Предыдущие части:
Сюжетные кампании в играх Call of Duty, как правило, не выделяются, собственно, сценарием - исключением стала, разве что, подсерия Black Ops, где интересно следить именно за развитием сюжета, персонажей и в предвкушении ожидать внезапных вотэтоповоротов, действительно грамотно и качественно реализованных. Но если брать в общем, сюжет большинства игр CoD настолько же прямой, как в олдскульных боевиках 80-90-х, и, как в случае с теми боевиками, берёт не сценарием, но - забористыми сценами и яркими впечатлениями. То бишь - в чём сила, брат? - а сила в постановке.
Исключением не стала Modern Warfare, а если точнее - она как раз задала направление для будущих игр серии. Драйвовые, врезающиеся в память саундтреки, бережно хранимые в моём плейлисте, задавали тон происходящему, меняющаяся обстановка забрасывала нас то на корабль посреди шторма, то в занесённые песком и разрушенные войной города ближневосточной страны, то в горы, то в сельскую местность, то - в саму Припять, обречённый медленно разрушаться и быть памятником трагедии город-призрак, навсегда брошенный своими жителями.
Не менее, чем смена обстановки, радовали яркие, крутые моменты - будь то спасение с тонущего судна, прорыв с раненым капитаном через Припять с её самыми узнаваемыми достопримечательностями, погоня по шоссе и развязка у моста. И уж, конечно, в память каждого уважающего себя геймера врезался самый натуральный атомный взрыв, под который мы сами попадали и последствия которого наблюдали.
Дальше была MW2, в которой смена обстановки была ещё контрастнее: из песчаного Афганистана мы прыгали на заснеженный горный хребет, откуда переносились в трущобы Рио-де-Жанейро, дабы затем сразиться за закусочные (есть вещи, которые стоит защищать ценой своей жизни) в одноэтажной Америке, а затем и вовсе отбивали у противника разрушенный, почти павший Вашингтон. И всё это постоянно чередовалось, бросая самый разный вызов: где-то нужно было тупо стоять за пулемётом на джипе, где-то - карабкаться по заледеневшей скале, где-то - убегать от врагов по крышам трущобных кварталов, где-то - скрытно пробираться через позиции врагов под прикрытием метели, где-то - оборонять точки, где-то - участвовать в погоне на снегоходе, где-то - на моторной лодке, уворачиваясь от вражеского огня и преодолевая речные пороги, где-то - наблюдать ещё один атомный взрыв, только теперь уже на околоземной орбите, и спасаться от его последствий на земле. Ну а уж та скандальная миссия, где нам предстояло участвовать в самом настоящем теракте...
И да, в финале нам предстояло вытянуть нож из собственной груди, дабы бросить его в главгада. Что вообще игры, в которых нет подобного, могут знать о крутости?..
Иными словами - ситуации, в которые нас бросала кампания по мере прохождения, стали ещё разнообразнее, сами миссии - более динамичными, смена обстановки - чаще и ярче. А уровень эпичности и крутости как отдельных моментов, так и общего антуража, ибо в сюжете кипела самая настоящая Третья Мировая война, взлетел вообще на околоземную орбиту.
Затем была спорная MW3, которую принято ругать, но которая, если абстрагироваться от общественного мнения, в эпичности и постановке ничуть не уступала предшественникам, где-то давая сразиться за Манхэттен, где-то - устроить саботаж на вражеской подводной лодке, где-то - преследовать поезд и пережить его крушение, где-то - пережить крушение самолёта, где-то - пробираться через песчаную бурю, где-то - стать свидетелем того, как заваливается монументальная конструкция Эйфелевой башни, не говоря уж о том, что нас провели по всему европейскому театру военных действий, будь то Берлин, Париж или Прага, но при этом и в парочку африканских стран дали наведаться.
Грамотная постановка оригинальной трилогии во всей красе проявляла себя в сюжетно-поворотных и драматических моментах - ядерный взрыв на Ближнем Востоке с целой предысторией и подводкой, финал первой MW у моста, теракт в аэропорту, предательство Шепарда, убийство Шепарда, смерть Соупа и команды "Металл", расправа над Макаровым в финале всей трилогии... Эти моменты были срежиссированы столь великолепно, что школогеймеры плакали горючими слезами даже над судьбой Роуча, хотя он, по сути-то, являлся даже не персонажем, а просто руками.
И надо ли говорить, что всё это в совокупности было для нас, тогдашних школотронов, разрывом всех мыслимых шаблонов, и мы по 100500 раз перепроходили эти кампании, чтобы ещё раз впустить в себя концентрированный заряд эпичнейших сцен и ярчайших эмоций?
