Хищники, как известно, кушают мясо. А прежде чем его кушать, его нужно сначала поймать, невзирая на все его возражения, а потом ещё и разделать. Не удивительно, что зубы для хищника — вещь весьма немаловажная. Нет, беззубые хищники тоже встречаются, современные хищные птицы прекрасно без них обходятся, а вымершие фораракосы обходились даже и без крыльев.
Но это современные — они птицы и у них крепкий клюв. А вот для нептичьего динозавра это было бы, мягко говоря, весьма необычно. И тем не менее именно такого динозавра палеонтологам удалось найти в Паране, на юге Бразилии.
Собственно, копали там учёные совсем не случайно — ещё раньше там обнаружилось целое кладбище птерозавров, на котором, кроме всего прочего, нашлись два птерозавра-тапеярида — Caiuajara dobruskii и Keresdrakon vilsoni, а также теропод из семейства ноазаврид — Vespersaurus paranaensis. Но это были виды, уже известные ранее.
А вот двенадцать лет назад палеонтологам повезло наткнуться на что-то ранее им неизвестное. На то, чтобы разобраться, что это было, у учёных ушло почти десятилетие. После того, как облик животного удалось восстановить, а ему самому дать научное описание, динозавра назвали Berthasaura leopoldinae, в честь двух женщин — зоолога Берты Лутц и бразильской императрицы XIX века, а по совместительству покровительницы наук Марии Леопольдины.
Скелет оказался самым полным из найденных в Южной Америке окаменелостей динозавров мелового периода — костяк сохранился почти полностью, за исключением некоторых не особенно значительных деталей, так что трудность была не в том, чтобы восстановить недостающие части, а в том, чтобы понять, что к чему приставить.
Динозаврик был совсем небольшой, около метра в дину и меньше метра ростом, весом же меньше десятка килограммов. Бегал он на двух ногах и по всем признакам относился к поголовно хищным тероподам, более того, к тому же семейству ноазаврид, что и найденный рядом с ним весперзавр. Только вот, в отличие от всех прочих теропод, зубов у него не было совсем, а пасть больше напоминала не рот, а птичий клюв. Чем можно было питаться с такой анатомией, исследователи до сих пор не очень понимают.
Впрочем, то, что у динозавра не было зубов, вовсе не означает, что мяса он не ел. В конце концов, у орла тоже зубов нет, но ему это не мешает питаться вообще одним только мясом. Впрочем, бертазавра вряд ли была особенно разборчивой — сотню миллионов лет назад нынешний юг Бразилии был отнюдь не курортом, так что при его размерах динозавру перебирать харчами не приходилось — что нашёл, то и съел.