход. Ситуация с этим объектом осложняется тем, что подьехать к нему на СИМ или велосипеде можно только по дороге и проезду для авто. Здесь можно бы установить соответствующие знаки "Велозона". Тем более, что трафик автомобилей в этом месте - минимальный.
Однако есть очень немаловажный момент - строящийс ЖК "Привилегия" на ул. Щорса - не предполагает наличия велоинфраструктуры. Никакой. При этом, единственная пешеходная связь со школой тротуар в старой плитке шириной 1,5-2 м.
Также с восточной стороны школы есть калитка, пока открываемая в дневное время. Через нее - достаточно большой поток. Однако доступ - доступ - по лестнице через проезд для авто.
Бассейн спортшколы №3 на пр. Ватутина - один из первых, где появилась большая парковка. И в летнее время она постоянно заполнена велосипедами и самокатами, несмотря на не совсем оптимальную конструкцию. Мест на ней иногда не хватает и велосипеды стоят возле входа. Учитывая, что в планах администрации капитальный ремонт здания - очень хочется надеяться, что в процессе ремонта не только будет снят грязный баннер, закрывающий мозаику, а сама мозаика будет сохранена в изначальном виде, а не уничтожена, как при разборе школы олимпийского резерва на ул. Щорса и не заменена дешевым суррогатом, напечатанным на принтере, как сделали при ремонте одного из детских садов, но и на то. что в рамках ремонта появится большая качественная велопарковка.
Бассейн СОК "Луч" - еще один из очень удачных примеров. Расположение возле входа, видеонаблюдение и даже соответствующий большой знак на фасаде. Слишком острый угол установки рам немного затрудняет парную парковку велосипедов, но в рамках расширения парковки, которая требуется, это может быть сделано.
Спортивный комплекс "Сирень" - еще один из спортивных объектов , который построен "с нуля". Поэтому весьма странно, что такой важный элемент, как велопарковка - по остаточному принципу. Велопарковка есть, но доступ к ней, впрочем, как и пешеходов - через проезд и стоянку для автомобилей, а сама парковка расположена в углу, в 50 метрах от входа. Если ее сделать ближе - это снизит шансы порчи и воровства припаркованных транспортных средств. При этом парковка не мешает проходу пешеходов, удачной П-образной конструкции с большим расстоянием между рамами. но оцинкованные швеллеры мало того, что не добавляют визуальной выразительности, так еще и затрудняют парковку самокатов. К тому же - парковка даже не закреплена и перемещается по плитке.
Бассейн на территории школы № 10. Есть место, есть возможность, но самой парковки - нет. Ситуация, к сожалению, стандартная. При том, что возле центрального входа в школу расположены две велопарковки.
Конструкция этих парковок отлично подходит для самокатов, но , к сожалению, не всегда подходит для взрослых велосипедов. Помимо красоты, все таки парковка должна быть универсальной и функциональной.
Спорить о виде, форме, качестве, достоинствах и недостатках той или иной конструкции можно сколько угодно. Спорить и ничего не делать.
А можно - взять и сделать. Например, из рельса. Кстати, эта конструкция может выполнять роль ограничительного столбика на радиусах поворотов или быть частью этой конструкции ( это к вопросу уродливых оцинкованных заборов)
Что дальше делать с велопарковками по городу?
Вся информация и результаты обследования переданы в рабочую группу администрации города и министерство спорта Белгородской области вместе с предложениями об организации типовых городских велопарковок. Исходя из результатов вижу большую важность взаимодействия с "образованием", как способа достижения результата совместными усилиями. Результат, который можно будет "пощупать" уже в следующем году. Параллельно с работой над дорожными проектами 2024 года.
Теперь "шар - на той стороне".
Еще раз спасибо коллегам из УФКС города и министру спорта за участие и помощь в организации обследования.
-