Римские катакомбы представляли собой систему подземных галерей, которые первые христиане использовали и как место захоронения и для проведения различных обрядов. В эпоху Возрождения возник большой интерес к раннему христианству, и эти древние галереи подверглись доскональному исследованию.
В середине 16 века возник большой интерес к проведению археологических исследований, связанных с изучением раннего христианства. Получив одобрение от Папы, воодушевленные духом контрреформации, ученые стремились получить исторические доказательства, которые позволили бы им восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви, тем самым защитив ее от критики приверженцев протестантизма.
Такие деятели, как ученый Помпоний Лет, священник Фелипе Нери или кардинал Цезарь Бароний популяризировали этот интерес к христианским древностям. К этой же группе принадлежал и Антонио Бозио, ученый, оставшийся в истории как первый исследователь римских катакомб. Он сыграл решающую роль в исследовании одного из самых символичных памятников христианской истории - подземных галерей, которые первые христиане использовали в качестве места захоронения и богослужений.
Первые исследования
В 16 веке удалось обнаружить только пять из шестидесяти известных на сегодняшний день катакомб. Каждая из катакомб имеет свою базилику и носит имя христианского мученика. Очень немногие рискнули спуститься в эти опасные коридоры. Среди смельчаков был Фелипе Нери, который провел ни один час в часовнях катакомб, погрузившись в молитвы. Другим отважным исследователем был августинец Онофрио Панвинио. Именно он начал изучение раннехристианских погребальных обрядов. В его документах сохранилось описание 43 обнаруженных подземных кладбищ.
Ситуация изменилась 31 мая 1578 года. Случайное обрушение земли, произошедшее в ходе добычи материала, применяемого для изготовления строительной смеси обнажило часть галереи. Происшествие расценили Божьим промыслом, что воскресило интерес к погребальным памятникам древности.
Первыми, кто занялся изучением этой части катакомб стали испанский доминиканец Альфонсо Чаконе, римлянин Помпео Угонио. Последний вел дневник, который был опубликован в 1613 году. Еще одним исследователем стал голландец по прозвищу Макарио. Он оставил немало зарисивок и картинок, к каждому из которых оставил подробное описание. Примечательно, что его труды сохранились, но впервые увидели свет только в XIX веке.
Значительную роль в изучении римских катакомб занимает антиквар Филипп де Винге. Именно он предпринял первую попытку систематизировать исследование христианской гипогеи (подземного сооружения, используемого для коллективных погребений). Его работа оборвалась вместе с его преждевременной смертью в 1592 году. Однако, бесценные записи Винге унаследовал Бозио, который вошел в круг активистов и завоевал дружбу его членов. Это позволило ему добиться больших успехов в исследованиях, которыми он был неподдельно увлечен.
Мир под землей
10 декабря 1593 года Антонио Бозио в сопровождении Угонио впервые спустились в катакомбы. Среди его заметок была обнаружена следующая запись:
«Из-за отсутствия освещения казалось, что смерть настигнет нас там, а наши грязные трупы осквернят эти священные памятники христианства. Мы приняли решение идти назад, но несмотря на то, что по дороге мы оставляли множество пометок, не без труда нам удалось найти путь назад».
В ходе последовательных и систематических визитов в катакомбы при поддержке своих единомышленников, Бозио посетил и каталогизировал около 30 катакомб.
Неоценимую роль в исследовании оказали местные жители, хорошо ориентирующиеся на местности. Благодаря им Бозио удалось претворить в жизнь первое систематизированное исследование древних катакомб, документируя их расположение и описывая украшения. В его команде было несколько рисовальщиков, труд которых позволяет нам сегодня, увидеть, как выглядел этот памятник архитектуры и христианской культуры пол тысячелетия назад.
Метод его работы даже на тот момент нельзя было назвать новым, но, что действительно приобрело инновационное значение, так это активное использование древних текстов: соборных актов, священных маршрутов, мартирологов... Эти документы служили ему отправной точки в исследованиях по обнаружению и идентификации различных христианских захоронений подземного Рима. Сопоставив историческую документацию с археологической, он подтвердил существование многих упомянутых в летописях катакомб и установил их точное месторасположение.
Два тома рукописных заметок, сохранившиеся в национальной библиотеке Рима, дают представление об обширности его исследований. Труд насчитывает более двух тысяч страниц и превосходит по полноте исследования все известные на тот момент подобные работы.
Исследование города мертвых в Риме стало делом жизни для Бозио, однако смерть, настигшая его в 1629 году не позволила ему увидеть свой труд опубликованным.
В 1632 году, при поддержке Мальтийского ордена, труд Бозио был опубликован под названием «Roma sotterranea» (Подземный Рим). В 1651 году появился латинский перевод Паоло Аринги, который, при сравнении с оригиналом содержал слишком много неточностей и ошибок.
Поиск продолжается
Эффект от публикации трудов Бозио был потрясающим. Уже в XVIII веке, экземпляры его «Roma sotterranea» хранились во всех лучших европейских библиотеках.
Однако, у популярности этой работы обнаружилась и обратная сторона. Многочисленные авантюристы воспользовались сведениями, которые они почерпнули из книги, чтобы разграбить гипогеи и похитить художественные сокровища, многие из которых безвозвратно утеряны. Наука лишилась уникального исторического материала для проведения исследований.
Работы и методология мальтийского учёного послужили для Джованни Батисте де Росси, считавшему Бозио «Колумбом катакомб», основой для актуализации знаний об этих древних памятниках в свете современной критики. Де Росси между 1861 и 1877 годами опубликовал книгу с собственными исследованиями в трех томах. В знак уважения, он сохранил тоже название, под которым был опубликован труд Бозио.
Интерес к христианской археологии сохраняется и сегодня. В 1960 году, например, Антонио Ферруа обнаружил новый погребальный комплекс.
Благодаря исследовательской интуиции Босио, его собственным усилиям и усилиям тех, кто последовал за ним и продолжил его дело, сегодня мы знаем, что катакомбы служили кладбищами для первых христиан, а не местами убежища от преследований языческих императоров, как ранее ошибочно полагали.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.
.