Доверчивость наших сограждан издавна является благодатной почвой для дельцов самых разных мастей. Здравоохранение не исключение. В результате у медицинского обслуживания появилось множество альтернативных методов. Не то чтобы конкурирующих, ибо больных столько, что хватит на всех, – просто методы эти довольно любопытны. Тем более, что медикаментозные способы лечения, оказывается, – не всегда лучшее решение. А появление на фармацевтическом рынке фальсифицированных лекарств только подливает масла в огонь. Пока государственные деятели не могут прийти к согласию по утверждению того или иного закона, непорядочные, но предприимчивые граждане под шумок вседозволенности активно взяли инициативу в свои руки. Тут и экстрасенсы разных рангов, и знахари, и шептуньи, и даже хилеры - «хирурги, оперирующие без скальпеля». С церковной кафедры все чаще звучат предупреждения об опасности духовных последствий нетрадиционного лечения. А целители, в свою очередь, обвиняют церковь в невежестве и отсталости. Возникают закономерные вопросы: что можно и что нельзя? как распознать, имеет ли то или иное лечение негативный духовный подтекст? Ответы на эти вопросы ищем вместе со специалистами и с пастором.
Ольга Чеканова, преподаватель кафедры фармакологии, Кубанский медицинский институт:
– Ольга Александровна, для начала поделитесь предысторией современных медикаментов. Чем человек лечился до их появления?
– До того, как современная медицина получила синтетические лекарственные средства, лечение заболеваний было возможно только средствами, приготовленными из природного сырья: вытяжек из растений, минералов, металлов. Использовались некоторые ткани, эндокринные железы, органы животных и рыб.
– Как современная медицина относится к подобным древним средствам?
– Неоднозначно. Некоторые врачи-приверженцы натуральных продуктов находят в использовании этих средств массу преимуществ. Другие категорически против препаратов, содержащих желчь, змеиный яд, эндокринные железы животных.
– В последние годы растет число людей, предпочитающих траволечение и другие нетрадиционные методы. Всегда ли можно отказаться от синтетических медикаментов?
– Наверное, нет. Например, синтетические медикаменты – это единственное, что позволяет больным эпилепсией быть социально реабилитированными и поддерживать относительно неплохое самочувствие. Если при эпилепсии и назначаются другие, немедикаментозные средства, они все-таки играют больше вспомогательную роль. Бесспорна необходимость традиционных лекарств и при оказании скорой помощи.
– Значит ли это, что синтетические препараты лучше использовать только в экстренных случаях, а в остальных – воспользоваться альтернативными методами, более натуральными?
– Вполне. При неострых болях можно обойтись препаратами растительного происхождения.
– Известно, что наряду с терапевтическим эффектом все медикаменты оказывают вредное воздействие на организм. Расскажите, как это происходит.
– Действительно, увлечение только синтетическими лекарствами в лечении чревато целым рядом негативных последствий. В большинстве случаев в составе лекарств содержатся чужеродные вещества. Отсюда увеличение количества и форм аллергических заболеваний.
– Почему фармакологическая промышленность не может производить лекарства, не имеющие длинного списка побочных эффектов и противопоказаний?
– Этот длинный список не означает, что препарат плох. Это означает, что существуют только общепринятые дозировки, но нет никакого учета индивидуальной чувствительности, переносимости этого препарата. А индивидуальный подход обязателен.
Алексей Сербуль, рефлексотерапевт, член церкви «Дом Евангелия», г. Краснодар.
– Алексей, вы христианин и при этом занимаетесь рефлексотерапией. Насколько известно, церковь не одобряет подобные практики. Почему?
– Не одобряет. Потому что люди неправильно научены, им неверно преподнесли суть рефлексотерапии. Есть литература, высказывающаяся об иглоукалывании довольно нелестно. Причем авторы этих изданий не имеют должного представления о данном методе лечения. Широко используемая в языческих странах, иглотерапия впала в немилость западных церквей только по причине недостаточной изученности. Да и вообще, все, что имеет хоть какое-то отношение к язычеству, в христианском обществе отвергается, не всегда имея на это основание. Кстати сказать, основоположниками хирургии как отрасли медицины были древнеегипетские жрецы, которые потрошили мумии и таким образом накопили анатомические знания. Первыми хирургами стали именно жрецы. Но мы ведь не отвергаем сегодня хирургию только потому, что она пошла не оттуда, откуда нам хотелось.
– Одобрен ли этот метод Минздравом страны?
