Дом-работа-дом и иногда редкие выходы в свет. По такому графику живет большинство семей, и наша с Виктором семья – не исключение.
Поженились мы, когда учились на третьем курсе института, и вот уже без малого сорок лет вместе. У нас взрослые дети, стабильная и устоявшаяся жизнь. Мы знаем друг друга как свои пять пальцев. Даже мысли друг у дружки можем читать.
В нашей жизни бывало, конечно, всякое, пару раз дело даже до развода доходило. Но мы как-то смогли преодолеть все разногласия, нашли компромисс, вырулили. Живем, если можно сказать, по накатанной колее.
Старшая дочка Наташа в позапрошлом году вышла замуж, младшая, Светлана, год назад уехала учиться в другой город. В общем, остались мы с супругом вдвоем. Поначалу вроде все нормально было. И Виктор, и я немного подрабатываем, да и дома всегда дела какие-нибудь находятся. В выходные муж чаще всего пропадает в своем гараже, я по хозяйству хлопочу.
Первой перемены в наших отношениях начала замечать я... Начну издалека.
Дело в том, что забот у меня с отъездом младшей дочери заметно поубавилось. Готовить я стала гораздо меньше, уже не хотелось каждый день придумывать что-то эдакое. Муж Виктор – он поклонник простой пищи. Ему можно большую кастрюлю гречневой каши сварить, так он ее три дня есть будет и даже не заметит, что ест то же самое.
А вот дочери у нас большие любительницы деликатесов. Я им то курочку по особому рецепту запекала, то пирожками с разными начинками баловала. Мне хоть и забота, а им – радость, отчего же деток-то своих любимых не порадовать?
Я и сейчас порой затеюсь – тесто поставлю, потом пирогов напеку да старшей дочке отнесу (она недалеко от нас живет). Но с молодыми особенно не рассидишься, у них постоянно свои важные дела. Вот часто и получается, что я пироги Наташке с зятем отнесу и сразу домой иду. А там одно и то же. Муж только к вечеру возвращается. Сядем ужинать, поговорим немного о пустяках каких-нибудь. Потом он садится за свой телевизор, я за книжку или журнал, а там глядишь – вот уже и спать ложиться пора.
Надо сказать, как дочери разъехались, мы с Виктором по разным комнатам разбежались. Нет, не ругались, просто так нам показалось удобнее. У меня бывает бессонница, я встаю, хожу по квартире и бужу мужа. А он храпит и тоже мне спать не дает. В разных же комнатах никто никому не помеха.
В общем, претензий ни у мужа ко мне, ни у меня к нему нет. Но настолько наша жизнь стала унылой и однообразной, что хоть ты плачь.
Пробовала поделиться с подругами, так и у них с мужьями оказалось практически то же самое, что и у меня.
Ну что ж, подумала я, делать нечего, придется привыкать. Утешала себя надеждой, что, когда внуки пойдут, то тогда, может, повеселее будет. Только очень уж не хотелось себя раньше времени в старухи зачислять. Порой посмотришь в кино на заграничных пенсионеров, так они всегда довольные жизнью, все радостные такие, по всему миру путешествуют. А чем мы, спрашивается, хуже?
Предложила супругу поехать куда-нибудь отдохнуть, тем более, что мы сейчас ничем и никем не связаны, чемоданы собрали – и вперед. Но Витя всегда был домоседом, а сейчас настолько присиделся, что, кажется, его и домкратом не поднимешь. Какой там отпуск? Он даже в кино идти отказывается. Предложил мне одной поехать, но я, конечно, не согласилась. Куда я без него? Не привыкла.
Как-то на улице я встретила приятельницу, она тоже примерно моего возраста. Выглядит прекрасно. Глаза горят, походка легкая.
– Маринка, ты ли это? – удивилась я. – Молодец, вся цветешь и пахнешь.
– Ой, Шурочка, спасибо за комплимент. Стараюсь, как могу, – кокетливо ответила она. Постояли, поболтали немного.
Марина рассказала, что ходит с мужем на хор в местный Дом культуры. Видно было, что ее это занятие очень увлекает. У них там и общество интересное, и на гастроли в соседние города частенько выезжают. В общем, жизнь кипит.
– А у тебя что нового, Шурочка? – спросила Марина. А мне и рассказать-то ей особо нечего. Грустно от этого стало и почему-то стыдно. Я попрощалась с приятельницей и побрела домой.
Весь вечер было не по себе, такая тоска на меня накатила, не передать словами. Ведь я ничем не хуже Марины, и семья у меня тоже не хуже. Почему же у них жизнь бурлит, а у нас еле тлеет? У меня вообще-то тоже голос ого-го какой мы с мужем раньше в студенческом хоре солировали. И у него, и у меня есть музыкальное образование. Я музыкальную школу по классу флейты окончила, а он – по классу баяна. Только мне и в голову не могло прийти в таком возрасте хоровым пением заняться. Виктору такое сказать или дочерям, так они меня сразу на смех поднимут... Хотя дело хорошее, я бы, может, тоже в хор пошла...
