Сегодня мы расскажем о пути в науку заведующего кафедрой региональной экономики и природопользования, заслуженного географа РФ профессора Владимира Разумовского.
Владимир Михайлович, как вы пришли в науку?
Научными исследованиями я начал заниматься в проектном институте, совмещая проектную работу с исследовательской. Вначале это были проекты рекультивации крупных карьеров. В те времена (60-70-е годы прошлого века) опыта таких работ практически не было и пришлось создавать научное обоснование проектных решений. В дальнейшем результаты этих исследований я использовал в своей кандидатской диссертации.
Как складывался ваш научный путь, каковы его основные вехи?
Мой путь в науке складывался достаточно удачно. Мне всегда везло на организации, в которых приходилось работать, и на коллег, у которых я многому научился. Удачным для себя я считаю то, что в начале карьеры мне довелось работать в основном в практической сфере, в областях военной географии, геологии, горного дела. Пятнадцать лет работал в проектном институте, где последовательно прошел путь от инженера до главного специалиста. Этот опыт очень мне пригодился в образовательной и исследовательской деятельности.
Основная тема вашего научного интереса –регионоведение. Как она менялась с течением времени?
Сразу после Ленинградского университета я работал в геологической организации, в функции которой входили и военно-географические исследования. По существу, это было военное регионоведение – комплексная оценка региона как возможного театра военных действий. Затем я занимался разведкой и проектированием минерально-сырьевых баз для промышленных предприятий, проектированием территориально-производственных комплексов. Перейдя в наш университет, я продолжаю проектную деятельность, совмещая ее с преподавательской, но объекты проектирования уже расширились до крупных регионов. В частности, мне довелось руководить работами по территориальному планированию Красноярского и Камчатского краев. Эти работы опирались на регионоведческую основу; к этому времени я уже занимался вопросами теории и методики регионоведческих исследований.
Продолжительные преподавательские летние отпуска позволяли мне в течение многих лет работать в различных экспедициях, в основном на Севере. По результатам некоторых из них были составлены проекты национальных парков «Онежское Поморье» и «Водлозерский». Знания, полученные в экспедициях, и опыт полярных исследований послужили опорой в организации в нашем университете Научно-образовательного центра эколого-экономических исследований Арктики.
Мои научные интересы не ограничиваются регионоведением. Примерно в равной степени я занимаюсь проблемами рационализации природопользования и пространственного планирования. В последние годы меня очень привлекает пространственное планирование морей и побережий. Это сравнительно новые и мало изученные (особенно в арктической зоне) объекты исследований.
Можете ли выделить свои главные научные достижения?
Понятие «научное достижение» применительно к своим работам использовать довольно сложно. Поэтому рискну упомянуть лишь монографию «Эколого-экономическое районирование», которая АН и РГО была удостоена Золотой медали им. Семенова-Тян-Шанского.
В создании / деятельности каких научных организаций вы участвовали?
Мне довелось участвовать в деятельности Научно-исследовательского и проектно-изыскательского института «Урбанистика», НИИП Градостроительства, Научно-исследовательского института перспективного градостроительства, Института географии РАН, а также в создании упомянутого Научно-образовательного центра эколого-экономических исследований Арктики СПбГЭУ. На нем мне хочется остановиться подробнее. Основными задачами центра, наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов для регионов Российской Арктики, являются расширение возможностей участия ППС в актуальных арктических исследованиях и проектной деятельности, включение обучающихся в эту деятельность.
На ближайшую перспективы центр планирует создание единой Информационной базы данных (ИБД) «Регионы Российской Арктики»», обобщающей результаты его деятельности и позволяющей осуществлять экспертизу проектных решений, формировать междисциплинарные команды, контролировать ход выполнения проектов и достигнутые результаты.
Почему, на ваш взгляд, в последнее время усилился интерес к исследованию Арктической зоны?
Проблемы развития экономики Российской Арктики являются традиционным направлением научных исследований нашего вуза. Сотрудниками университета выполнялись хоздоговорные и научно-исследовательские работы, посвященные социально-экономическому развитию северных территорий. СПбГЭУ, как опорный университет ПАО «Газпром», располагающий широкой сетью партнерств с университетами и научными центрами СЗФО и Арктических государств, имеет опыт выполнения НИР и проектов по направлениям, указанным в Стратегии развития Арктической зоны РФ.
Выполняются и другие фундаментальные и прикладные исследования, ведется консалтинговая деятельность в сфере социально-экономического развития и рационального использования природных ресурсов Российской Арктики. Сотрудниками СПбГЭУ выполнено более 20 проектов и опубликовано в последние годы более 40 печатных работ, посвященных развитию Арктической зоны России.
В последние пятилетие сотрудниками университета составлен ряд экспертных заключений по итогам Международных арктических форумов, по арктической проблематике регулярно проводятся научные семинары и круглые столы с участием студентов и молодых ученых.
Все изложенное свидетельствует о солидной деятельности нашего университета в решении важной государственной задачи – социально-экономического развития северных регионов.
До 2021 года вы являлись вице-президентом Русского географического общества. Какую роль РГО играет в мировых и отечественных исследованиях?
РГО одно из старейших, крупнейших и наиболее уважаемых географических обществ в мире. Многие ведущие географы нашей страны и представители смежных наук, широко известные в научном мире своими достижениями, являются членами РГО. РГО принимает активное участие в ряде международных проектов, связанных с исследованиями Арктики и Антарктики, Мирового океана, проблемами сохранения природного разнообразия. В отечественных исследованиях деятельность РГО структурирована по центральным комиссиям – образовательной, природоохранительной, этнографической, туризма, территориальной организации и планирования. Сопредседателями последней являются академик П.Я. Бакланов и я.
Региональные отделения РГО имеются практически во всех субъектах РФ. Они выполняют организационные функции, проводят различные мероприятия на местном уровне, включая просветительскую деятельность и работу с молодежью.
Меняются ли задачи РГО в связи с происходящими в последние годы событиями в мире?
Основные задачи РГО (изучение нашего отечества и сопредельных стран и др.), поставленные еще нашими великими предшественниками, не меняются. Возможны некоторые временные корректировки в международных связях.
В своей научной деятельности вы много внимания уделяли современным проблемам регионоведения. Можете назвать эти проблемы. Определены ли пути их решения?
Как и в каждой области знаний в регионоведении есть проблемы методологического, методического и организационного характеров. Перечисление всех заняло бы слишком много места и времени. Традиционно обсуждаемой проблемой стало определение места регионоведения в системе наук. С конца прошлого века идет дискуссия о соотношениях регионоведения с другими науками – географией, регионально, экономикой, историей, политологией. Имеют место попытки со стороны представителей отдельных наук «монополизировать» регионоведение. Это очень важная в методологическом отношении проблема, поскольку ее решение многое определяет в формировании современной парадигмы нашей области знаний. Ряд вопросов связан с развитием представлений о предмете регионоведческих исследований в контексте нового направления – «проблемного регионоведения».
На мой взгляд пути решение этих и других проблем и вопросов будут определяться по мере формирования социального заказа на регионоведческие исследования и развития методики его выполнения.