– Да. Работают целые отделения рефлексотерапии, где работают дипломированные специалисты, врачи. Так же, как в любой другой отрасли медицины, люди защищают докторские диссертации, пишут научные статьи. Все беда в том, что проще всего отрицать то, о чем не имеешь ни малейшего представления. А происходит именно так. Люди повторяют чьи-то слова, не потрудившись изучить объективную суть данной терапии.
– Объясните, пожалуйста, механизм действия иглоукалывания.
– В этом нет ничего сложного. Когда мы воздействуем на акупунктурные точки, этим мы утилизируем то статическое электричество, которое проходит по нервам, и включаем механизмы регуляции взаимодействия внутренних органов. То есть все просто до элементарности. Когда речь идет об энергии, которая течет по каналам, имеется в виду как раз статическое электричество. Все мы учили физику и можем представить, что по нервам проходит ток. Соотвественно есть участки или зоны, называемые акупунктурными (лат. acus – игла + punctura - укол) точками, которые направлены на то, чтобы то статическое электричество, которое не поглощают ткани, регулировалось, использовалось. Более того, на точку ведь можно воздействовать не только иглой, а и обычным разминанием, растиранием, лазером, массажем, прижиганием. Существует целая отрасль промышленности, выпускающая специальные приборы. С помощью электрических импульсов они воздействуют на акупунктурные точки с той же целью – активизировать энергию. Эти приборы используют и для диагностики заболеваний по методу Фолля, они измеряют электрическое сопротивление в этих точках и на основании этого ставится достаточно точный диагноз, без УЗИ, рентгена и т д. Так что никакой мистики, никакой магии в этом нет. Я совершенно в этом убежден. И вот здесь стоит сказать о тех непорядочных специалистах, которые, занимаясь иглоукалыванием, окружают себя каким-то магическим ореолом, дополняя обычные манипуляции элементами шаманизма, различных философий. Чаще всего это делается для придания себе имиджа целителя, наделенного особой духовной властью. Вот это настоящее шарлатанство, обман.
– Значит, рефлексотерапия не имеет никакого подтекста, духовного или философского?
– Нет. Но мы знаем, что оккультные практики есть. Как же определить, где медицина, а где оккультизм? Следует обратить внимание на некоторые критерии. Например, если при лечении требуется специальное духовное посвящение, медицина такие практики применять не должна. Это же относится к заклинаниям, молитвам.
– То есть рефлексотерапию можно назвать отраслью традиционной медицины?
– Совершенно верно. Это отрасль медицины, научность которой доказана.
– Что вы скажете о последствиях неправильного иглоукалывания? Опасны ли они?
– Последствия гораздо менее опасные, чем, например, в хирургии. Но иглоукалывание дает хороший эффект только тогда, когда производится грамотно. Здесь все так же, как в любом другом деле.
Комментарий священнослужителя –
Васильев В.В., пресвитер церкви «Вифания»:
– В отношении иглоукалывания и рефлексотерапии сегодня в христианстве сложилось скорее негативное мнение. Отчасти оно верное, так как корни этих лечебных практик находятся в восточных языческих культах. Но я бы разграничил восточные практики, небезобидные по своим духовным последствиям, и использование рефлекторных механизмов саморегуляции организма, заложенных Творцом, известных современной медицине.
Акупунктура по своей сути является производной восточных духовных практик, основанных на движении “энергии” в теле человека, и попытке влиять на движение этой “энергии”.
Рефлексотерапия использует рефлекторные механизмы влияния на определенные участки тела с целью активизировать или затормозить те или иные физиологические реакции или процессы в организме человека, и в этом их отличие. Всем известный массаж является по своей сути рефлексотерапией, и тем более его всевозможные аппаратные формы, (одной из которых можно назвать и иглоукалывание). Но в случае, когда иглоукалывание или массаж осуществляется тем, кто практикует восточные культы, есть опасность того, что человек использует и привносит в лечение соответствующую духовность.
Попытка соединить акупунктуру и рефлекторный массаж неизбежно опирается на духовность восточных практик. Не обязательно обладать обширными специальными познаниями в области анатомии и физиологии, чтобы убедиться, что биологически активные точки (БАТ) не являются рефлекторными с точки зрения медицины и являются точками циркуляции “энергий”. Здесь для воздействия и получения эффекта необходимы уже не физиологические механизмы, а духовные, вторгаясь в которые, человек открывает себя для их воздействия.
Мариет Кочтюрк