Годовой бонус — одно из самых приятных словосочетаний в жизни взрослого человека. Получить премию перед Новым годом почти так же волнительно, как в детстве подарок от Деда Мороза, когда тебя терзает множество вопросов: услышал ли бородатый твои пожелания? принесет ли именно то, о чем ты его просил, или какой-нибудь дурацкий аналог? достаточно ли хорошо ты себя вел, чтобы получить то, что хочешь? В целом, если поменять зимнего волшебника на руководство, ситуация с годами не меняется: вопросы те же, только вместо подарков — деньги.
Но наверняка не все получатели бонусов в курсе, как и из чего складывается премия тому или иному сотруднику. Именно из-за возможного недопонимания со стороны коллег и опасности внести раздрай в коллектив, работников просят не разглашать суммы их бонусов.
У HR-отдела обычно есть своя схема учета показателей и расчета денежных поощрений: разные коэффициенты, сводные данные, бывает даже внутренний рейтинг сотрудников. Довольно часто все эти вычисления ведутся в таблицах, где громоздятся сложные формулы, вручную вбиваемые в отдельные ячейки. Но цифровизация добралась и до ежегодных премий. У разработчика HR-решений «БОСС», который входит в контур компании SL Soft, имеется множество удобных инструментов на все случаи офисной жизни, в том числе и чтобы упростить и улучшить эту жизнь сотрудникам HR-отдела. Одно из них — система управления вознаграждениями (BMS), которое предназначено для автоматизации целого ряда процедур. Например:
- процессов формирования типовых и индивидуальных бонусных схем, то есть когда расчет идет с учетом нетипичных показателей;
- оценка выполнения сотрудниками KPI;
- непосредственный расчет и утверждение премий.
В «БОСС» также определяются функциональные роли работников в организации с соответствующими правами доступа к информации, формируются группы пользователей, относящиеся к этим ролям. Дополнительно настраивается алгоритм делегирования прав и автоматической передачи полномочий. Например, в случае отпуска или серьезной болезни руководителя будет определен сотрудник, который возьмет на себя его функции. Также вводятся периоды планирования, за которые подводятся итоги (они в системе могут быть любые), настраиваются шкалы для расчета бонусов: количественные и качественные. Количественные определяют полагающуюся величину бонуса в зависимости от реально достигнутого результата в процентах от цели. А вот качественные уже определяют достижение или недостижение поставленной задачи.
Помимо этого в системе, естественно, определяются KPI, которые могут быть сгруппированы в блоки. Первый блок — это основные задачи: цели продаж, развитие клиентской базы и т.д. Второй — спецзадачи, которые выражаются в определенных мероприятиях, проведении и участии в них сотрудников. И третий — дополнительные индивидуальные задачи, которые ставятся сотруднику на конкретный период.
Для руководства предусмотрены как возможность депремирования, так и наоборот — применения повышающего коэффициента для поощрения сотрудников. Автоматизирован и расчет бонусов с учетом особых случаев — приема, увольнения, длительного отсутствия и т.п.
Завершение процесса — это не только определение размера премий, но и составление сводных отчетов по типовым и индивидуальным бонусным схемам.
В соответствии с концепцией Digital HR, поддерживаемой системой «БОСС», пользователями информационных систем компании становятся все сотрудники. Каждому работнику завдят электронный личный кабинет, из которого можно войти и в систему BMS. При этом для руководителей настраивается соответствующий интерфейс, который учитывает наличие подчиненных.
Среди преимуществ системы «БОСС» можно отметить:
- большой опыт эксплуатации крупными компаниями;
- наличие встроенных механизмов процессного уровня (BPM-inside);
- широкий учетный и расчетный функционал в области управления человеческими ресурсами;
- поддержка концепции Digital HR.
Благодаря использованию этой системы в компаниях создается единая информационная среда, повышается прозрачность процесса премирования, автоматизируется отчетность и аналитика, а главное — упрощается коммуникация между отдельными сотрудниками и целыми отделами. У пользователей появляется возможность проводить многоаспектный анализ информации и принимать на его основе справедливые управленческие решения.