Найти в Дзене
Рисую в 50

Напряги извилины. Смешные и умные карикатуры Джозефа Новака

36-летний художник Джозеф Новак обладает великолепным «чёрным» чувством юмора, позволяющим ему уже 12 лет подряд создавать карикатуры (на Западе такие называют одностраничными комиксами), которые и без перевода будут понятны в любой части мира. Работы Новака не бьют в лоб и избавлены от шуток «ниже пояса»: чтобы постичь заложенный в них смысл, требуется задействовать образное мышление. Но при этом нельзя не признать, что карикатурист шутит хоть и специфически, но зато умно, задорно и действительно очень смешно.

Художник родился в Канаде, но уже много лет живёт и работает в Берлине. Он постоянно находится в творческом поиске. Иногда зрителю может показаться, что в его карикатурах много странного и сюрреалистичного. Но в этом и заключается его художественный метод.

Чтобы достичь большего комедийного эффекта, требуется взять какую-нибудь жизненную историю, вывернуть её наизнанку, низвести до глупости, добавить к ней изрядную порцию абсурда, щедро посыпать чёрным юмором и – вуаля! – получайте блюдо от шефа. Именно такие «перевёртыши», как показывает практика, и нравятся зрителям. Примитивные шутки никому не нужны, от пошлости люди быстро устают. Хорошо рассказанная история должна вызывать реакцию: «А, понял! Вот в чём соль!» и радостный смех.

Рабочий процесс Джозефа Новака строится следующим образом. После того, как подходящая шутка отобрана из десятков других, он делает набросок, сканирует его, переносит цифровую копию в свой верный iPad, а затем создаёт чёрный контур и добавляет рисунку требуемые цвета. Новые технологии очень нравятся художнику, поскольку они здорово ускоряют творческий процесс и делают его «намного более плавным, быстрым и безбумажным».

«Я никогда не считал себя достаточно умным, чтобы сделать карьеру на создании шуток, - признался Джозеф Новак в одном из интервью. - Первые несколько комиксов я нарисовал ещё в колледже, но из этого ничего путного не вышло. И только в 2011 году, когда у меня уже была постоянная работа, мой ум начал генерировать разные глупые концепции. На рабочем столе я держал небольшой блокнот, который пополнял во время каждой смены. Как только у меня накопилась пара сотен идей, я начал рисовать».

Джозеф Новак говорит, что идеи для новых комиксов посещают его внезапно и похожи на озарения. Соответственно, вдохновить его могут как реальные события, вызвавшие какой-то резонанс, так и ситуации с заведомо глупым исходом.

Самое сложное в подобной работе – придумать действительно смешную и умную историю. Причём такую, которая имела бы сюжет и запоминалась. Как, например, про повседневную жизнь сороконожки, у которой из-за большого количества конечностей постоянно возникают проблемы: то носки после стирки приходится пересчитывать, то нога поломается, и остальные её никак не компенсируют: всё равно придётся ходить на костылях.

Или маленький эпизод из культурной жизни, когда в музее перед висящим на стене пустым полотном строят трое, и каждый из них видит в нём разное. Обычный человек недоумевает: «Ничего не понимаю!», художник полагает, что такому не место в галерее, а чукча восхищается: «Какой красивый пейзаж!»

«Я записываю любую идею, которая, по моему мнению, имеет потенциал, а затем, когда сижу за столом, ищу ту, которую мне хочется нарисовать. Более половины шуток никогда не превращаются в финальный комикс. При дальнейшем рассмотрении оказывается, что они или не смешные, или слишком похожи на то, что я уже видел. Раньше я думал, что однажды идеи у меня закончатся, но потом я опубликовал книгу, в которую вошла тысяча моих комиксов, и продолжаю их рисовать до сих пор то, что мне кажется свежими и забавным. Я буду это делать, пока у меня действительно не иссякнут идеи. Но, честно говоря, я не уверен, что это когда-нибудь произойдёт. Юмор можно найти в любой ситуации», — считает карикатурист.