Найти в Дзене
Алексей Бакуменко

Меншиков в Ярославле. Пара штрихов к биографии светлейшего

Некогда всесильный фаворит императора сидит в скромной полутёмной избе, окружённый тремя малыми детьми. Этот домишко Александр Данилыч срубил собственноручно, прибыв к месту ссылки в крохотный сибирский городок Берёзов… Именно так художник Василий Суриков изобразил знаменитого петровского фаворита в картине «Меншиков в Берёзове». Известно, что оказавшись в ссылке, светлейший князь сказал: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу». Так и произошло: Меншиков скончался в Сибири ровно 294 года назад, 12 (23) ноября 1729 года.

Жаль, нет картины «Меншиков в Ярославле». А ведь к нашим землям Александр Данилович имел непосредственное отношение. Во-первых, он вместе с молодым Петром I строил потешный флот на Плещеевом озере. Во-вторых, он несколько раз побывал в Ярославле, когда сопровождал царя в поездках в Архангельск. В-третьих, будучи петербургским генерал-губернатором, Меншиков добился, чтобы Ярославская провинция, включавшая также Романов и Пошехонье, была отнесена в состав его губернии, а не Московской (1719). Как полагает профессор В. М. Марасанова, это объясняется желанием Александра Даниловича получить под свою власть крупный город с состоятельным купечеством. Поэтому обо всех ярославских новостях, например, о лишениях пленных шведов, местный комендант Коровин докладывал в Петербург – Меншикову. Но как только «полудержавный властелин» пал, Ярославская и Угличская провинции были возвращены в состав Московской губернии (1727).

-2

Ну и самое главное, в Ярославском крае располагалась одна из крупнейших вотчин А. Д. Меншикова. В 1714 году Пётр I пожаловал ему бывшие дворцовые волости в Пошехонье, а именно: Борковскую, Козмодемьянскую, Красносельскую, Самосерскую, Сесвяцкую, Столпинскую, Шелшадамскую, Щатинскую и Югорбскую. А это 2667 дворов с 8429 душами мужского пола. Ярославский краевед Ирина Серова пишет: «Главная ценность этих земель заключалась в уникальных природных богатствах реки Шексны и её притоков, славившихся обилием белуги, осетров, стерляди… Значительные продажи рыбы позволяли сначала Дворцу, а потом и «светлейшему» взимать с крестьян 4 000 рублей годового оброка». Вдобавок эти рыбные ловы давали Меншикову ресурсы для внешнеторговых операций через Архангельск.

В своих вотчинах Александр Данилович постоянно затевал строительные проекты – от оранжерей и фабрик до дворцов и церквей. Но из всех храмов, построенных Меншиковым в Пошехонском уезде, до нашего времени дошёл только Введенский в селе Красном (1724), да и то в полуразрушенном виде. Впрочем, А. В. Михайлов, автор книги «Церкви Рыбинского уезда», полагает, что Меншиков не успел достроить храм из-за постигшей его опалы. И возведение церкви было завершено только в 1754 году местными помещиками при участии купца Ивана Нечаева. Строители тогда управились меньше, чем за год, значит, большая часть работ была проведена ещё при Александре Даниловиче.

Фото Сергея Тихомирова.
Фото Сергея Тихомирова.

В 1727 году, после ссылки «светлейшего», его пошехонские владения, впрочем, как и все остальные, были возвращены обратно в казну…