Найти тему
Илья Duke

Древний город Башкорт и то, что о нем надо знать

В околоисторическом и медийном пространстве уже довольно давно муссируется легенда о некоем древнем граде Башкорт, который был расположен на территории современной Уфы. И на первый взгляд такой город действительно существует. Древнее городище на территории Уфы действительно найдено и у археологов это место именуется как "Уфа-II". Но тут не все так просто. И в этой статье будем разбираться.

Идею о древнем городе Башкорт активно продвигает башкирский историк Нияз Мажитов. И если сразу предположить, что тут все та же история, как и в случае с так называемыми Булгарскими летописями, о которых я писал в своей отдельной статье:

то все будет не совсем так. Мажитова поддерживает и другой ученый - Александр Юрченко. Поэтому с данным мифом будем разбираться основательно и досконально.

Одним из основных доказательств существования древнего башкирского города часто приводят тот факт, что он якобы изображен на средневековой карте, называемой Каталонский атлас, составленной в 1375 году. Александр
Юрченко утверждает, что на месте слияния рек Белой и Уфы стоял город, который на латинском назван как Пашерти, который почему-то сам Юрченко переводит как Башкорт. При этом он никак не обосновывает связь латинского Pascherti и названия Башкорт. Это уже даже не народные этимологии (утверждение о связи тех или иных топонимов, гидронимов, этнонимов и т.д. всего лишь на основе похожести их звучания) которыми любят пользоваться любители так называемой "альтернативной истории", а вообще какое-то притягивание за уши . Еще Юрченко говорит, что город находится на месте слияния рек Белой и Уфы. Об этом моменте поговорим чуть позже. А пока проследим чуть дальше сам миф об этом городе. Также Юрченко утверждает, что город Башкорт можно рассматривать как торговую факторию, максимально приближенную к зоне обмена мехов на серебро. Так в Золотой Орде функционировали торговые фактории генуэзцев и венецианцев в Крыму и на Дону.

Соответственно при археологических раскопках на остатках этого города мы должны обнаружить следы регулярного пребывания в граде Башкорт генуэзцев, венецианцев или каких-нибудь других европейских купцов, так как по словам этого историка, Башкорт мыслится как ведущий город в торговле мехами из Югры. Однако реальные археологические находки с места раскопок "Уфа-II", c которым и связывают как говорилось уже ранее город Башкорт, не соответствуют тому, что говорит Юрченко и вообще крайне скупы. Археолог Владимир Иванов в своей работе полностью опроверг возможность существования на месте городища крупного торгового центра. Вот дословная цитата из работы Иванова:

"Что же касается периода Золотой Орды, то, опять-таки, судя по археологическому материалу, в это время городище Уфа-II представляло собой какое-то заурядное поселение, скорее всего – сезонное (типа кишлака) местных чияликских племен или (в лучшем случае) ставку какого-нибудь ордынского сборщика ясака."

Вывод всей работы в том, что Уфа-II представляло собой всего лишь довольно заурядное городище людей, которых археологи относят к Бахмутинской культуре.

Также Юрченко ссылается на испанский трактат XIV века, созданный по мотивам средневековых карт. Его автор является современником создателя Каталонского атласа. И по сути получается, что поскольку сам этот трактат создан по мотивам средневековых карт, это не независимый от Каталонского атласа источник. История до боли напоминает другую историю - с Мекленбургскими генеалогиями и попытками некоторых деятелей привязать их к родословной Рюриковичей, о чем я также писал в своей отдельной статье:

То есть тут мы получаем подтверждение информации из карт ссылкой на этот трактат, который черпает информацию из тех же самых карт.

Изучим теперь внимательно сам Каталонский атлас. Это составная карта, из восьми частей. Для своего времени, то есть для XIV века, эта карта вершина каталонской школы картографии. Подготовлена она в Пальма-де-Майорка евреем Авраамом Крескесом с сыном Иегудой Крескесом по заказу арагонского короля Хуана I. Как дар французскому королю издавна хранится в Париже.

Интересующая нас область карты, где изображен город Пашерти, ниже на фото. Рядом с городом нарисован человечек в зеленом одеянии и босоногий - это изображение золотоордынского хана Джанибека.

-2

О Джанибеке на карте написано следующее: "Государь этой северной земли, царство которого простирается от области Булгария до города Органцио. Государя зовут Ямбек, повелитель Сарры". Сарра - Сарай, столица Орды. Органцио - Ургенч, сейчас город в Узбекистане.

Города вокруг хана Джанибека изображены в виде крепостей, и у каждого города есть древко, на котором флаг с царской тамгой. Даже соседние граду Пашерти, такие как Джонан и Сибур, имеют флаги с золотоордынской тамгой. То есть, составитель-картограф нам явно хочет дать понять, что города с ордынской тамгой имеют самое прямое отношение к золотоордынскому царю Джанибеку. И тут мы замечаем, что город Пашерти лишен такого атрибута! Что не нормально т.к. город явно должен был бы быть подчинен Золотой Орде. Больше похоже что Пашерти обозначает лишь некую географическую область, а не город. Похожий случай как вы помните у нас был с так называемой Великой Тартарией, о чем у меня тоже есть отдельная статья:

Великая Тартария - мифы и реальность
Илья Duke4 июня 2021

Также, как мы помним, Юрченко указывает, что якобы град Башкорт находится на месте слияния рек Белая и Уфа. Мы внимательно вглядываемся в эту карту и не обнаруживаем никаких надписей, которые бы говорили, что город Пашерти на месте слияния рек Белая и Уфа. На карте вообще никак не обозначены названия рек. И вообще, надпись Пашерти находится далеко от места слияния двух рек. Кстати своей проекцией реки очень похожы на Волгу и Каму. И смотря на карту скорее складывается ощущение, что Пашерти все-таки располагается на Каме. При этом даже сам Юрченко в 2018 году в своей статье писал:

"В атласе вдоль реки Едил (Волга и ее приток Кама) изображены пять городов: Jornan, Ciutat de Marmorea, Pascherti, Fachatim, Sebur".

