Гордон Мюррей – легенда в мире суперкаров и Формулы-1! Чрезвычайно успешную карьеру конструктор южноафриканского происхождения начал в британской команде Формулы-1 Brabham, где ему позволяли воплощать самые безумные идеи. Болиды Мюррея выигрывали гонки и позволили Нельсону Пике выиграть два титула чемпиона мира в 1981 и 1983 годах! Позже Гордон перешел в команду McLaren и закрепил свой статус конструктора высочайшего уровня, разработав легендарный McLaren MP4/4, выигравший в сезоне 1988 года 15 Гран-при из 16, когда Сенна впервые стал чемпионом мира. Следующие болиды McLaren работы Мюррея выигрывали чемпионат как в зачете пилотов, так и конструкторов, в 1989 и 1990 годах (MP4/5 и MP4/5B соответственно)!
В 1991 году Мюррей начал работать над двумя дорожными автомобилями и, хотя они чрезвычайно отличались по конструкции, оба были нацелены на максимальную производительность и адреналин. Вторым был легендарный суперкар McLaren F1, долгое время возглавлявший топ самых быстрых серийных автомобилей и выигравший марафон «24 часа Ле-Мана» в 1995 году.
А первым - ныне забытый автомобиль под ярким названием «Ракета» - Light Car Company Rocket!
Компанию Light Car Company Мюррей основал в партнерстве с гонщиком Крисом Крафтом. Их целью был легкий, чрезвычайно аскетичный спортивный автомобиль, позволяющий познать ощущения пилотов Формулы-1 1960-х годов на дорогах общего пользования. «Ракета» стала воплощением философии «меньше значит больше». Еще Колин Чепмен (основатель Lotus) говорил примерно следующее: «увеличивая мощность – делаешь автомобиль быстрее на прямых, снижая вес – делаешь его быстрее везде!», а Гордон Мюррей чтил заветы Чепмена. Поэтому, с точки зрения дизайна, автомобиль был предельно упрощен. В основе лежала трубчатая стальная рама и открытый кузов без дверей – водитель и пассажир должны были садиться в автомобиль как это делают гонщики.
За мощность «отвечал» литровый четырехцилиндровый двигатель от мотоцикла Yamaha, в зависимости от версии выдававший 140 – 170 лошадиных сил, что для автомобиля весом 385 килограмм (!) было более чем достаточно. Соотношение веса к мощности по динамике ставило Light Car Company Rocket в один ряд с главными суперкарами начала 1990-х, а максимальная скорость превышала 230 км/ч.
Автомобиль оснащался гоночной коробкой передач, дифференциалом повышенного трения и дисковыми тормозами вкруг. Также имелся съемный колпак, прикрывающий заднее сиденье (тандемного типа), на случай необходимости подвезти коллегу или сгонять за продуктами.
Конечно, это был нишевый продукт для энтузиастов, готовых заплатить порядка 80 000 долларов за уникальный опыт вождения (в сентябре 2023 года автомобиль на фото продали в США уже за 295 000 долларов!). Всего с 1991 по 1998 годы удалось собрать менее 50 экземпляров Rocket – автомобиль очень редкий, больше игрушка, конечно, чем реальное транспортное средство. Еще и опасная игрушка – никаких электронных помощников Гордон Мюррей не признавал. Это бы убило дух гоночных болидов прошлого.
Интересно, что старина Мюррей не теряет энтузиазма и в 2017 году основал компанию Gordon Murray Automotive, продолжая разрабатывать и выпускать автомобили для желающих испытать свои драйверские возможности и рассмеяться в лицо «старухи с косой». За дорого…
Фото Bring-A-Trailer