Найти тему
Исследование Писания

ПСАЛОМ 40: ПОБЕДА СРЕДИ ОТЧАЯНИЯ

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Псалмом 40 заканчивается первый из пяти разделов Псалтири. Он, как и еще семнадцать псалмов в книге I, адресован “начальнику хора”. Возможно, он был написан для того, чтобы его читали во времена страданий от болезни или чрезвычайного давления со стороны враждебных сил. Подзаголовок приписывает его Давиду, как практически все другие псалмы в книге I, за исключением псалма 32.

В основном это псалом-плач, но высокий тон благодарности за благословения позволяет назвать его псалмом-благодарением. Автор страдает от смертельно опасной болезни. Несчастным его делают также враги и некогда верный друг, обратившийся теперь против него: все они только и ждут, когда он умрет. Вопреки невзгодам он взирает на Бога с благодарностью и непоколебимой верой.

В словах псалма 40 мы видим величественную дорогу к победе, хотя нас осаждают трудности. Они говорят нам, что праведный человек блажен, даже когда терпит боль, остается почти без друзей и когда его преследуют злобные враги.

Как можно победно жить, когда вокруг нас одни лишь поражения?

I. ЗАБОТИТЬСЯ О БЕДНЫХ (ст. 2-4)

Первый шаг к победе среди поражения - проявлять сострадание к бедным.

«Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его, и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его. Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его» (ст. 2-4).

Этот, последний в Книге I, псалом начинается так же, как и первый: с провозглашения блаженства: “Блажен, кто...” Псалом 1 говорит, что праведник будет благословлен за свой характер; Псалом 40 провозглашает, что праведник будет благословлен за сострадание бедным.

Счастье, о котором здесь идет речь, приходит к тому, кто “помышляет” о беспомощных и бедных. Бог сочувствует им, что проявляется не в суровом осуждении, а в заботе. Он протягивает свое сострадающее сердце и руку помощи. Начальные слова ветхозаветного псалма перекликаются со словами нашего Господа: “Блаженны милостивые” (Мф. 5:7).

В каком смысле будет блажен милостивый? Он получит благодать на благодать! Бог смилуется над ним, когда придет пора испытаний. Он жалел других, и Бог пожалеет его. Он сохранит здоровье на долгую жизнь. Знакомые будут хорошо отзываться о нем, и Бог позаботится, чтобы он благоденствовал. Он будет избавлен от врагов. Когда придет болезнь, Бог обратит его ложе болезни в ложе здоровья и вернет его к жизни. Вместо того, чтобы во время болезни взбивать постель, делая ее удобной, Бог сделает ее постелью цветущей жизни.

Те благословения, которые, как сказано в псалме, получит сострадательный человек, - физические. Среди наивысших целей в ветхозаветную эпоху были долгая жизнь, большая семья и преуспевание. Давид говорит, что помышляющий о бедном будет вознагражден исполнением самых сокровенных чаяний израильтян.

Давид сам был в нужде. Враждебность недругов и бывших друзей делала мучительную болезнь еще более невыносимой. И все же он заявляет, что первое качество, которое должны демонстрировать благочестивые, это сострадательное сердце. Страдающий не должен думать только о том, что ему приходится терпеть; он должен быть великодушным по отношению к нуждающимся. Попечение о других занимало важное место в жизни Давида, и он твердо решает, что так будет всегда.

II. ПРИЗНАТЬ СВОИ ГРЕХИ (ст. 5)

Второй шаг на пути к победе - признать свои грехи и постараться жить безупречной жизнью перед Богом.

«Я сказал: Господи! Помилуй меня, исцели душу мою; ибо согрешил я пред Тобою» (ст. 5).

Говоря о своей жизни, Давид делает упор на местоимении “я”. “А сейчас, Господи, я хочу попросить о Давиде, а не обо всем человечестве”, - как бы говорит он. Нет хуже беды, чем бремя греха. Пока вина не снята с человека, никакое исцеление не будет иметь большого значения.

Поскольку грех - это преступление против Бога, грешник должен просить у Него прощения. Благодаря Свой любви Бог всегда милостив к кающемуся. Давид взывает к Богу, потому что очищение от греха может совершиться только по Его благодати.

Без Божьей милости человек не может получить исцеление. Он может иметь здоровое тело со всеми членами в рабочем состоянии - и все же не быть здоровым. Духовное несовершенство делает его пред Богом безобразным. “Душа” в этом стихе означает всего человека- личность, тело и дух. Поистине неполноценные - это те, кто слаборазвит духовно. А Давид хочет совершенства.