Получается, что сейчас Юрченко переобулся и город Пашерти у него переехал с берегов Камы и Волги на берега рек Белая и Уфа. И мы похоже знаем причину такого переобувания у историка - ему очень хочется поучаствовать в проекте главы Башкортостана Радия Хабирова с Музеем кочевых цивилизаций.

Теперь коснемся письменных источников. Археолог Владимир Иванов также подлавливает Нияза Мажитова на манипуляции письменными историческими источниками. Иванов напоминает, что, например, доминиканский монах Юлиан во время своего путешествия посетил такие города, как Штульвейссенбург, Фюнфкирхен, Белград, Ниш, Софию, Филиппополь и Адрианополь, Константинополь и Тмутаракань. Но почему-то в своих записях он после посещения городов Великого Болгара и после того, как направился дальше на Восток, никаких городов не увидел. Пашерти, Паскарти и так далее не фигурирует у него в записях.

Монах-путешественник и францисканец Вильгельм де Рубрук, съездивший в 1253 году в Монголию, тоже ни о каком городе Башкорт не сообщает и не пишет. Иванов приводит цитату из записей де Рубрука.

"Проехав 12 дней от Этилии, мы нашли большую реку, именуемую Ягак; она течет с севера, из земли паскатир, и впадает в вышеупомянутое море. Язык паскатир и венгров – один и тот же; это – пастухи, не имеющие никакого города; страна их соприкасается с запада с Великой Булгарией. От этой земли к востоку, по упомянутой северной стороне, нет более никакого города. Поэтому Великая Булгария – последняя страна, имеющая город. Из этой земли паскатир вышли гунны, впоследствии венгры, а это, собственно, и есть Великая Булгария".

Таким оброазом, обращение к средневековым письменным источникам в надежде там найти упоминание града Башкорт бессмысленно.

Теперь взглянем на карту братьев Фрациска и Доминика Пиццигани, составленную в 1367-1373 годах. На интересующей нас области карты мы видим некий городок, который называется Паскари.

-3

Не Башкорт, и не Пашерти. А Паскари. И, судя по виду нарисованной реки, перед нами река Итиль-Волга и втекающая в неё Кама, уходящая строго на север. Но никак не река Белая или Уфа, о чем нам пытается сказать Юрченко.

Еще можно вглянуть на карту Меркатора, составленную в 1569 году. На карте нарисована некая область под названием Пашерти. Но, обратите внимание, что это местность рядом с Пермью в районе реки Печора т.е. это вообще не то что нам нужно.

На карте Вильяма Блау, составленной в XVI веке, также есть местечко Пашерти, которое все так же находится на берегу реки Вечора-Печора, на севере Уральских гор, недалеко от места под названием Великая Пермь.

Таким образом, если башкирские историки норовят найти некий свой затерянный башкирский город, отождествленный с понятием Паскарти-Пашерти, но понимаемый как Башкорт, то тогда башкирским историкам придется согласиться с тем, что прародина башкир находится на севере, где-то на территории современного Пермского края и Республики Коми, и что на нынешней территории Башкортостана этнические башкиры - это на самом деле пришлый народ, что естественно идет вразрез с их идеей об автохтонности башкир.

Подытожив, можно сказать, что миф о городе Башкорт является проявлением башкирского национализма. Замысел творцов этого мифа видимо в том, чтобы провозгласить, что дескать в Башкортостане издавна проживает только одна титульная и республикообразующая нация, то есть башкиры. Также интересно отметить, что башкирские альтернативщики, действующие в медийном пространстве, одновременно с этим заняты работой по созданию еще более глобального мифа, мол, на месте Башкортостана раньше был "древний Башкортостан", у которого в свою очередь была "древняя столица". Это до боли напоминает картину с нашими собственными лжеучеными и альтернативщиками. Если в околонаучном пространстве несмотря на подтвержденный наукой (главным образом археологией и лингвистикой) факт скандинавкого происхождения варягов, упоминающихся в русских летописях, варягов по прежнему как и в XVIII-XIX века пытаются сделать славянами, то у альтернативщиков уже наготове миф о "древней славянской империи", которой чуть ли не 7500 лет.

В итоге в случае с Башкортом мы видим еще один случай, когда лжеисторики идут на поводу у националистов.

Еще мои статьи, разоблачающие современные распространенные лжеисторические мифы:

Почему Киев не "мать городов русских"

Аркаим - сенсация, которой не было

Лженаука и варяги Льва Прозорова

Княгиня Ольга. Хельга или Вольга?

Об Игоре князе замолвите слово...

Сколько было Игорей?

Государство, которого не было

Был ли сокол родовым гербом Рюриковичей?

Почему княгиня Ольга - "королева ругов"?

Какое отношение имеет санскрит к русскому языку?

Было ли Монголо-татарское иго? Или все таки нет?

Великая Тартария - мифы и реальность

Как огромная монгольская армия ходила в длительные походы

Почему татары на миниатюрах похожи на европейцев?

Приорат Сиона - мистификация или тайный заговор?

Сколько лет Киеву?

Почему Великая Китайская стена такая странная?

Почему Выборг - не древний славянский город

Дальневосточные пирамиды. Следы утраченной цивилизации?

Загадка гробницы погибшего короля

Костенки. Правда и вымыслы

Удивительные вещи, которые можно заметить на древних рисунках

"Древний камень со славянскими письменами" как наглядное доказательство необходимости критического отношения к источнику