Найти в Дзене
Илья Duke

Почему на Руси вход татарам и музыкантам был запрещен?

На просторах интернета и не только часто можно встретить мнение, что Росия была, да и сейчас является, тюрьмой народов. Где права национальных меньшинств всячески ограничивались. При этом о том, что наше государство строило больницы и школы, развивало промышленность в том числе и в национальных республиках упоминать не принято, зато всегда находится масса "примеров" притеснения злыми русскими гордых и свободолюбивых малых народов России.

Одним из примеров подобного в этой статье и разберем. Ибо он весьма показателен в том, как местечковые националисты порой переворачивают все с ног на голову. Итак, начнем. Наш сегодняшний пример, как вы наверняка уже догадались, это прикрепленное к статье изображение. Татарские националисты во все горло любят кричать, что во времена царского режима, русские шовинисты страшно их угнетали и развешивали в городах оскорбительные таблички: "Татарам и собакам вход воспрещён", "Солдатам, собакам и татарам вход воспрещён", "Музыкантам и татарам вход воспрещён" и т.д. Утверждается, что эти таблички развешивались у входов в парки, богатые дома и усадьбы. Что, является вопиющим проявлением оголтелого расизма и национализма. Ну как тут не вспомнить кадр из многим известного советского фильма!

Владимир Николаевич, это оголтелый расизм!
Владимир Николаевич, это оголтелый расизм!

При этом, фотографические свидетельства данного явления весьма фрагментарны, да и подлинность их вызывает некоторые вопросы. Однако, допустим, что обидные антитатарские вывески все же существовали. Сразу же стоит задаться вопросом, против кого они могли быть направлены в действительности? С собаками все понятно, но почему на них вместе с татарами в одном ряду перечислены "музыканты" и "солдаты"? Неужто дискриминация этническая здесь слилась с дискриминацией социальной?

Для ответа на этот вопрос, нужно для начала понимать, что из себя представляли татары в дореволюционной России. Современному читателю татары известны, прежде всего, как некий этнос, проживающий в Поволжье, Восточной Сибири и Крыму. Но, как известно, любой этнос - понятие довольно растяжимое. Иными словами, любой этнос понятие относительное и степень этой относительности бывает разной. Делить людей на этносы можно по-разному и стоит помнить, что на протяжении истории этносы стремительно и подчас радикально видоизменяются. И порой получается так, что под одним и тем же названием объединяются совершенно разные человеческие общности. Общности которые порой друг друга знать не знают и знать не хотят. Татары - именно такой случай.

В современной России так называемые "татары" вообще считаются неким единым народом. На самом же деле это не совсем так. О чем я писал в своей отдельной статье:

В дореволюционной России татары - это немыслимо пестрый калейдоскоп популяций, разбросанных на пространстве от Восточной Сибири до Польши. И его сложно было считать единым этносом. А если нет этноса - то и дискриминации по этническому признаку быть не может. В татары могли записать едва ли не любого аборигена. Так например как татар часто записывали башкир или чувашей. Нерусский? - ну пусть тогда будет татарин! Иногда определяющим фактором вообще являлось вероисповедание, а не происхождение. Так например до сих пор можно встретить несколько ошибочное мнение, что чуваши - это строго христиане, а татары - строго мусульмане. Не могло быть в царской России угнетения и по расовому признаку, ведь условные татары это не негры в США. В расовом отношении татары варьируются от почти нордических до субмонголоидных типажей. Религиозная дискриминация - да, она была, но ведь были и татары - христиане, и было их немало. Да и как могла существовать дискриминация по татарскому происхождению, если многие знатные дворянские семьи в царской России вели свое происхождение от служивых татар. О чем я уже упоминал в своих статьях:

Однако вопрос все равно остается - к кому же тогда были обращены эти таблички в русских городах? Разгадка на самом деле проста. В городах царской России "татарин" это в первую очередь не этническая, а социально - профессиональная характеристика. Дело в том, что при царском режиме еще не придумали завозить в страну миллионы трудолюбивых мигрантов из солнечной Средней Азии. Поэтому "инородцев" в русских городах было не так уж и много. Кстати и в СССР их было значительно меньше чем сейчас. И почти все они занимали свои, строго отведенные, социально-профессиональные ниши. Если условный еврей или немец в царской России мог рассчитывать на мелкую лавочку или даже стать человеком интеллигентного труда, то для переселившихся в город татар такие возможности были довольно иллюзорны. И сложилось так, что они в итоге почти монополизировали одну актуальную в те времена городскую профессию - профессию старьевщика.

"Старьевщик" для современного обывателя - профессия весьма туманная. Современный обыватель привык к централизованному вывозу мусора, сайтам вроде "Авито" и секонд-хендам. В Российской империи, естесственно, ничего такого не было. тут в дело включались старьевщики. Все они почти поголовно были татарами. Они целыми днями бродили по улицам, заходили во дворы, разбирали кучи мусора на предмет старых вещей, могущих представлять хоть какую-то ценность. Они также скупали старые и ненужные вещи за бесценок напрямую у населения. Их фирменным кличем был "шурум-бурум", а непременным атрибутом - огромный мешок.

Дворники, швейцары, городовые и сторожа ненавидели старьевщиков. Оно и понятно - вечно грязные, в пропахшей мусором одежде и замызганной обуви - старьевщики выглядели неказисто. Поэтому в приличные дома и общественные места их старались не пускать. Также как например и шумных солдат и матросов, а также назойливых бродячих музыкантов, любящих выпить и подебоширить. Именно этой цели и служили пресловутые таблички, где под "татарами" подразумевались именно старьевщики, люди непрестижной, тяжелой, но все-таки нужной и полезной профессии.

Еще мои статьи на похожие темы:

Путеводитель по каналу:

Путеводитель по каналу
Илья Duke23 мая 2022