Целую неделю я думала. Мужу ничего не говорила, сама в себе копалась, переживала. А потом взяла и отправилась в Дом культуры.
Вошла, спросила у охранника, где студия хора занимается. Оказалось, что занятие завтра в шесть вечера.
– Вы новенькая? Не стесняйтесь, приходите завтра минут за пятнадцать до начала. С преподавательницей познакомитесь, она вас коллективу представит. У нас народ очень дружный. Я уверен, что вам здесь понравится.
Меня очень ободрили его слова. Только дома опять сомнения накатили. «Куда ты, бабка, собралась, – говорила сама себе. – Маринка, она и выглядит моложаво, и задор у нее, а ты...» Уже готова была пойти на попятную, отказаться от затеи. С такими мыслями и уснула.
Но утром почувствовала себя бодрее, веселее и решила сходить хотя бы на одно занятие. Подумала, что никому не скажу, муж и не узнает, где была. Зато сама буду знать, что там да как. Понравится – останусь, а нет, так и жалеть не о чем будет.
Еще на подходе к Дому культуры я встретила Марину, сказала ей, по какому поводу иду.
– Шурочка, это же просто замечательно! Сейчас я тебя с Марианной Арсеньевной познакомлю, с нашим хормейстером.
Дальше все закрутилось с невероятной скоростью. Познакомилась с хормейстером, потом меня представили коллективу, дали партию, началась репетиция.
После занятия я буквально летела по улице. Знакомство с новыми приятными людьми, музыка – все это будто стряхнуло с меня слой пыли, которым я покрылась, сидя дома.
– Витя, что я тебе сейчас расскажу, – радостно сказала я. – Сама от себя такого не ожидала.
Муж, как ни странно, не очень удивился. Он внимательно слушал, а потом начал улыбаться. «Так я и знала, сейчас начнет шутить, смеяться надо мной будет», – мелькнула мысль, и я осеклась.
– Чего же ты остановилась, рассказывай дальше, – подбодрил Витя.
– Да чего тебе рассказывать. И так вижу, что ты надо мной смеешься, – с обидой в голосе сказала я. Но муж встал, подошел ко мне и обнял за плечи:
– Я не смеюсь, Шурка, а радуюсь. Ты себя в зеркало видела? Сияешь, как начищенный пятак. Если тебе так нравится, то ходи хоть на хор, хоть на макраме – куда хочешь.
Так у меня появилась вторая семья. Говорю так без преувеличения, потому что хор стал для меня вторым домом. У нас образовался свой женский клуб, и мы с подругами иногда ходили после репетиции прогуляться в парк, поговорить о своем, о женском. А какие чаепития мы устраивали на праздники! Пришлось срочно обновлять гардероб, покупать наряды. Все вечера я теперь разучивала партии, распевалась.
– Эх, Шурка, может, и мне стариной тряхнуть, к вам прийти? – усмехнувшись, сказал однажды муж.
– Конечно, Вить! У нас мужских голосов не хватает. А с твоим голосищем тебя сразу возьмут.
– Да что ты, я пошутил! Куда уж мне...
Но меня не проведешь. Я-то видела, что говорил он это не в шутку. Видимо, и я, как меня когда-то Марина, сумела мужа зацепить. Стала его уговаривать, и Витя согласился.
– Но я иду только посмотреть, петь не буду, – уверенно сказал он.
«Это ты нашу Марианну Арсеньевну не знаешь, – подумала я. – У нее кто хочешь запоет».
Так и произошло. Витя сидел в зале, но и его вытащили на сцену. И вдруг он не смущаясь спел все правильно и чисто.
– Вы раньше уже пели эту песню? – удивилась Марианна Арсеньевна.
– Нет, что вы. Просто у меня жена ее целыми днями разучивала. Ну вот и я заодно выучил. У меня вроде бы всегда был хороший слух. ...
Скоро мы едем на первые в нашей жизни гастроли. Витю, как и меня, засосало наше музыкальное дело. Теперь вечерами мы не можем наговориться, обсуждаем песни, вместе репетируем. Даже нашли видеоуроки по сольфеджио, стали вспоминать, что да как. Муж сказал, что если заниматься делом, то профессионально. Так что снова сели за книжки. Мы снова чувствуем себя молодыми, полными сил.
Скажу по секрету, у нас снова появился нормальный секс. Наверное, общее увлечение стало нашим лекарством от хандры и скуки.
И теперь я всем советую: если ваша жизнь унылая и скучная, найдите дело по душе и приобщите к нему свою вторую половинку. И все изменится! Проверено на себе.