Но вот, пришла пора новой трилогии, и всех нас интересовал главный вопрос: сможет ли перезапуск вернуть нам те самые времена, когда мы с открытыми ртами впитывали пусть иллюзорный, но - качественно иллюзорный, - масштаб событий, крутость постановочных сцен и ревели над гибелью любимых героев? Сможет ли она удержать планку - не говоря уж о том, дабы её приподнять?
И вот тут... Главное отличие перезапуска от оригинала - это... попытка в реализм. (Ага, "колда" и реализм). То бишь, если в оригинале у нас была эпичная, масштабная, но абсурдная в сути своей Третья Мировая, то перезапуск решил сместить фокус на реалии современной войны - с её опосредованными конфликтами, террористическими группировками, народным ополчением, частными военными компаниями и, конечно же, дронами-разведчиками и дронами-шахидами, весь актуалОЧКА, особенно прямо сегодня.
В общем, Modern Warfare 2019-го постаралась сделать то же, что, для своего времени, успешно сделал Battlefield 3 - наиболее приземлённо отобразить локальные войны и спецоперации. Правда, в Battlefield 3 это реально работало за счёт мастерской передачи веса бойца, веса оружия и веса громадной бронированной машины, а также куда более умного сценария и настоящей серой морали. "Колда" же, погнавшаяся за Battlefield’ом, перестала быть тем, за что её полюбили - совершенно нереалистичным, но задорным, драйвовым и масштабным приключением, бомбившим дорогими сценами, размахом событий и дававшим малость присоснуть многим голливудским блокбастерам.
Первая часть перезапуска пыталась выехать на шок-контенте, а именно, красочной демонстрации военных преступлений - бомбёжек жилых районов, расстрелов гражданских, применении химического оружия.
И если абстрагироваться от политповестки - получилось сочненько и даже могло бы пронять, но зашкаливающая тупость сценария, неубедительность порождающей слишком много логических вопросов вселенной игры и таки да, та самая политповестка, так и не дали в полной мере погрузиться в пучину сопереживания людям, оказавшимся посреди военного террора. Так что, видимо, ещё надолго игрой с лучшим изображением ужасов войны для меня останется старенькая Spec Ops: The Line 2012-го года.
Ну а потом вселенная перезапуска, авторы которой отхватили виртуальных люлей и за политповестку, и за шок-контент, присмирела и стала практически беззубой - никаких вам больше военных преступлений (а если и есть - то чуть-чуть) и максимально осторожное, обтекаемое выражение своих политических взглядов, чтоб не дай бог никто снова не обиделся и не пришёл ставить разрабам ректальные свечи. И стало внезапно от сего даже как-то малость грустно, ибо живое существо, пережившее кастрацию, всегда вызывает какую-никакую, а жалость.
Ну и, как понимаете, запоминающихся моментов в новой трилогии тоже не очень много. В MW19 вспоминаются разве что выкидывание обвязанного взрывчаткой и умоляющего о помощи заложника, которому мы помочь не в силах, а жизни других заложников спасать надо, ну и, конечно же, явление Бесподобного Ж-12.
Из свежей же MWIII чем-то выделяется "Операция 627", где мы, спустя полмиссии, внезапно узнаём, что играем за плохишей, и которая довольно неплохо срежиссирована, и теракт в самолёте, коий, если опять же абстрагироваться от политповестки, поставлен весьма неплохо (правда, лико главной героини решили особо не прорисовывать, ибо и так сойдёт). Остальное же не представляет практически никакого интереса.
Или лукавлю? Дело в том, что в самом финале свеженькой-горяченькой Modern Warfare III есть один спойлерный момент, который я сейчас разберу, а о его спойлерности вас уже предупредил.
Так вот-с, дело в том, что в финале этой игры погибает Соуп. Да-да, вот этот новенький, перезапущенный Соуп. Многие блогеры уже успели высказаться на тему того, что момент его смерти максимально тупой и не вызывающий вообще никаких эмоций. У меня же от сего момента осталось весьма двоякое впечатление.
