Ляля заняла место рядом с Валерием и не пожалела об этом ни на секунду: давно ей не доводилось знакомиться и общаться с человеком настолько лёгким и позитивным.
Нет, новый знакомый как будто вовсе и не пытался произвести впечатление на Лялю; они просто разговаривали, обсуждая всё на свете, однако почти сразу Ляля почувствовала какую-то лёгкость в общении, понимание с полуслова. Как сейчас часто говорят, Ляля и Валерий были явно на одной волне.
По другую руку от Валерия сидел Пётр, а при нём Ляля почему-то постеснялась задать занимающий её вопрос. К счастью, вскоре почти все, находящиеся за столом, достигли состояния готовности к танцам, да и у Ляли появилось больше смелости после бокала красного вина, потому, когда Валерий пригласил её на медленный танец, она почти сразу приступила к расспросам.
- Валерий, я правильно поняла, вы учились в одном классе с Петром?
- Да, было дело, - улыбнулся Валерий.
- Тогда вы должны хорошо помнить и моего мужа, Владимира Серова.
- Конечно же, я прекрасно помню Володю, хоть и не видел его с момента окончания нами школы.
- Думаю, и Володя вас прекрасно помнил. И вот я никак не могу понять, почему ничего не слышала о вас и никогда вас не видела? Ни Володя, ни остальные ребята никогла ничего о вас не говорили.
Валерий как-то странно усмехнулся, и Ляле показалось, что ему не слишком понравилось услышанное. Однако его ответ прозвучал по-прежнему легко:
- Возможно, так получилось, потому что я уехал практически сразу после выпускного, а вернулся в родной город всего год назад. Два года назад я овдовел. Год жил на прежнем месте. Потом, когда прошла годовщина после ухода моей жены Дианы, я продал квартиру и загородный дом, купил дом поменьше, уже здесь, а оставшиеся после продажи деньги разделил между нашими с Дианой дочерьми, Светой и Наташей. Дочери остались на юге, - там, где мы прожили больше тридцати лет. А я вот уже почти год живу здесь. Если честно, я думал, что все рябята уже забыли меня, потому что раньше мы не общались. Только когда один остался, купил новомодный смартфон и зарегистрировался в социальных сетях. Там меня Петя и нашёл.
- Извините за нескромный вопрос, Валерий... Вы военный?
- Почему же нескромный? Вполне нормальный вопрос. Когда-то давно я окончил Военно-инженерное училище, больше десяти лет мы с Дианой, а потом и с детьми, ездили по разным гарнизонам. Потом попытался поступить в академию, но не удалось. Вышел в отставку, - мы как раз тогда жили в Краснодарском крае. Там и остались. Работал инженером в оборонке. А вы, Ляля, где и кем работаете? Вы ведь работаете, я не ошибаюсь?
- Не ошибаетесь. Пока работаю, директором художественной школы, хотя мечтала выйти на заслуженный отдых в пятьдесят пять лет. Думала, что мы с Володей переедем за город, на дачу, и будем жить там постоянно, однако не сложилось. Володи не стало, когда ему было пятьдесят девять, а мне - пятьдесят четыре. Пришлось перестроить все свои планы.
- Я вас понимаю, Ляля, - серьёзно кивнул Валерий. - Понимаю, как никто другой. Потерять человека, с которым бок о бок, душа в душу прожиты десятилетия, это... Это как бо́льшую часть себя потерять. Сколько лет вы были вместе с Володей?
- Тридцать пять.
- Очень жаль, что Володя ушёл так рано. Я тоже даже помыслить не мог о том, что переживу Диану. Мы с юности были вместе, более сорока́ лет. Мне казалось, что мы с ней непременно умрём в один день, как в сказке. Однако жизнь распорядилась по-другому. Но я очень рад, что жизнь у Володьки сложилась счастливо, и с женой ему повезло. А дети есть у вас?
- Сын Павел, живёт и работает в столице. У Павла и Кати две дочери, мои внучки, школьницы. А у вас есть внуки?
