Некогда всесильный фаворит императора сидит в скромной полутёмной избе, окружённый тремя малыми детьми. Этот домишко Александр Данилыч срубил собственноручно, прибыв к месту ссылки в крохотный сибирский городок Берёзов… Именно так художник Василий Суриков изобразил знаменитого петровского фаворита в картине «Меншиков в Берёзове». Известно, что оказавшись в ссылке, светлейший князь сказал: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу». Так и произошло: Меншиков скончался в Сибири ровно 294 года назад, 12 (23) ноября 1729 года.
Жаль, нет картины «Меншиков в Ярославле». А ведь к нашим землям Александр Данилович имел непосредственное отношение. Во-первых, он вместе с молодым Петром I строил потешный флот на Плещеевом озере. Во-вторых, он несколько раз побывал в Ярославле, когда сопровождал царя в поездках в Архангельск. В-третьих, будучи петербургским генерал-губернатором, Меншиков добился, чтобы Ярославская провинция, включавшая также Романов и Пошехонье, была отнесена в состав его губернии, а не Московской (1719). Как полагает профессор В. М. Марасанова, это объясняется желанием Александра Даниловича получить под свою власть крупный город с состоятельным купечеством. Поэтому обо всех ярославских новостях, например, о лишениях пленных шведов, местный комендант Коровин докладывал в Петербург – Меншикову. Но как только «полудержавный властелин» пал, Ярославская и Угличская провинции были возвращены в состав Московской губернии (1727).
Ну и самое главное, в Ярославском крае располагалась одна из крупнейших вотчин А. Д. Меншикова. В 1714 году Пётр I пожаловал ему бывшие дворцовые волости в Пошехонье, а именно: Борковскую, Козмодемьянскую, Красносельскую, Самосерскую, Сесвяцкую, Столпинскую, Шелшадамскую, Щатинскую и Югорбскую. А это 2667 дворов с 8429 душами мужского пола. Ярославский краевед Ирина Серова пишет: «Главная ценность этих земель заключалась в уникальных природных богатствах реки Шексны и её притоков, славившихся обилием белуги, осетров, стерляди… Значительные продажи рыбы позволяли сначала Дворцу, а потом и «светлейшему» взимать с крестьян 4 000 рублей годового оброка». Вдобавок эти рыбные ловы давали Меншикову ресурсы для внешнеторговых операций через Архангельск.
В своих вотчинах Александр Данилович постоянно затевал строительные проекты – от оранжерей и фабрик до дворцов и церквей. Но из всех храмов, построенных Меншиковым в Пошехонском уезде, до нашего времени дошёл только Введенский в селе Красном (1724), да и то в полуразрушенном виде. Впрочем, А. В. Михайлов, автор книги «Церкви Рыбинского уезда», полагает, что Меншиков не успел достроить храм из-за постигшей его опалы. И возведение церкви было завершено только в 1754 году местными помещиками при участии купца Ивана Нечаева. Строители тогда управились меньше, чем за год, значит, большая часть работ была проведена ещё при Александре Даниловиче.
В 1727 году, после ссылки «светлейшего», его пошехонские владения, впрочем, как и все остальные, были возвращены обратно в казну…