Но, вспомним сперва смерть оригинального Соупа, как и подводку к ней. Этот парень был с нами на протяжении всей трилогии: являлся одним из главных протагонистов первой MW, затем - одним из основных персонажей двух последующих частей. Мы наблюдали путь его становления от безликого сержанта-новичка до сурового капитана. Он убивал главных плохишей первой и второй частей. Он дважды получал ранения, одно из них - очень и очень серьёзное, но выкарабкался, и к моменту событий MW3 уже устоялся, как крайне везучий и живучий персонаж. В одной из миссий посреди кампании "тройки" он внезапно получал ещё одно тяжёлое ранение, и целая миссия была завязана на том, чтобы доставить его в убежище и спасти. Тогда казалось, что это просто очередное ранение, которое везучий Соуп снова переживёт и через пару месяцев будет, как огурчик. Однако, когда мы доставляли его в убежище... он брал и умирал. Раз и навсегда.
Работала ли драма? Конечно, работала! Слишком долго этот персонаж был с нами, мы слишком привязались к нему, наблюдали его становление, их крепкую дружбу с капитаном Прайсом, которая началась с подкола Соупа за его дурацкое имя, а продолжилась взаимными подколами и взаимным спасением жизней друг друга; мы целую миссию рвали жилы, дабы спасти его. И в тот самый момент, когда этот персонаж навсегда затихал, когда мы видели растерянность и горе Прайса - достигался наивысший катарсис.
Ну а что в перезапуске? Скажу так: с моей точки зрения, смерть местного Соупа и работает, и не работает одновременно.
Работает - потому, что она... достаточно реалистична. Думаете, на настоящей войне или боевых операциях бывает долгое нагнетание с драматической музыкой и трогательными последними словами? Как правило, нет. Работа бойцов такова, что погибнуть они могут буквально в любой момент. И смерть Соупа здесь предстаёт такой, какая и должна настигать солдата при исполнении: резкой и внезапной. Нас никак не готовят к тому, что это произойдёт. Помните, в обзоре прошлогодней Modern Warfare II я писал о том, что культовые герои стали брендом, на который уже никто не покусится, а посему за сохранение жизней перезапущенных персонажей можно быть совершенно спокойными? Так вот... да, именно такое ощущение авторы терпеливо выстраивали на протяжении всей новой трилогии, чтобы в её финале совершить такой вот внезапный - действительно внезапный, - вотэтоповорот.
Но также этот момент и не работает - по той причине, что здешний Соуп так и не прошёл тот путь становления и развития, что оригинальный. В MWII попытались в химию между персонажами и раскрывающий их обмен репликами, но в MWIII на это забили, как итог - Соуп так и остался в новой трилогии просто обычным сержантом, который где-то во второй части отпускал какие-то забавные реплики. Не дал привязаться к себе настолько, чтобы его гибель вызывала столь же сильные эмоции, что в оригинале. А в сцене развеивания его праха боевыми товарищами нет ничего, кроме непомерного пафоса и заученных фраз.
Поэтому, хоть нынешняя смерть Соупа с реалистичной точки зрения более-менее и работает, но вот с драматической - это скорее провал, и здесь оригинал выделяется в куда более выгодную сторону.
(Хотя, если уж говорить о реалистичности, то а) зачем Соуп атаковал Макарова ножом, если мог взять пистолет? и б) где были все те бойцы "Конни", сопровождавшие Макарова, когда на их командира нападали со спины?)
Про музло, думаю, тоже стоит добавить, ибо как-никак - важная часть атмосферы. Внезапное падение крутых, действительно запоминающихся саундтреков, филигранно передающих настроение каждой миссии, до уровня невзрачного фонового мычания, стало глобальной проблемой всей серии Call of Duty после Black Ops II, обойдя стороной разве только Black Ops III.
Посему, если в оригинальной трилогии MW саундтреки были разнообразные, крутые, въедающиеся в память и без труда в ней проигрываемые, то перезапуск этим похвастаться не может - здесь представлены разные вариации одного и того же невыразительного мычания. Если саундтреки оригинала хочется переслушивать даже отдельно от игры, сразу вспоминая конкретные её моменты, которые эти треки идеально подчёркивали и в которые всецело погружали, то треки новой трилогии ещё нужно попытаться вспомнить - да и то, большинство из них сливаются в один.
Подводя итоги - пыжились авторы перезапуска со своим злосчастным реализмом и актуалОЧКОМ, время от времени пытаясь, поднатужившись, вы... родить какую-никакую драму, а таки напряжение разве что поспособствовало шумному освобождению от газов. В то время как оригинал прекрасно себя чувствовал в виде глуповатого, но забористо-эпично-драйвового аттракциона, внезапно заставлявшего пускать скупую пацанскую соплю над идеально поставленными трагическими моментами, и за то любим бывшими уже школьниками до сих пор. Так что, балл за постановку - оригиналу.