- Есть, четверо. Старшему уже двадцать, а младшей внучке четыре года.
- Валерий, мы с вами уже на третий танец пошли, и два из них - под быструю музыку. Вот как заговорились.
- Зато как много узнали друг о друге!
- Однако пора вернуться, друзья уже смотрят на нас удивлённо.
- Ещё вопрос, Ляля, и вернёмся за стол. Скажите, как вы обычно проводите свободное время? Ходите ли в театры, в кино, на концерты? Какой досуг вам больше по сердцу?
- Больше всего мне нравится посещать выставки. Или музыкальные вечера в филармонии.
- За прошедшие два года я совсем одичал, признаться. Не могли бы вы стать моим гидом и приобщить меня к культурной жизни города?
- С удовольствием.
Ляля согласилась настолько быстро, потому что ей очень хотелось согласиться. Она и сама в какой-то мере одичала, поскольку ходила на мероприятия почти всегда одна. Подруги все семейные, занятые домом, детьми и внуками, а у неё свободного времени полно, особенно, по вечерам и по выходным дням.
- Вот и отлично, я рад, что вы согласились мне помочь. Тогда, с вашего позволения, я позвоню вам.
Позвонить Валерий пообещал, конечно, однако к концу вечера у мужской части компании начались долгие и вдумчивые философские беседы, потому Ляля уехала на такси, так и не оставив Валерию номер своего телефона.
Вообще, жизнь приучила Лялю не верить в правдивость обещаний, подобных "мы вам перезвоним", или "мы с вами свяжемся". Не особо верила она и в этот раз.
Однако Валерий позвонил во вторник на следующей неделе и сообщил, что забронировал два билета в филармонию на пятницу. Если Ляля сможет пойти с ним, то он сию секунду выкупит билеты. Ляля согласилась пойти, несмотря на то, что у неё как раз гостили сын, невестка и внучки.
Так начались совместные "экскурсии" Ляли и Валерия. Прогулки по городу, спектакли, концерты и выставки... Не слишком часто. Раз, реже - два раза в неделю.
Валерий был галантен, спокоен и безукоризненно вежлив; к тому же, у них находилось всё больше тем для разговоров, интересов и душевных точек соприкосновения.
* * * * * * * * * * *
Маша позвонила Ляле во второй половине февраля, и Ляля сначала подумала, что звонок связан с предстоящим праздником. В принципе, так оно и было, - некоторое время они обсуждали грядущую совместную встречу на даче у Петра и Галины.
А потом Маша немного помолчала и вдруг сказала нарочито равнодушным тоном:
- Видела в выходные вас с Валерием около парка.
- Да? - удивилась Ляля. - Почему не подошла? Я тебя не видела.
- Я с невесткой и внуками ехала в машине мимо. А то, что ты не заметила нас, - немудрено. Вы с Валерой были так увлечены друг другом! Ляля, скажи честно, у вас с ним что, роман? Или просто приятельские отношения?
- Машунь, - мягко ответила Ляля. - Ты же прекрасно знаешь, что я не любитель подобных разговоров. Тем более, мне нечего ответить, поскольку я сама ничего не поняла ещё, а задумываться не хочу. Просто хочу общаться с человеком, который мне приятен.
- Спору нет, Лялечка, и ты, безусловно, полностью права. К тому же, вы оба - одинокие, свободные люди. Но мне почему-то кажется, что ты не всё знаешь о Валерии. Мне самой недавно Галя это рассказала по секрету, а ей - Петя.
- По секрету всему свету, - усмехнулась Ляля. - Так и рождаются сплетни.
- Да тут не сплетни, Лялечка. И я уверена в том, что ты должна об этом знать, хоть Галка и спорит со мной. Дело в том, что когда-то очень давно, тогда, когда Пете, Володе и Валере было по семнадцать лет, Валера увёл у Володи девушку, которую Володя очень любил, Диану. Очень драматичная история была.
Продолжение:
Большое спасибо за поддержку Татьяне Олеговне.