Измайловского полка гренадер в походной амуниции и зимней форме, Драгунского и уланского полков трубачи, Преображенского полка тамбур мажор и барабанщик — всё это герои уникального издания из фондов РГБ «Рисунки обмундирования и вооружения войск русских при Императоре Николае I с собственноручными пометками карандашем Его Императорского Величества».
Это один из двенадцати альбомов, которые выходили в 1857—1881 годах отдельными тетрадями в ограниченном экземпляре (не более 500) для внутренних нужд военного ведомства. Художники для альбома писали акварелью, и далее альбомы передавали императору для оценки. Пометки императора Николая I видно не всегда отчётливо, мало работ было отмечено как «годно», в большинстве своём пометки гласят «очень дурно», «скверно».
Национальная электронная библиотека бережно оцифровала издание, и теперь его можно рассмотреть во всех подробностях онлайн — более 40 рисунков формы, по которым можно изучить рода войск, звания, а также военную моду тех времён — и проверить, совпадает ли ваш вкус с высочайшими оценками.
«Макаровская коллекция»
В РГБ альбом попал в составе личного собрания известного московского библиофила, коллекционера русской военной истории Александра Михайловича Макарова. На хранение в Ленинку было передано 5000 экземпляров документов, а также в коллекцию входили 1500 артефактов, относящихся к военной истории России, истории русской армии: нагрудные знаки и ордена, эмблемы, жетоны и элементы формы военной одежды — лядунки, горжеты, вензеля, погоны — и другое.
«Макаровская коллекция» — это символ преданности делу её собирателя Александра Михайловича Макарова, который на протяжении более 40 лет интересовался прошлым и сохранял память о былых временах. Он был не только страстным любителем книг, но необычайным знатоком и популяризатором истории русской армии.
В 1912 году Шура Макаров, как его называли родственники, стал увлекаться коллекционированием изданий по русской литературе, планируя поступать на филологический факультет. Уже тогда он задумал создать библиотеку для следующих поколений, с самого начала обратившись за помощью к Николаю Александровичу Рубакину, известному книговеду и библиографу. Макаров попросил помочь с составлением программы по русской литературе и поделиться своим опытом собирания библиотек. Впоследствии между ними возникла долгая и плодотворная переписка.
В Первую мировую войну Макаров попал на фронт, недолго служил ратником и был быстро комиссован по зрению. Своё первое приобретение для библиотеки коллекционер сделал в 1916 году. Но уже в советское время идеология поменялась, и интерес к царской армии стал вызывать подозрения. А для Александра Макарова это стало знаком к тому, чтобы более активно приобретать экземпляры, которые могли быть утеряны из-за опасности их хранения. Несмотря на угрозу ареста, Макаров пополнял свою коллекцию, не жалея никаких денег.
К 1950—1960-м годам об увлечении и коллекции Макарова становится широко известно как в СССР, так и за рубежом. Про него пишут в газетах, его приглашают консультантом на съёмки исторических художественных фильмов.
Свою страсть коллекционер не скрывал, превратив свою двухкомнатную квартиру в музей, где были рады любым посетителям. С одинаковым уважением Макаров принимал экспертов, воспитанников исторических клубов и кружков военно-патриотической направленности, а иногда просто незнакомых людей. Нередко ему писали в письмах: «можно ли прийти и посмотреть вашу коллекцию?» — Александр Михайлович не отказывал и проводил настоящие экскурсии. А за консультациями обращались историки, писатели, сотрудники киностудий, театров, художники, музейные работники.
И всё же мало что известно о личности Макарова, он был скромным и замкнутым человеком, впоследствии его даже путали с другими историками.
Он не считал свою коллекцию личным достоянием, а скорее видел в этом служение народу. Ещё при жизни он планировал отдать свою коллекцию государству, и после его смерти в 1965 году собрание было передано на хранение в Ленинку по его желанию и просьбе родственников.