Не почему. В психологии нет разграничения, где низость, а где святость, где зло, а где добро. В психологии может быть только полезное и не-полезное (ну или даже условно не-полезное, потому что мы можем лишь предполагать, где на самом деле будет польза).
Эта статья представляет собой лишь мое рассуждение. Впрочем, к психотерапии оно тоже сведется, не волнуйтесь.
Тема актуальна для тех, у кого болит необходимость прощать, когда они хотят простить, а как будто не должны. Ну или общество как будто диктуем им необходимость прощать (в данном случае про ребенка), а они не могут.
Поскольку я часто работаю с женами, которых предали их мужья, я часто слышу фразу «Это же НЕЛЬЗЯ прощать!» или «Это же НЕПРАВИЛЬНО!». Таким женам кажется, что, когда они выходят на улицу, все окружение как будто знает, что с ними произошло, и осуждает их. Им как будто нельзя оставаться в этих отношениях, потому что им стыдно перед гипотетическими (а может даже и конкретными) людьми. При этом, когда спрашиваешь про их чувства, они теряются, затем находят и хорошее, и плохое. В результате они сами себя понуждают к действиям, к которым не готовы, лишь бы их не осудили.
С матерями этот механизм проявлен еще ярче. Большинство начитанных матерей современности чувствует себя НЕ вправе НЕ прощать своего ребенка. Л. Петрановская назвала подобное «родительским неврозом» и я с ней абсолютно согласна, что осознанные невротичные родители живут таким образом, чтобы не наставить травм своим детям. Это их идея фикс, а уж о том, как они сами живут, счастливы или нет – им и невдомек.
Более того, мама, которая злится на своего ребенка, параллельно испытывает стыд за свою злость. И если ребенок тут же не прекратил делать то, чем вызвал злость, то его действия как будто унизительны для матери. Ведь она считает, что все, что бы он ни делал, – это ее вина. Мамочки настолько насилуют себя на позитив, глубоко запихивая негативные эмоции, что ложатся в клинику неврозов, ибо для простой психотерапии уже поздно.
Необходимость прощать или ее отсутствие НЕ диктуется социумом. При этом, как я писала в одной из статей, не обязательно прощать, но обязательно уметь прощать. Это просто говорит о том, что наша душа все еще жива. А вот в вопросе «кого и за что прощать» нет и не может быть правильных ответов.
При этом готовы ли мы правда понять и принять, что женщина может прощать своего мужчину, а ребенка – нет? При условии, что она прощает не потому, что боится его потерять, а потому что по всем остальным сферам жизни этот человек хорошо ей подходит. А НЕ прощает своего ребенка не только потому, что он сжег ковер, но и по многих другим факторам, о которых в одном абзаце не опишешь.
Моральные догмы – это общественный конструкт и весьма конкретный. При этом он не надежен и подчас не выдерживает никакой контраргументации. Мораль человеку нужна. Но важно понять, что в нашем бессознательном находится лишь потребность в морали, как потребность стремиться к чему-то большему. И у нас в бессознательном нет никакой конкретной морали, ни христианства, ни шариата. Мы правда хотим морали, но какая она будет, – выбирать нам.
Эту потребность иметь мораль мы наполняем каким-то содержанием не по критерию правильности-неправильности поступков других людей, а по взрослому критерию полезности-неполезности прощения как такового. И иногда прощать изменщика полезно, а непослушного ребенка – нет.
Т.е. дело не в том, что сделал(а) он(а). Не важно, кого прощать. И не важно, за что прощать. Вот Эдит Ева Эгер простила Гитлера, по воле которого она оказалась в концентрационном лагере. Это не значит, что надо на нее ровняться. Это лишь значит, что прощение возможно. В принципе. И когда мы говорим о том, что чего-то прощать НЕЛЬЗЯ, мы на самом деле имеем в виду, что у нас не получается простить. Ну или, что мы не хотим прощать.
Все дело либо в явном нежелании (и в нем следует себе признаться), либо в отсутствии ресурсов для прощения. Если вы не знаете, как оно у вас, следует пока презюмировать второе. При наличии душевных ресурсов проще определяться, «хочу или не хочу прощать».
А ресурсы души – не про высыпание и качество пищи. Хотя и от удовлетворения физических потребностей они тоже зависят. Ресурсы души зависят от наличия у нас 4-х базовых убеждений, которые не только должны думаться, но и проживаться на телесном уровне:
- Мир сам по себе О’K.
- Люди в нем тоже сами по себе О’K.
- И вы, как представитель человечества, тоже О’K.
- И смысл (всего) есть.
Когда мы так переживаем, у нас есть базовое доверие к миру, мы умеем просить и давать помощь, мы не сомневаемся, что достойны чего бы то ни было, и мы ШИРОКО смотрим на любые явления мира. Тогда «если у вас нету тети, то вам ее не потерять» и «если ваша жена ушла к другому, еще не известно, кому повезло» переживаются как глубокое «Все будет О’K», но не как всемогущество. И вы, наконец, можете перестать контролировать, и открыться миру во всем его противоречии.
Потому что вы уже заведомо прощены за все. А раз вы прощены за все, то почему бы вам не выдать прощение обидчику, какое бы деяние он ни совершил. Вы можете вообще не держаться за мысль об ошибках, ни своих, ни чужих, а продолжать жить дальше.
Подборки всех статей по тематикам:
Работа с чувствами (кроме боли)