III. ПРОСИТЬ БОЖЬЕЙ ПОМОЩИ (ст. 6-12)

Следующий шаг к победе - это молитва, просьба к Богу о помощи, когда обстоятельства слишком трудны, чтобы справиться с ними.

«Враги мои говорят обо мне злое: “когда он умрет и погибнет имя его?” И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, вышедши вон, толкует. Все, ненавидящие меня, шепчут между собою против меня зло: “Слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более”. Даже человек мирный со мною... который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (ст. 6-10).

Живя как будто в водовороте ненависти, Давид окружен злонамеренными врагами. Их слова исполнены ядовитой злобы и выражают совсем не сочувствие его болезни и страданию, а наоборот. Враг приходит навестить Давида не для того, чтобы ободрить его, но чтобы солгать ему. А уйдя, распространяет о нем клевету. Все виденное им у постели Давида он извращает и распускает о нем ложные слухи.

Противники заявляют, что его болезнь - Божья кара. Они предрекают, что он не поправится. “Бог убирает его с земли”, - говорят они. Они шепчутся о его неминуемой смерти. Они хоронят его еще до того, как он умер.

Среди этих врагов есть и друг - человек, который ел с ним за одним столом. Может, Давид говорит об Ахитофеле, своем доверенном советнике (2 Цар. 15:12) и близком друге, который переметнулся в лагерь Авессалома? Вполне допустимо. Давид сравнивает его с лошадью, которая лягает своего хозяина. Позже Иисус говорил, что этот стих был исполнен, когда Иуда предал Его (Ин. 13:18). Отзвуки этого стиха слышатся также в Мф. 26:23, Мк. 14:18 и Лк. 22:21. То, как поступил этот друг с Давидом, был образом того, как Иуда поступил с Иисусом.

«Ты же, Господи, помилуй меня, и восставь меня, и я воздам им. Из того узнаю, что Ты благоволишь ко мне, если враг мой не восторжествует надо мною» (ст. 11, 12).

Псалмопевец молит Бога, чтобы Он поднял его с ложа болезни и вернул к руководству. Он просит, чтобы их предсказания его смерти не сбылись, а он продолжал бы жить, чтобы воздать им. Если предпосылкой этого псалма является мятеж Авессалома, то Давид, возможно, думает о справедливом воздаянии тем, кто хотел совершить переворот. Он верит, что если он поправится и снова станет правителем народа, то это исцеление будет Божьим благоволением, даром благодати.

IV. ПОДЧИНИТЬСЯ БОЖЬЕЙ ВОЛЕ (ст. 13)

Четвертый шаг на пути к победе - оставаться послушным Божьей воле, продолжая вести открытую и безупречную жизнь пред Богом

«А меня сохранишь в целости моей и поставишь пред лицом Твоим навеки» (ст. 13).

Давид честен с Богом. Он не безгрешен, но у него чистое сердце и намерение быть верным Богу и послушно ходить с Ним. Он знает, что Господь будет верен каждому обещанию, которое дал ему. Поэтому он может смело говорить, что прощен и находится в Божьем присутствии.

Как Давид достиг этой привилегии - быть в Божьем присутствии? Бог видел его чистоту и оценил ее. Верному сердцу Бог обещает явить Свою верность (17:25). Бог пригласил Давида в теплоту Своего присутствия, потому что между ними не было никакого притворства, лицемерия и обмана.

Самая заветная мечта Давида - оставаться в таком положении всю свою жизнь и даже дольше. Для праведника нет более высокой надежды, чем постоянное присутствие Божие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обстоятельства, в которых оказался Давид, были далеки от идеальных. Болезнь отнимала у него последние силы, приведя к порогу смерти. Его популярность падала. Многие желали его смерти. Куда ему было обратиться, когда вокруг одни неудачи? В этом псалме дается ответ: его победа в Боге, а не в человеке или в обстоятельствах. Его триумф превысит земные трудности.

Дорога к сияющей надежде лежит через сострадание бедным, исповедание греха, упование на Божьи обещания и послушание Божьей воле. Человек может не иметь самое лучшее здоровье, желанных друзей или мирное окружение, - говорит Давид, - но всякий может найти себя в исполнении самого сокровенного желания, единения с Богом.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻
ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД