Найти в Дзене
Ариф Гюль

Выращивание британской аристократии.

При этом большинство из них не догадывается, что британское общество сохраняет кастовый характер. Иностранцу стать полноправным членом английской элиты практически невозможно. Ключом к пониманию сути британского истеблишмента является представление о том, как эта элита выращивается, рекрутируется и в дальнейшем действует. Именно описание функционирования британской частной школы дает понимание того, чем является британская элита." "Прежде всего необходимо указать на то, кто считается элитой в Британии. Здесь доминирует так называемый земельный фактор – именно представители земельной

- 2 -

аристократии служат костяком верхних классов. Деревенская Англия отделяет традиционное аристократическое общество и членов высших классов от городской элиты, которая считает себя частью высшего круга, но таковой в полной мере не является. Прогрессивные либеральные течения усиливают стремление традиционных элит переезжать из города в деревенскую местность, а детей отдавать в те немногие оставшиеся частные школы, которые всё еще следуют системе полного пансиона
Землевладельцы. Данный феномен в Англии наблюдается на протяжении многих столетий, так как переезд за черту города является признаком престижа и

- 3 -

попыткой географически и социально приблизиться к своему кругу (элите) и одновременно оградить себя от других слоев населения. Историческая ценность члена высшего класса в рамках (сельская, загородная жизнь) состояла в его статусе чиновника, руководящего и одновременно владеющего определенным поселением или общиной. Представитель высшего класса является не просто жителем сельского населенного пункта, а его владельцем, отвечающим за быт и производство в рамках своих владений. Существующая схема распределения собственности мало отличается от феодализма, да и право, регулирующее это распределение, не претерпело

- 4 -

существенных изменений. Доход землевладельца в большей части приходится на ренту с земель и владений (все, кто живет и работа-ет на этих землях, должны платить ренту хозяину). Немалая часть приходится и на собственное производство, особенно учитывая, что земледелие, охота и такие виды деятельности, как разведение лошадей, считаются крайне престижными среди высших классов Великобритании. Более того, не стоит считать такой вид заработка архаичным, ведь он может принимать и менее очевидные формы. Например, похожая ситуация существует и в Лондоне: центральные районы Лондона, также как 200–300 лет назад, принадлежат

- 5 -

землевладельцам и аристократии. Что касается жилья, то в большинстве случаев купить его нельзя, но можно взять в длительную аренду (до 100–200 лет). В престижнейших частных школах доминируют дети земельной аристократии и представителей Лондонского Сити. При этом в частных школах Великобритании учится множество иностранцев, в том числе русскоязычных, а также представителей средних и иногда даже низших классов (благодаря стипендиям). Объектом данного исследования являются прежде всего дети представителей высших сословий, так как традиционная культура их класса практически не меняется на протяжении веков, а

- 6 -

практикуемые ими ритуалы и даже само отношение к школьному образованию и тому значению, которое оно имеет в процессе воспитания последующих поколений элиты, существенно отличается от подобного отношения у других классов.
Несмотря на меняющуюся политическую, экономическую и социальную реальность, аристократия является костяком британского общества, а дети этого класса обязаны пройти через те же испытания и воспитательный процесс, что и их предки. Наличие редких представителей др. классов в элитных частных школах Англии является лишь частью адаптации к современным социальным изменениям в обществе ,но шансы

- 7 -

войти им в элиту маловероятны.
Отрыв от семьи. Ключевое отличие британской элиты от элит в др. странах заключается в ритуальной ссылке своих детей в частные школы в совсем раннем возрасте. Отдав за обучение от 30 тыс. до 40 тыс. фунтов в год, что на 20–30% больше, чем среднегодовая зарплата по стране, родители заменяют любовь и безопасность детей внутри семьи на те блага или качества, которые в будущем ребенку может дать элитное образование. Они отказываются от встреч со своими детьми и жизни в одном доме с целью поддержания и усиления статуса семьи в обществе. Ядром созданной в серед. XIX в.

- 8 -

системы частных школ в Великобритании, а также залогом феноменальной ее эффективности было убеждение в том, что если убрать ребенка из семьи в раннем возрасте, то его эмоциональные потребности и нужды будут направлены целиком на школу: на учителей и одноклассников.
Элита, каста, класс, один из влиятельных в мире, решает, что дети должны страдать, если они хотят стать полезными гражданами. Ведь отрыв ребенка в возрасте 6–7 лет от семьи, и прежде всего от матери, не может не сказаться на дальнейшем развитии его психики. Именно та защита и социальная адаптация,

- 9 -

которые вырабатываться у школьника с первых лет его обучения в частной школе, являются отличительной чертой британского высшего класса. В школе и потом в университете продолжает существовать «географический контекст», разделяющий школу и окружающий мир, тех, кто достоин и может учиться в частной школе, и тех, кто нет (на «своих» и «чужих»). Психология мысленного территориального разделения на школу или университет как центр населенного пункта (часто находя-щегося в сельской местности или маленьком городке) и в виде всего того, что окружает учебное заведе-ние. Это окружающие школу или университет здания и предприя-

- 10 -

тия, так и сами жители населён-нго пункта, рассматриваемые учениками в качестве поставщиков услуг по обслуживанию нужд школы. Следует понимать, что жизнь в частной британской школе – это жизнь в крайне ритуалистическом, исключительно мужском, иерархическом обществе. Психологи описы-вают выпускников частных школ, как «идущих по жизни с хорошо развитыми телами, отлично развитыми умами и недоразвитыми сердцами». Родители прекрасно осведомлены о том, что их дети будут несчастны в школе, но тем не менее всё равно их туда отправляют. Часто из их уст звучит фраза: «Мы знаем, что ты был несчастен в школе,

- 11 -

также несчастен был и твой отец, и его отец, но посмотри, чего он добился». Важнейшим фактором в воспитании британской элиты является вынужденное подавление эмоций ее представителями. Именно экстремальная сдержанность в эмоциях, привитая в школьные годы, является определяющим фактором в «распознании» элиты. Одним из основных последствий такого эмоционально-го состояния является знаменитая двусмысленность и неоднозначность в действиях и выражениях англичан.
В Британии образовалась отдельная категория психотерапевтов, специализирующихся на так называемом синдроме частной школы. Данный термин характе-

- 12 -

ризует состояние, подразумеваю-щее, что выпускник частной школы, пытаясь пережить травму разъединения с семьей и потерю нормальных отношений в атмосфере любви и заботы, начинает вырабатывать защитные реакции. Наиболее яркими проявлениями этой самозащиты считаются экстремальная бдительность и наблюдательность, а также раздвоение личности на частного себя и публичного себя. Выпускник частной школы считает необходимым держаться своего круга людей, которые мыслят, действуют и выглядят, как он. При этом отношение к «внешнему миру» – крайне враждебное. Обучение в частной школе это когда элита отрывает своих детей от общества

- 13 -

на 10 лет с целью производства «супербританца», или истинного английского джентльмена. Как отмечали многие историки и социологи нач. XXв., спорт и «превосходная порода» сработали в Британии. Многие из них также выдели-ли существенные расовые отличия между представителями высших классов и остальным населением.
Цели и задачи. Потребность в сплоченном классе эффективных функционеров появилась в серед. XIX в. и была связана с расширением владений Британской империи и нуждой в пополнении кадра-ми британских колоний. Изначальным планом было выращивание колониальный элиты в виде сплоченной группы всесторонне развитых администраторов,

- 14 -

обладающих общим набором навыков, взглядов, манер и убеждений, а также внешним видом. Их задачей было управление огромными территориями + задача консолидация, выработка системы организации и функционирования правящего класса.
В кон. XIX – нач. XX в. «хабом» этого класса были колонии Британской империи, в нач. XXв. и до 2-ой мировой войны – проект перехода от империи к содружест-ву. После 2-ой мировой войны, когда произошло стирание социа-льных преград, которое стало критичным для идентичности Британии, главным убежищем элиты стали разведывательные службы. Сегодня этот «хаб» в основном представлен академичес-

- 15 -

кой элитой, «новой неоколониальной элитой» - классом администраторов и управленцев, которые предоставляют свои по найму на крупные международные или за-граничные структуры (государственное строительство в различных странах – от Македонии до Казах-стана, корпорации в квазиколо-ниях, работа с Китаем, Ближним Востоком и т.д.).
Разделение общества на классы философов, защитников и ремес-ленников, каким представлял себе построение идеального государст-ва Платон, было доминирующей идеей Британской империи, пока-зывающей классовую структуру английского общества.
Важно отметить, что «защитники», представляющие высший класс

- 16 -

общества, не должны были обла-дать какими-либо специфически-ми профессиональными навыка-ми, но именно это и было их преи-муществом. Школы выпускали и продолжают выпускать «универ-салов», которые обладают убежде-нием своего превосходства и гото-вы выполнять любое задание короны на любом участке планеты. Кембриджский лингвист Джордж Уотсон, «англичане смотрят вниз с презрением, а вверх – с восхищением». И сейчас в рамках британского общества, так и в пределах школы есть ясное понимание своего места в иерархии. Достижением построения британского общества было не навязывание сверху, а получение согласия от тех, кем правят. В

- 17 -

данном случае слова Маркса о том, что правящий класс также являет-ся и правящей интеллектуальной силой, актуальны как никогда.
Сегодня, как и во времена Британской империи, основная задача частной школы – не преподавание каких-либо особенных знаний , которая будет полезна ученикам для будущей карьеры, а тренировка их как членов определенной касты, группы людей, как единого целого. Представители др. классов могут отдать своих детей в частные школы, только приложив предельные усилия, и хотя они всё равно не будут частью элиты в полном смысле слова, их там научат патриотизму, командному духу, лидерским качествам и, что самое важное, специальным способам одеваться и говорить.
- 18 -
Школа из учебного заведения превращается в дом, семью.
Представители духовенства, армии, политики и бизнеса – все учатся в одинаковых условиях в одних школах и обучаются быть джентльменами. Лишь позже они решают, в какую сферу податься. Таким образом, вне зависимости от сферы деятельности ученика школа создает консолидированный класс джентльменов. Эффективность применения мифологии на примере школы дало свои плоды и в управлении империей. Британцы правили исходя из ритуалов, мифов, традиций и иррациональных убеждений, которые определяли их действия.
Школа стала важнейшим аспектом не только для самих британцев, но и для местных правящих колониальных классов. В школе важным аспектом

- 19 -

было надзирательство за младшими учениками. В школах культивировалась вера в то, что империя может быть управляема, как частная школа.
Без сомнения, именно частная школа являлась основой мощи Британской империи. Небольшая группа людей, управляла свыше 420 млн. чел. колониальных территорий.
Атлетизм и награды. Атлетизм является важнейшим фактором в воспитании образцового английского джентльмена. Ничто в наследии школ или их мифологии не является таким же важным, как история атлетизма и игры, командный спорт, Однако не стоит путать британский школьный атлетизм с культом спор-та. Мифология корней Британской империи была создана для иллюстрации парадокса: если не особо волноваться о победе, ты,

- 20 -

скорее всего, победишь. Главным аспектом в школьном атлетизме является именно дух соревнования как процесса участия в игре, а также получение награды. Моральность, религия, здоровье, классовое самосознание и спорт в британской частной школе развивались всегда вместе. Культ атле-тизма имел мало общего с современным пониманием спор-тивных достижений, так как успех в индивидуальном спорте не имел значения: дело было в команде. Честь и отвага гораздо важнее успеха, а игра важнее победы. Идеальный джентльмен. Исследователь британских школ Алекс Рентон описывает случай, когда 13-летний ученик дает наставления новичку в школе.

- 21 -

Прежде всего он советует не пытаться разговаривать слишком громко или дрожащим голосом, никогда не плакать и не проявлять эмоций, так как ни в коем случае нельзя показаться окружающим ребенком. Но самым важным было всегда держать осанку. Эти наставления, по сути, являются кодами, которые были приняты в детстве и перенесены выпускниками частных школ во взрослую жизнь.
Тотемы и атрибуты
Галстук также означал
обозначением классового единения. Даже такие самые незначительные аксессуары, как школьные пиджаки, шарфы, запонки и так далее, несли с собой идеологию на протяжении всей жизни. Даже количество застегнутых пуговиц, цвет галстука, обувь, речь и

- 22 -

жесты выпускника имели особое значение.
Ученики младших классов и старшеклассники-надзиратели носят разные галстуки, разного цвета рубашки и пиджаки. Живут в различных условиях, часто имеют доступ к различным благам в рамках школы. Английское высшее общество уделяет огромное внимание манере одеваться и говорить.
Языковой фактор, символизм и эмоциональность
Отсутствие эмоциональности являет-ся важнейшей характеристикой бри-танского правящего класса, а также ключом к пониманию его др. отли-чительных черт и проявлений. Это английская двоякость. Никогда «правильный» выпускник частной школы не будет откровенен до конца и не скажет то, что он думает на самом деле. Изучение специфичных

- 23 -

для школы слов и кодов было основной задачей каждого новичка. В случае если он не справляется с этой задачей, его ждут страшные испытания со стороны старших ребят. Цвета различных спортивных команд, была гораздо важнее, чем что угодно.
1-ой задачей после попадания в частную школу является стирание «региональных лингвистических различий» и приобретение учеником определенной манеры разговаривать. Она подразумевает употребление определённых слов, отсутствующих в речи обычных людей, усложне-ние предложений, тон, скорость речи, четкость произношения.
У британцев есть четкое убеждение, что они могут посетить или жить в любой из стран по праву, в то время как те, кто посещают Англию, являются приглашенными гостями.

- 24 -

Именно это делает отношения между британцами и иностранцами приви-легированными в одну сторону. Школа представляет собой иерархическую систему, на подчинении, уважении и традиции, преимущества старшинству и коллективной морали. Слова «долг», «честь», «доблесть», «дисциплина», «спорт» регулярно звучат из уст учителей и руководителей частных школ и превращаются в жизненную установку выпускников.
Университеты
Образовательная функция не является доминирующей в университете. Престижные университеты копируют структуру школ. Общежития школ перетекают в университетские колледжи, в которых сохраняется та же иерархическая структура, наполненная своей собственной мифологией, ритуалами, тра-

- 25 -

дициями и тотемами. Соблюдение ритуалов для представителей элиты абсолютно необходимо. Следование традициям и обычаям университета, так же как в прошлом и школы, никогда не ставится под сомнение.
Поступивший в университет оказывается в знакомой ему среде, отличающейся лишь тем, что она населена не только учениками его школы, но и других выпускников частных школ. Университет представляет собой следующий этап классовой консолидации. Университет и его колледжи, обладая своей мифологией, символами и ритуалами, соблюдают ту же систему принципов, что и школа, в рамках которой манеры, атлетизм и уверенность в себе являются ключе-выми достижениями. В рамках университета существует своя система студенческой иерархии. Представители высших классов обща-

- 26 -

ются друг с другом, ходят в одни и те же места, занимаются теми же вида-ми спорта (регби, гребля, конное поло, стендовая стрельба), имеют похожую манеру общения и практически одинаковый внешний вид.
Подобно школе, в университете существует и иерархия предметов. Так, изучение истории, философии, политики, классической филологии, теологии и др. гуманитарных предметов является более престиж-ным, чем такие предметы, как бизнес-менеджмент, маркетинг или экономика, чаще всего предпочитаемые иностранными студентами. Важным в подобной иерархии является отношение к учебе. Студент учится не тому, что ему необходимо для получения стабильной зарплаты и физического выживания в будущем, а тому, что соответствует его интересам и является общепринятым в рамках его

- 27 -

класса.
Крупные компании и наиболее престижные организации предпочитают принимать на работу выпускников престижных школ, изучающих пред-меты, часто имеющие мало общего с необходимыми профессиональными навыками. Происходит это по нескольким причинам. С одной стороны, необходимо отметить, что экономика или математика, и в особенности менеджмент, маркетинг и так далее, не являются престижными в рамках устоявшихся обычаев внутри британской элиты. Основой образования в частных школах всегда были классическая филология, история, философия. Уже в кон. XX в. школы начали делать больший упор на точные нау-ки (в том числе и для того, чтобы выпускники были способны сдать вступительные экзамены в универси-теты). Однако и сегодня экономика и

- 28 -

математика остаются преимущественно выбором иностранцев или энтузиастов.
Прием на работу в крупнейшие ком-пании теологов и историков скорее можно объяснить классовой солидарностью и знанием, что выбранный кандидат «соответствует» нормам и обычаям, характеризующим класс. Математики и представители технических профессий в большинстве своем ищут именно работу. Их беспокоит вопрос физического выживания, достойного и постоянного заработка. Что касается теологов, вряд ли можно сказать, что тот, кто 4-5 лет изучал религию, надеется, что применение именно этих специфических знаний принесет ему какие-то значимые финансовые дивиденды. То, что студент выбрал изучение теологии, истории, философии и так далее, говорит о том, что для него работа остается иг-

- 29 -

рой, что определяет его безразличность к вопросам физического выжи-вания (за счет финансового обеспечения), наличие безграничной уверенности в себе (нужно быть действительно уверенным в себе, выбирая теологию и при этом надеясь на оплачиваемую карьеру). Сам факт того, что его не беспокоит социально приемлемая и гарантировано хорошо оплачиваемая работа, его и характеризует. Такие кандидаты естественно набираются на более высокие позиции.
Набирают таких кандидатов классово близкие люди, выпускники тех же школ. Что касается математиков, то в рамках Британии гораздо более прес-тижным является работа в спецслужбах, нежели в крупных корпорациях. Естественно, математики и технари важны, но если внимательно посмотреть на верхушку основных корпора-

- 30 -

ций и структур в Британии, то физиков и математиков там крайне мало.
Что касается русскоязычных студентов и учеников в рамках престижного британского образования, то там они за бортом элиты. Пройдя от школы до университета , безрезультативны попытки проникнуть внутрь недос-тупных социальных элитных слоев и лишь единицы становятся немного ближе к элите. Они копируют их ак-цент и внешний вид, имеют похожие манеры, занимаются тем же и стремятся быть «как они», но тщетно ими они не станут.
Ценности: семья, долг, честь, этикет, традиции, чувство собственного достоинства, монархизм, земельная собственность (по Бернарду Шоу: “Тому, кто верит в образование, уголовное право и спорт, не хватает только собст-венности, чтобы стать совер-шеннейшим современным джентльменом”).